Методы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников | Латышева Любовь Александровна. Работа №341939
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Развитие этих умений является важным этапом в воспитании ребёнка, так как способствует укреплению здоровья, формированию самостоятельности и подготовке к школе. В статье описаны основные подходы и приёмы, которые могут быть использованы воспитателями для эффективного формирования у детей навыков личной гигиены и культурного поведения. Особое внимание уделено роли игровых технологий и позитивного примера взрослых в процессе воспитания.
Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, дошкольное образование, личная гигиена, воспитание, методы обучения, самостоятельность.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Латышева Любовь Александровна, воспитатель
МОУ «Виноградовская СОШ» структурное подразделение дошкольные группы «Волшебная сказка»
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Развитие этих умений является важным этапом в воспитании ребёнка, так как способствует укреплению здоровья, формированию самостоятельности и подготовке к школе. В статье описаны основные подходы и приёмы, которые могут быть использованы воспитателями для эффективного формирования у детей навыков личной гигиены и культурного поведения. Особое внимание уделено роли игровых технологий и позитивного примера взрослых в процессе воспитания.
Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, дошкольное образование, личная гигиена, воспитание, методы обучения, самостоятельность.
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников играет ключевую роль в их общем развитии и подготовке к дальнейшему обучению. Воспитание таких умений, как соблюдение чистоты тела, уход за зубами, умывание, использование носового платка, а также аккуратное отношение к вещам, закладывает основу для здорового образа жизни и социализации ребёнка.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимо использовать разнообразные методы и подходы, адаптированные под возрастные особенности дошкольников. Важно, чтобы процесс обучения был последовательным, систематичным и проходил в форме, интересной и понятной для детей.
Культурно-гигиенические навыки — это неотъемлемая часть личной культуры и самообслуживания, которые формируются у ребёнка с раннего детства. Освоение этих умений способствует укреплению физического здоровья, развитию самостоятельности, ответственности и дисциплины. Дети, овладевшие основными культурно-гигиеническими навыками, легче адаптируются к условиям дошкольного учреждения и школе, где от них требуется соблюдение определённых норм и правил.
Формирование данных умений у дошкольников требует комплексного подхода, включающего использование различных методов и приёмов.
Воспитатели должны быть образцом для подражания, показывая на собственном примере, как правильно выполнять те или иные гигиенические процедуры. Совместное выполнение ежедневных ритуалов, таких как умывание или чистка зубов, позволяет ребёнку видеть и повторять правильные действия.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, поэтому использование игровых приёмов в процессе формирования культурно-гигиенических навыков особенно эффективно. Например, можно организовывать сюжетно-ролевые игры, в которых дети «заботятся» о куклах или друг о друге, проводя «медицинские осмотры», умываясь, чистя зубы. Это помогает им закреплять навыки в процессе увлекательной активности.
Также важно, чтобы обучение культурно-гигиеническим навыкам происходило постепенно и систематично. Необходимо разбивать сложные действия на простые шаги и многократно повторять их, чтобы дети могли освоить и закрепить каждый этап. Например, сначала можно научить ребёнка намыливать руки, затем — смывать мыло, а позже — вытирать их.
Помимо прочего, использование визуальных и аудиовизуальных средств является очень эффективным инструментом в работе с дошкольниками. Просмотр мультфильмов и видеоуроков, иллюстрации, плакаты с изображением последовательности гигиенических действий помогают детям лучше понять и запомнить правильный порядок выполнения тех или иных процедур.
Также очень важно, чтобы ребёнок получал положительные эмоции от выполнения правил гигиенических. Похвала, награды, одобрение воспитателя и родителей стимулируют детей к повторению правильных действий и закреплению навыков.
Методы формирования культурно-гигиенических навыков должны учитывать возрастные особенности детей.
На этапе младшего дошкольного возраста (3-4 года) они только начинают осваивать базовые правила гигиены. Важно уделять внимание совместным действиям, например, умыванию и чистке зубов, и активно использовать игровые формы обучения. Простота и регулярность занятий помогут дошкольникам быстрее освоить необходимые действия.
В среднем и старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) уже могут выполнять гигиенические процедуры более самостоятельно. Важно стимулировать их к самостоятельности, поощряя за правильно выполненные действия. Также можно вводить элементы соревнования и прививать чувство ответственности, например, назначая «дежурных» по порядку или организуя конкурсы на лучшее соблюдение чистоты.
Эффективность формирования культурно-гигиенических навыков во многом зависит от согласованности действий воспитателей и родителей. Важно, чтобы семьи воспитанников знали о подходах и методах, которые используются в дошкольном учреждении, и поддерживали их в домашних условиях. Совместные беседы, консультации, мастер-классы помогут родителям лучше понять, как правильно закладывать у ребёнка знания правил гигиены и какие методы при этом использовать.
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников — это сложный и многогранный процесс, требующий систематического подхода и использования разнообразных методов. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, так как именно они прививают детям основы личной культуры и гигиены, которые будут определять их поведение и здоровье в будущем. Игровые методы, педагогическое руководство, поощрение и тесное взаимодействие с родителями помогут сделать этот процесс более эффективным и увлекательным.
Список литературы
Бабина Т. В. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2019.
Ильина Н. В. Основы формирования гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2020.
Фёдорова Н. Ю. Игровые технологии в формировании гигиенических навыков у детей. — СПб.: Питер, 2018.