Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках географии | Гусева Валерия Алексеевна. Работа №349444

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современных методов и форм организации учебной деятельности на уроках географии, направленных на повышение учебной мотивации, формирование комплексных знаний и умений, необходимых учащимся для понимания современных географических процессов. Описываются основные методические подходы, основанные на интерактивных и проектных формах обучения, а также преимущества использования междисциплинарных связей и цифровых инструментов. Подчеркивается важность ориентированного на учащегося подхода, который стимулирует исследовательскую активность и критическое мышление.

Ключевые слова: организация деятельности, методы обучения, интерактивные технологии, проектная деятельность, критическое мышление, междисциплинарный подход, цифровые инструменты.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

Гусева Валерия Алексеевна, учитель географии

МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска»

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современных методов и форм организации учебной деятельности на уроках географии, направленных на повышение учебной мотивации, формирование комплексных знаний и умений, необходимых учащимся для понимания современных географических процессов. Описываются основные методические подходы, основанные на интерактивных и проектных формах обучения, а также преимущества использования междисциплинарных связей и цифровых инструментов. Подчеркивается важность ориентированного на учащегося подхода, который стимулирует исследовательскую активность и критическое мышление.

Ключевые слова: организация деятельности, методы обучения, интерактивные технологии, проектная деятельность, критическое мышление, междисциплинарный подход, цифровые инструменты.

 

Современное образование требует гибких и разносторонних методов организации учебного процесса, направленных на активизацию познавательной активности учащихся. На уроках географии, как науки комплексной и междисциплинарной, эти методы должны охватывать разнообразные подходы, позволяющие учащимся увидеть взаимосвязь различных факторов и процессов, происходящих в окружающем мире. Актуальными становятся методы, в которых взаимодействие учителя и ученика организовано таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно искали решения, работали с реальными данными и формировали навыки критического анализа.

Одним из перспективных подходов является интерактивное обучение, которое предполагает активное включение всех учащихся в учебный процесс. Это позволяет развивать такие навыки, как критическое мышление, командное взаимодействие и способность к анализу. В отличие от традиционного подхода, где основным источником информации является учитель, интерактивные методы предполагают двустороннее общение и активное участие всех участников процесса. Одним из распространенных методов в рамках интерактивного подхода является метод дискуссий и дебатов. На уроках географии использование такого метода особенно оправдано, так как многие темы, такие как изменение климата, глобализация, миграционные процессы, требуют не только знания фактов, но и умения анализировать различные точки зрения.

Проектная деятельность также занимает важное место в организации учебной деятельности на уроках географии. Этот метод позволяет учащимся погрузиться в изучаемую тему, разрабатывать и реализовывать свои собственные идеи, что способствует формированию исследовательских навыков и самостоятельного мышления. В проектной деятельности учащиеся осваивают навыки работы с источниками, составления аналитических отчетов и презентации собственных исследований. Проектные задачи могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, что дает возможность гибко адаптировать учебный процесс под уровень подготовки учащихся и интересы класса. В процессе реализации проектов учащиеся сталкиваются с реальными проблемами, например, анализируют экологическую ситуацию своего региона или рассматривают влияние миграционных процессов на экономику своей страны. Это не только укрепляет знания в области географии, но и развивает у учащихся способность анализировать ситуацию в междисциплинарном контексте.

Эффективной формой организации деятельности учащихся является использование цифровых технологий, которые значительно расширяют возможности подачи материала. На сегодняшний день географические информационные системы (ГИС) и различные цифровые карты позволяют моделировать сложные географические процессы, анализировать и визуализировать данные, что делает изучение географии не только более интересным, но и более глубоким. Использование цифровых инструментов на уроках способствует развитию навыков работы с современными технологиями и позволяет учащимся приобретать практический опыт в моделировании и исследовании территориальных процессов. В условиях цифрового обучения становится возможным проведение виртуальных экскурсий и практикумов, что особенно актуально в ситуации, когда проведение полевых работ затруднено.

Междисциплинарный подход позволяет интегрировать географические знания с материалом других предметов, таких как история, биология, экономика, что способствует более глубокому пониманию причинно-следственных связей. На практике это может выражаться, например, в интеграции материалов, посвященных историческим процессам, с изучением современных миграционных тенденций, или в рассмотрении биологических аспектов климатических изменений. Таким образом, междисциплинарный подход позволяет учащимся видеть многогранность и системность географических знаний и формировать целостное представление о мире.

Для успешной организации учебного процесса на уроках географии важную роль играет выбор формы организации деятельности. Одной из таких форм является работа в группах, которая развивает навыки командного взаимодействия и взаимопомощи. При этом учащиеся имеют возможность научиться распределять роли, планировать задачи и анализировать информацию в совместной работе. Групповая работа особенно актуальна для выполнения проектных заданий, требующих большого объема работы и комплексного подхода к решению задачи. Другой важной формой является индивидуальная работа, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, помогая более эффективно организовать их деятельность на уроке и способствуя развитию самостоятельности.

Таким образом, методы и формы организации деятельности учащихся на уроках географии призваны обеспечить их активное участие в учебном процессе, направить на осмысленное усвоение материала и формирование навыков, необходимых для анализа и решения современных географических проблем. Развитие критического мышления, использование цифровых инструментов и учет междисциплинарных связей дают возможность глубже понять взаимосвязи, формирующие картину современного мира.

 

Список литературы

1. Мешкова Л. Ю. Урок географии в современной школе / Л. Ю. Мешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 125-128.

2. Морарь Ю. Л. Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики / Ю. Л. Морарь, В. В. Петрухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 107-108.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×