Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы формирования общих и профессиональных компетенций студентов | Дроздов Антон Викторович. Петрухненко Денис Николаевич . Работа №316983

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методы формирования общих и профессиональных компетенций студентов

 

Авторы:

Денис Николаевич Петрухненко

Антон Викторович Дроздов

Московский транспортный колледж

(г. Москва)

 

В статье рассматриваются проблемы, возникающие у преподавателей при преподавании дисциплин, а также методы формирования общих и профессиональных компетенций студентов средне профессионального образования.

Выполнение требований федеральных государственных стандартов поставило перед преподавателями ряд проблем. И проблема выбора методов обучения и технологий их применения, одна из них.

В требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников, уделяется приоритетное внимание. Следовательно, необходимо внедрять и совершенствовать такие образовательные технологии, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста, а также будут эффективно способствовать развитию его самостоятельности, конкурентоспособности, профессиональной мобильности. В настоящее время общество требует подготовить специалиста, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способностью ориентироваться в обилии информации, альтернативных проектах, применять инновационные идеи, эффективный опыт.

В решении данных задач основную роль играет формирование умений и навыков самостоятельно применять приобретенные знания. Поэтому основной задачей преподавателя будет вовлечение студента в процесс самостоятельного поиска с применением активных форм и методов обучения. Но сначала мы должны научить студента правильно организовывать свой труд, как на занятиях, так и в ходе самостоятельной работы.

Каждый студент по-разному относится к учебе. Некоторые проявляют интерес к творческой работе, увлеченно учатся, довольны своими успехами, некоторым достаточно простой работы и ее скромных результатов. Поэтому от выбора форм и методов работы и личных качеств преподавателя зависит какие качества начнут превалировать у студента.

Преподаватель на занятии не должен навязывать готовых выводов. Важно направлять студентов на путь размышлений, предоставлять им возможность выражать свое мнение, давать оценку явлениям или процессам. При таком подходе, как правило, знания превращаются в убеждения. А убеждения — это единство знаний и чувств студента, которые проявляются в его поведении и помогают выработке активного, действенного отношения к дисциплине и избранной профессии. Со слов В.А. Сухомлинского «убеждения не передаются механически вместе со знаниями, не заучиваются и не запоминаются, а только вырабатываются на основе знаний».

Каждый преподаватель должен научиться выбирать в своей дисциплине материал, который связан с будущей профессиональной деятельностью студента, взаимосвязан с другими дисциплинами, изучаемыми в образовательном учреждении. На первом занятии по новой дисциплине необходимо объяснять студентам, какое значение она имеет для их дальнейшей практической деятельности после окончания учебного заведения. Да и любое занятие должно начинаться с постановки целей и задачи изучения материала, которые увязываются с будущей профессией и реализуемыми компетенциями в соответствии с ФГОС. Доказано, что студенты лучше воспринимают материал, когда осознают его необходимость в дальнейшей деятельности.

На занятиях мы должны уходить от пассивным сидением студентов «без мысли в голове, без дела в руках» (К. Д. Ушинский). Легкие пути усвоения материала воспитывают у студентов потребительское отношение к знаниям. И наоборот: активное отношение к знаниям не только способствует их укреплению, но и развивает у студента чувство собственного достоинства.

Для повышения активности студентов, их познавательного инте­реса можно использовать различные формы и методы.

Например, при проведении лекции могут быть использованы слайды «с белыми пятнами», т.е. в наглядной информации могут присутствовать пропуски. Эти пропуски связаны с моментами в изучаемом материале, которые можно в последующем обсудить со студентами. Завязывается дискуссия: студенты высказывают предложения, делают выводы и обобщения. В результате, направляемые преподавателем, они приходят к правильному реше­нию проблемы. Сразу заполняется пропуск.

Позволить студентам вдумчиво изучать новый материал могут «лекции с ошибками». Студентам доводится материал, а затем раздаются текст лекции, в котором намеренно сделаны ошибки. Если студент заинтересованно слушал преподавателя, он обязательно обратит на них внимание. Каждый студент работает с текстом индивидуально, а затем происходит обсуждение и исправление ошибок. Данный метод позволяет привлечь к работе всех студентов, а сделанные в тексте ошибки являются точками, которые дают возможность запомнить предложенный материал.

Такие формы работы с обучающимися являются проблемно поисковыми. Они требуют активной мыслительной деятельности, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, а также умения обобщать частные выводы и решения. При этом познавательная деятельность студентов протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий приводит студентов к выводам. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответов на поставленные вопросы.

Исходя из нашего опыта, мы отдаем предпочтение проблемной лекции. Данная лекция начинается с постановки проблемы. В ходе изложения материала преподаватель последовательно и логично эту проблему решает или раскрывает пути ее решения. Постановка проблемы побуждает слушателей к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к предложенному материалу, привлекает внимание слушателей.

Одной их форм, стимулирующих познавательную активность студентов являются эвристиче­ские беседы, которые представляют собой несколько вопросов преподава­теля, направляющих мысли и ответы студентов. Такая беседа как правило начинается с сообщения фактов, описания явлений, показа схем или ри­сунков. В ходе такой беседы преподаватель с помощью правильно поставленных вопросов заставляет студентов на основе имеющихся знаний, наблюдений, опыта, логических рассуждений формулировать понятия, правила, выводы. Студенты сами открывают для себя новые знания, что доставляет им творческое удовольствие.

Среди методов проблемного обучения также можно использовать еще и учебную дискуссию. При данном методе преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая и уточняя аргументы спора, задавая дополнительные вопросы, потому что задача участника дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и в том, чтобы постараться опровергнуть противоположную. Выявление у студентов их правильных и ошибочных суждений дает возможность более основательно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.

В преподавании некоторых дисциплин можно использовать исследовательский метод. Суть данного метода заключается в том, что студенты самостоятельно осуществляют учебное исследование, а в последующем на занятиях докладывают о его результатах, обосновывают и подтверждают теоретические положения.

Исследовательский метод можно активно применять в ходе производственной практики, в ходе которой студенты нарабатывают интересные материалы для изучения дисциплин, а также курсового и дипломного проектирования.

Практическую направленность обучения позволяют осуществить занятия на предприятиях. У студентов появляется возможность реально увидеть оборудование и процессы, которые изучались на теоретических занятиях. После таких занятий студенты пишут отчет и проводится беседа, обобщающая данные занятия.

Можно применять и другие активные формы: конференции, различные викторины, допустимо исполь­зовать рассказ как метод обучения. Он представляет собой сообщение преподавателя о каких-то фактах, событиях. Рассказ может использоваться для конкретизации теоретических положе­ний, для усиления интереса к изучаемому материалу. Он имеет живой эмоциональный характер, нередко связан с личным отноше­нием рассказчика к передаваемым событиям. Эмоциональная подача материала, образность, художе­ственность изложения вот основные требования к рассказу.

В обучении не должно быть скуки. Знания адресуются не только рассудку, но и чувствам обучающихся. Отсюда следует вывод, что на занятиях не нужно бо­яться эмоций. Несомненно, они будут способствовать активизации студентов.

На семинарских занятиях, которые дают возможность коллективно обсудить проблему, неплохо развивается познавательная активность студента. Здесь каждый студент может высказать свое мнение и обосновать его.

Активизировать студентов на занятиях, а также проверить, как усвоен материал, может опрос по ходу изучения темы. Студен­там предлагается вспомнить материал и воспроизвести какой-то его фрагмент. Этот способ позволяет выяснить, какие пробелы допущены при объяснении материала.

В процессе обучения важную роль занимает самостоятельная работа студентов. Основным и традиционным видом самостоятельной работы к занятиям является работа с литературой. При этом важно научить студентов без помощи со стороны находить необходимую информацию, анализировать ее и выбирать в тексте главное.

Самостоятельная поисковая работа, как правило, включает выполнение рефе­ратов, докладов и сообщений, а сдача работ в строго определенные сроки должна научить студентов ответственности и дисциплинированности.

Во время самостоятельной работы важно обращать внима­ние на контроль качества знаний и умений в ходе которого необходимо оценивать и поощрять самостоятельность мысли, инициа­тивность студента.

В заключение можно отметить, что для достижения успеха в обу­чении и активизации познавательной деятельности студентов не­обходимо объединение учебного и познавательного процессов. Это возможно, если преподаватель хорошо владеет своим предметом. Студенты ценят в своем педагоге знание предмета и умение увлеченно преподавать его, гуманное и принципиальное отношение к ним. В.А. Сухомлинский писал, что воспитывают и обучают не программы и учебники, а личность учителя.

Литература

1                   Поташник М. М. Требования к современному уроку: Метод, пособие. - М.: Центр пед. образования, 2008.

2                   Симонов В. И Урок: планирование, организация и оценка эф­фективности: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп – М.: 2006.

3                   Хатунцева Л. И. Профессионально ориентированные техно­логии обучения: Учеб. метод. пособие. – Воронеж - ВОИПК и- ПРО, 2007.

4                   М.П. Чашникова. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в процессе реализации требований ФГОС. – Среднее профессиональное образование. – М.: №7, 2014.

Методы формирования общих и профессиональных компетенций студентов

 

Авторы:

Денис Николаевич Петрухненко

Антон Викторович Дроздов

Московский транспортный колледж

(г. Москва)

 

В статье рассматриваются проблемы, возникающие у преподавателей при преподавании дисциплин, а также методы формирования общих и профессиональных компетенций студентов средне профессионального образования.

Выполнение требований федеральных государственных стандартов поставило перед преподавателями ряд проблем. И проблема выбора методов обучения и технологий их применения, одна из них.

В требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников, уделяется приоритетное внимание. Следовательно, необходимо внедрять и совершенствовать такие образовательные технологии, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста, а также будут эффективно способствовать развитию его самостоятельности, конкурентоспособности, профессиональной мобильности. В настоящее время общество требует подготовить специалиста, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способностью ориентироваться в обилии информации, альтернативных проектах, применять инновационные идеи, эффективный опыт.

В решении данных задач основную роль играет формирование умений и навыков самостоятельно применять приобретенные знания. Поэтому основной задачей преподавателя будет вовлечение студента в процесс самостоятельного поиска с применением активных форм и методов обучения. Но сначала мы должны научить студента правильно организовывать свой труд, как на занятиях, так и в ходе самостоятельной работы.

Каждый студент по-разному относится к учебе. Некоторые проявляют интерес к творческой работе, увлеченно учатся, довольны своими успехами, некоторым достаточно простой работы и ее скромных результатов. Поэтому от выбора форм и методов работы и личных качеств преподавателя зависит какие качества начнут превалировать у студента.

Преподаватель на занятии не должен навязывать готовых выводов. Важно направлять студентов на путь размышлений, предоставлять им возможность выражать свое мнение, давать оценку явлениям или процессам. При таком подходе, как правило, знания превращаются в убеждения. А убеждения — это единство знаний и чувств студента, которые проявляются в его поведении и помогают выработке активного, действенного отношения к дисциплине и избранной профессии. Со слов В.А. Сухомлинского «убеждения не передаются механически вместе со знаниями, не заучиваются и не запоминаются, а только вырабатываются на основе знаний».

Каждый преподаватель должен научиться выбирать в своей дисциплине материал, который связан с будущей профессиональной деятельностью студента, взаимосвязан с другими дисциплинами, изучаемыми в образовательном учреждении. На первом занятии по новой дисциплине необходимо объяснять студентам, какое значение она имеет для их дальнейшей практической деятельности после окончания учебного заведения. Да и любое занятие должно начинаться с постановки целей и задачи изучения материала, которые увязываются с будущей профессией и реализуемыми компетенциями в соответствии с ФГОС. Доказано, что студенты лучше воспринимают материал, когда осознают его необходимость в дальнейшей деятельности.

На занятиях мы должны уходить от пассивным сидением студентов «без мысли в голове, без дела в руках» (К. Д. Ушинский). Легкие пути усвоения материала воспитывают у студентов потребительское отношение к знаниям. И наоборот: активное отношение к знаниям не только способствует их укреплению, но и развивает у студента чувство собственного достоинства.

Для повышения активности студентов, их познавательного интереса можно использовать различные формы и методы.

Например, при проведении лекции могут быть использованы слайды «с белыми пятнами», т.е. в наглядной информации могут присутствовать пропуски. Эти пропуски связаны с моментами в изучаемом материале, которые можно в последующем обсудить со студентами. Завязывается дискуссия: студенты высказывают предложения, делают выводы и обобщения. В результате, направляемые преподавателем, они приходят к правильному решению проблемы. Сразу заполняется пропуск.

Позволить студентам вдумчиво изучать новый материал могут «лекции с ошибками». Студентам доводится материал, а затем раздаются текст лекции, в котором намеренно сделаны ошибки. Если студент заинтересованно слушал преподавателя, он обязательно обратит на них внимание. Каждый студент работает с текстом индивидуально, а затем происходит обсуждение и исправление ошибок. Данный метод позволяет привлечь к работе всех студентов, а сделанные в тексте ошибки являются точками, которые дают возможность запомнить предложенный материал.

Такие формы работы с обучающимися являются проблемно поисковыми. Они требуют активной мыслительной деятельности, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, а также умения обобщать частные выводы и решения. При этом познавательная деятельность студентов протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий приводит студентов к выводам. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответов на поставленные вопросы.

Исходя из нашего опыта, мы отдаем предпочтение проблемной лекции. Данная лекция начинается с постановки проблемы. В ходе изложения материала преподаватель последовательно и логично эту проблему решает или раскрывает пути ее решения. Постановка проблемы побуждает слушателей к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к предложенному материалу, привлекает внимание слушателей.

Одной их форм, стимулирующих познавательную активность студентов являются эвристические беседы, которые представляют собой несколько вопросов преподавателя, направляющих мысли и ответы студентов. Такая беседа как правило начинается с сообщения фактов, описания явлений, показа схем или рисунков. В ходе такой беседы преподаватель с помощью правильно поставленных вопросов заставляет студентов на основе имеющихся знаний, наблюдений, опыта, логических рассуждений формулировать понятия, правила, выводы. Студенты сами открывают для себя новые знания, что доставляет им творческое удовольствие.

Среди методов проблемного обучения также можно использовать еще и учебную дискуссию. При данном методе преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая и уточняя аргументы спора, задавая дополнительные вопросы, потому что задача участника дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и в том, чтобы постараться опровергнуть противоположную. Выявление у студентов их правильных и ошибочных суждений дает возможность более основательно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.

В преподавании некоторых дисциплин можно использовать исследовательский метод. Суть данного метода заключается в том, что студенты самостоятельно осуществляют учебное исследование, а в последующем на занятиях докладывают о его результатах, обосновывают и подтверждают теоретические положения.

Исследовательский метод можно активно применять в ходе производственной практики, в ходе которой студенты нарабатывают интересные материалы для изучения дисциплин, а также курсового и дипломного проектирования.

Практическую направленность обучения позволяют осуществить занятия на предприятиях. У студентов появляется возможность реально увидеть оборудование и процессы, которые изучались на теоретических занятиях. После таких занятий студенты пишут отчет и проводится беседа, обобщающая данные занятия.

Можно применять и другие активные формы: конференции, различные викторины, допустимо использовать рассказ как метод обучения. Он представляет собой сообщение преподавателя о каких-то фактах, событиях. Рассказ может использоваться для конкретизации теоретических положений, для усиления интереса к изучаемому материалу. Он имеет живой эмоциональный характер, нередко связан с личным отношением рассказчика к передаваемым событиям. Эмоциональная подача материала, образность, художественность изложения вот основные требования к рассказу.

В обучении не должно быть скуки. Знания адресуются не только рассудку, но и чувствам обучающихся. Отсюда следует вывод, что на занятиях не нужно бояться эмоций. Несомненно, они будут способствовать активизации студентов.

На семинарских занятиях, которые дают возможность коллективно обсудить проблему, неплохо развивается познавательная активность студента. Здесь каждый студент может высказать свое мнение и обосновать его.

Активизировать студентов на занятиях, а также проверить, как усвоен материал, может опрос по ходу изучения темы. Студентам предлагается вспомнить материал и воспроизвести какой-то его фрагмент. Этот способ позволяет выяснить, какие пробелы допущены при объяснении материала.

В процессе обучения важную роль занимает самостоятельная работа студентов. Основным и традиционным видом самостоятельной работы к занятиям является работа с литературой. При этом важно научить студентов без помощи со стороны находить необходимую информацию, анализировать ее и выбирать в тексте главное.

Самостоятельная поисковая работа, как правило, включает выполнение рефератов, докладов и сообщений, а сдача работ в строго определенные сроки должна научить студентов ответственности и дисциплинированности.

Во время самостоятельной работы важно обращать внимание на контроль качества знаний и умений в ходе которого необходимо оценивать и поощрять самостоятельность мысли, инициативность студента.

В заключение можно отметить, что для достижения успеха в обучении и активизации познавательной деятельности студентов необходимо объединение учебного и познавательного процессов. Это возможно, если преподаватель хорошо владеет своим предметом. Студенты ценят в своем педагоге знание предмета и умение увлеченно преподавать его, гуманное и принципиальное отношение к ним. В.А. Сухомлинский писал, что воспитывают и обучают не программы и учебники, а личность учителя.

Литература

Поташник М. М.

Требования к современному уроку: Метод, пособие. - М.: Центр

пед

. образования, 2008.

Симонов В. И

Урок: планирование, организация и оценка эф

фективности: Учеб

.

пособие. - 2-е изд.,

испр

. и

доп

М

.:

2006.

Хатунцева

Л. И.

Профессионально ориентированные техно

логии обучения: Учеб

.

м

етод. пособие.

Воронеж

- ВОИПК

и-

ПРО, 2007.

М.П.

Чашникова

.

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в процессе реализации требований ФГОС

. – Среднее профессиональн

ое образование. – М.: №7, 2014.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×