Методы формирования исследовательских навыков на уроках биологии | Балхарова Ирина Жаповна. Работа №349899
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования исследовательских навыков у учащихся на уроках биологии. Описаны подходы, которые помогают школьникам развивать критическое мышление, умение анализировать, систематизировать информацию и проводить самостоятельные исследования. Приведены примеры заданий и упражнений, направленных на развитие исследовательской деятельности и углубление знаний по биологии.
Ключевые слова: исследовательские навыки, биология, критическое мышление, анализ, эксперименты, методы.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Балхарова Ирина Жаповна, учитель биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. В. Р. Поликанова р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования исследовательских навыков у учащихся на уроках биологии. Описаны подходы, которые помогают школьникам развивать критическое мышление, умение анализировать, систематизировать информацию и проводить самостоятельные исследования. Приведены примеры заданий и упражнений, направленных на развитие исследовательской деятельности и углубление знаний по биологии.
Ключевые слова: исследовательские навыки, биология, критическое мышление, анализ, эксперименты, методы.
Формирование исследовательских навыков — важный элемент обучения биологии, поскольку этот предмет предполагает не только усвоение теоретических знаний, но и практическое понимание природных процессов и явлений. Развитие исследовательских навыков помогает учащимся самостоятельно находить ответы на вопросы, работать с информацией, анализировать и интерпретировать данные, что способствует более глубокому пониманию биологических процессов. Внедрение исследовательской деятельности на уроках биологии позволяет сделать обучение более увлекательным и полезным для школьников, развивая у них способность к самостоятельному мышлению.
Наблюдение как основной метод исследования помогает учащимся развивать навыки внимательности и анализа. На уроках биологии можно организовать наблюдение за растениями, животными или природными объектами, что способствует развитию у детей способности фиксировать изменения, замечать детали и проводить параллели. Например, учащиеся могут наблюдать за ростом растений в школьной теплице, записывать результаты, фотографировать изменения и делать выводы. Наблюдение развивает у детей навыки систематизации и помогает видеть закономерности в природе.
Эксперимент как метод обучения биологии позволяет учащимся изучать природные процессы на практике, что повышает их интерес к предмету. Эксперименты могут включать в себя такие простые задания, как изучение влияния света на рост растений, эксперимент по выявлению крахмала в листе или наблюдение за поведением микроорганизмов под микроскопом. Учитель может предложить учащимся формулировать гипотезы, проводить эксперименты и записывать результаты, что учит их следовать научному методу и развивает аналитическое мышление. Экспериментальная деятельность помогает школьникам лучше усваивать материал и даёт им опыт самостоятельного открытия новых знаний.
Работа с лабораторным оборудованием способствует развитию у учащихся навыков обращения с приборами и экспериментальными методами. На уроках биологии учащиеся могут использовать микроскопы, лупы, пинцеты и другие инструменты для изучения растительных и животных клеток, микроскопических организмов и структур растений. Например, можно организовать занятие, на котором школьники будут исследовать клетки растений или животных, наблюдая за их строением и фиксируя результаты. Работа с оборудованием развивает у детей уверенность в проведении лабораторных исследований и помогает сформировать представление о процессе научного исследования.
Работа с научной литературой и источниками информации помогает учащимся находить и использовать информацию из разных источников. Учитель может предложить школьникам изучить статьи, научные публикации или книги по биологии, чтобы они могли расширить свои знания и использовать их для выполнения заданий. Например, при подготовке к исследовательскому проекту ученики могут найти и изучить информацию по теме, что помогает им лучше понять материал и научиться работать с научными источниками. Работа с литературой развивает у учащихся навыки критического анализа и умение находить необходимую информацию, что полезно для будущих исследований.
Использование цифровых технологий и программ для анализа данных также способствует развитию исследовательских навыков. На уроках биологии можно использовать программы для построения графиков, таблиц и диаграмм, что помогает учащимся анализировать и интерпретировать данные. Например, при изучении роста растений в разных условиях школьники могут использовать таблицы и графики для визуализации результатов, что делает исследование более наглядным и структурированным. Цифровые технологии позволяют учащимся работать с данными, учат их обрабатывать информацию и развивают навыки анализа и систематизации.
Групповая исследовательская работа позволяет учащимся развивать навыки взаимодействия и учит их работать в команде. Учитель может предложить детям объединиться в группы для выполнения проектов или экспериментов, где каждый будет выполнять определённую роль. Например, одна группа может отвечать за сбор данных, другая — за анализ, третья — за представление результатов. Групповая работа развивает у школьников чувство ответственности, учит их координировать действия и делиться своими знаниями. Исследовательская работа в команде помогает детям учиться у других, обмениваться идеями и улучшает навыки сотрудничества.
Таким образом, можно утверждать, что методы формирования исследовательских навыков на уроках биологии включают наблюдение, эксперименты, проектную деятельность, работу с оборудованием, использование цифровых технологий и групповые исследования. Эти подходы помогают учащимся развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к анализу, учат их применять знания на практике и глубже понимать природу. Важно, чтобы учителя активно внедряли исследовательские методы в процесс обучения, что способствует развитию у школьников интереса к биологии и формированию навыков, необходимых для дальнейшего образования и жизни.
Список литературы
Алижанова
, Х. А. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии / Х. А.
Алижанова
, Т. Ш. Алиханова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 20
20. — № 40 (330). — С. 202-205.
Бережная О.В., Смирнова Н.З. Организация исследовательского урока биологии в школе // Биология в школе № 2, 2014 г.
Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: метод. пособие. - М.: Вента-Граф, 2014. - 160 с.