Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Методы формирования ладового слуха на уроках сольфеджио" | Вечерина Екатерина Андреевна. Работа №339614

Дата публикации:
Автор:
Описание:

О том,что такое ладовый слух и его компоненты, о методах и приёмах в работе на уроках сольфеджио по развитию ладового слуха. 

Как  теорию  усвоить и закрепить на практике ?Нужны ли  вспомогательные средства для развития ладового слуха? В этом нам помогут наглядные пособия, методические приёмы.Идеальный подход - в котором гибко сочетаются преимущества разных методов и приёмов, выделяя их сильные стороны. Несколько слов, о том, как подобрать  учебные пособия по предмету «сольфеджио»? Синтезируя опыт различных авторов, включая свой  педагогический личный опыт  и используя комплекс различных методов и приёмов, можно достичь высоких результатов в обучении учащихся.

Методы формирования ладового слуха

(Вечерина Е.А.-преподаватель музыкально-теоретических дисциплин)

 

Мелодический слух состоит из двух компонентов: ладовый слух (иногда его называют эмоциональный слух) –способность различать ладовые функции звуков (их устойчивость/ неустойчивость, тяготение друг к другу) и репродуктивный слух (второе название – воспроизводящий слух) – способность наиболее точно воспроизводить услышанную мелодию голосом.

В понятие лада входят понятия тоники, устоя, мелодической опоры. Даже если речь идет о ладовой системе, которая включает в себя два или три звука, - все равно нужно воспитывать у учеников ощущение устойчивости или неустойчивости. Ранний этап освоения лада -основывается на примитивных попевках. Все эти попевки должны быть достаточно прочно усвоены. Тем самым мы, с одной стороны, осваиваем застывшую структуру лада (пусть еще примитивную, на базе 2-3-х звуков) и вместе с тем - конкретный интонационный материал.

Работа над простейшими ладовыми структурами:

О

чень хорошо осваивается противопоставление устоя или

неустоя

в

опеваниях

опорных тонов.

2)Второе упражнение – пропевать на слоги с гармонической поддержкой (варианты с разными тониками). 3) Усложненный вариант- «Тонику» ребята находят сами, внутренним слухом ее пропевают и затем воспроизводят вслух на слог или гласную.Когда ребята освоят сольмизацию, то с названиями нот. TSD-Освоение гармонических связей. Нужно вырабатывать у учеников внутренние гармонические впечатления на основе восприятия. Доминантовый вводный звук приводит в Тонику-интуитивно они его разрешают в тонику.

Таким образом, выстраивается следующая триада: первоначальный этап развития мелодического слуха осуществляется на собственно мелодической основе (прорабатывается народно-песенный материал и элементарные детские песенки); затем включаются гармонические представления и осуществляется переход к мелодике классического типа; и, наконец, преобладание мелодических факторов в построении мелодики и в освоении интонационных основ современных ладовых систем.

Переходим к следующему этапу освоения :

1)-«расчленение мелодии»(разбор мелодии). Что это такое? Изучение (анализ) элементов лада: ступени,интервалы, звукоряды. А именно,анализ звуковых построений. Нужно сказать,что сами по себе ступени сначала изучать неправильно,отдельно от гаммы.

Гамма состоит из ступеней, а ступени только в гамме и могут быть даны. Поэтому работа над этими элементами идет, в сущности, параллельно. Одна из основных характеристик лада - система устойчивых и неустойчивых звуков. Работая над выделением устоя, нужно теперь противопоставить ему неустойчивые ступени.Гамму нужно осваивать постепенно, а затем весь октавный диапазон.

2) Работа над интервалами- в течении длительного времени на разных стадиях изучения предмета.

3)нахождение основного тона,терцового и квиинтового в трезвучиях и обращениях. Сначала проигрывается полное 35, а затем преподаватель выбирает звук, который звучать не будет. Ребята учатся слышать опорные звуки 35 лада и развивают гармонический слух.

4) «собрать» и «разобрать» аккорд по звукам. Звучит 4х звучный аккорд гармонически, а ребята поют звуки от основного тона вверх поочередно, разбирая аккорд.Затем, учитель играет мелодически аккорд, а дети его собирают от верхнего тона вниз (усложненная задача-когда учитель в разном порядке играет звуки, а ребята собирают по терциям в аккорд)

Как теорию усвоить и закрепить на практике ?Нужны ли вспомогательные средства для развития ладового слуха? В этом нам помогут наглядные пособия, методические приёмы :

1)Вспомогательные ассоциативные приемы помогают в восприятии лада и его определении в трезвучиях (мажорное и минорное – использую картинки солнышко, тучки, смайлы), интервалах (ассоциативно-образный ряд: у каждого свой может быть и подбираются попевки к каждому интервалу).Подробнее об ассоциациях, например: секунды –«гудок» или «ёжик»; терция-«кукушка»; кварта- трубит труба-«вставай»; квинта- без зернышка, «пустая квинта»; секста- начало любой песенки известной,которая начинается с сексты (большая 6- «В лесу родилась елочка» и малая 6- любой вариант); септима- «кричит» неприятно и грозно и т.п.

2)Так же, изучая ладовую систему (ступени, интервалы), звукоряд в ладу, нужно подкреплять наглядными приемами и пособиями:

-ручные знаки: -линейная система на пальцах: пение мелодии, гаммы, интервалы, ступени;

-относительная система сольмизации Золтана Кодая (средство визуального и тактильного подкрепления ладовых слуховых ощущений); графическое изображение мелодии.

Дидактические преимущества относительной системы сольмизации ярко проявляются на начальном этапе обучения. Позже, на смену ей приходит абсолютная система обозначения звуков, на базе которой построена вся теория звуковысотных отношений в музыке;

-столбица -лесенка Б.Тричкова-система знакового запечатления звуков в их последовательности (пение ступеней лада- тяготение, разрешение ступеней наглядным способом) Пение по столбице- песенки с названием нот, это хороший метод для освоения ступеней лада, пение с транспонированием одной песни (называя то ступени, то названия нот);

-карточки -ступени использую:- в интонировании мелодии с показом по карточкам (раскладываются ступени в ряд, далее , пальчиком играют мелодию с интонированием); - при освоении устойчивых и неустойчивых ступеней лада с интонированием (ребятам в задании поднимают карточки те, которые нужно). Для изготовления таких карточек – используем картон, рисуем, вырезаем;

-клавиатура- эффективное наглядное пособие в развитии координации слуха и голоса (пение с показом на клавишах мелодии, интервалов, трезвучий ) На уроках ученики любят играть на нарисованной клавиатуре и петь.

 

Отлично развивает координацию, внутренний слух и ладовые ощущения. Важная роль на уроках сольфеджио отводится фортепиано. Учащиеся, используют его в практической работе, как освоят инструмент (выполняют ряд заданий и упражнений)

Итак, приёмы и методы, описанные выше, являются лишь одним из возможных путей развития ладового слуха. Все зависит от условий работы, от степени одаренности учащихся, от целевых установок учебного процесса (кружковая работа или образовательная программа). Идеальный подход - в котором гибко сочетаются преимущества разных методов и приёмов, выделяя их сильные стороны. Несколько слов, о том, как подобрать учебные пособия по предмету «сольфеджио»? Синтезируя опыт различных авторов, включая свой педагогический личный опыт и используя комплекс различных методов и приёмов, можно достичь высоких результатов в обучении учащихся. В мою подборку учебников по сольфеджио вошли следующие авторы: Н. Баева-Зебряк (1-2 класс); Ю.Фролова (сложный курс); Металлиди Ж, Перцовская А.; Варламова А.,Семченко Л.(пятилетний курс обучения); Давыдова Е.(использую для общеразвивающих программ).

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×