Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и подходы к коррекционной работе с детьми с РАС в детском саду | Селиверстова Елена Юрьевна. Работа №352219

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в детском саду требует от воспитателей особого подхода, терпимости и профессионализма. В статье рассматриваются основные методы и подходы к коррекционной работе с детьми с РАС, а также практические рекомендации для воспитателей, чтобы обеспечить максимальное развитие этих детей в условиях дошкольного учреждения. Важное внимание уделяется инклюзивному подходу, который помогает ребенку с аутизмом адаптироваться в группе сверстников и развивать необходимые социальные, коммуникативные и когнитивные навыки. Приведены примеры успешной коррекционной работы и взаимодействия воспитателя с детьми с аутизмом.

Ключевые слова: дети с РАС, коррекционная работа, аутизм, инклюзивное образование, методы и подходы, социализация, социальные навыки, коммуникативные навыки, инклюзия.

МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС В ДЕТСКОМ САДУ
Селиверстова Елена Юрьевна, воспитатель
МАДОУ Детский сад №10 Золотая рыбка г. Мегион
Аннотация: Работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в детском саду требует от воспитателей особого подхода, терпимости и профессионализма. В статье рассматриваются основные методы и подходы к коррекционной работе с детьми с РАС, а также практические рекомендации для воспитателей, чтобы обеспечить максимальное развитие этих детей в условиях дошкольного учреждения. Важное внимание уделяется инклюзивному подходу, который помогает ребенку с аутизмом адаптироваться в группе сверстников и развивать необходимые социальные, коммуникативные и когнитивные навыки. Приведены примеры успешной коррекционной работы и взаимодействия воспитателя с детьми с аутизмом.
Ключевые слова: дети с РАС, коррекционная работа, аутизм, инклюзивное образование, методы и подходы, социализация, социальные навыки, коммуникативные навыки, инклюзия.
Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в детском саду требует от воспитателя глубокой осведомленности о специфике этих нарушений, терпения, внимательности и профессионализма. Дети с аутизмом обладают уникальными особенностями развития, которые делают их взаимодействие с окружающим миром и окружающими людьми отличным от типичного. Тем не менее, такие дети могут успешно развиваться в условиях детского сада, если к ним применяется индивидуализированный подход и используются специфические методы и техники коррекционной работы.
РАС представляет собой группу расстройств, которые характеризуются нарушениями в области социальной коммуникации, ограниченными интересами и повторяющимися паттернами поведения. Эти особенности могут варьироваться по степени выраженности от лёгкой до тяжёлой. Важно отметить, что дети с аутизмом могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта, но сталкиваются с трудностями в восприятии социальных сигналов, коммуникации и самоорганизации.
Индивидуальный подход является основой для работы с детьми с аутизмом. Воспитатель должен учитывать все особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, его привычки и предпочтения. Задача воспитателя — не только помочь ребенку адаптироваться в группе, но и создать условия для его полноценного развития. Очень важно, чтобы дети с РАС чувствовали себя безопасно и комфортно, поскольку любое изменение в привычной для них обстановке или нарушенная рутина может вызвать у них стресс или даже агрессию.
Основными методами коррекционной работы с детьми с аутизмом в детском саду являются методы, направленные на развитие социальной и коммуникативной сферы, а также коррекцию специфических нарушений. Среди них можно выделить методы структурированного обучения, использование визуальных поддержек, а также развитие навыков саморегуляции и эмоциональной интеллигентности.
Одним из наиболее эффективных подходов является метод структурированного обучения, основанный на чёткой и предсказуемой организации дня и пространства. В этом методе основное внимание уделяется созданию стабильной и понятной для ребенка структуры. Воспитатель должен заранее сообщить детям, что именно будет происходить в течение дня, и какие конкретно действия от них ожидаются. Для этого могут использоваться визуальные схемы, карточки с изображениями или расписания, которые дети могут увидеть и использовать для ориентировки. Структурирование времени и пространства позволяет детям с аутизмом чувствовать себя уверенно и безопасно, поскольку они могут предсказать, что произойдёт дальше.
Важным методом работы с детьми с РАС является использование визуальных поддержек. Это могут быть картины, фотографии, карточки с изображениями действий или эмоций, которые помогают ребенку понять, что от него требуется. Визуальные средства, такие как карточки с изображениями предметов или эмоций, помогают детям с аутизмом воспринимать информацию через зрительный канал, который у них может быть более развит, чем другие сенсорные каналы. Эти визуальные стимулы обеспечивают большую ясность и снижают тревожность, поскольку ребенку легче понять происходящее, когда информация представлена в наглядной форме.
Особое внимание необходимо уделить социализации детей с РАС. Одним из ключевых аспектов коррекционной работы является развитие социальных навыков. Многие дети с аутизмом испытывают трудности в установлении контакта с другими детьми, в общении и в адаптации к социальной среде. Поэтому воспитателю важно создавать такие условия, которые способствуют развитию этих навыков. Одним из эффективных методов является метод моделирования поведения. Воспитатель или другие дети могут на примере показать ребенку, как правильно вступать в контакт, как использовать вежливые слова, как попросить помощь или поделиться игрушкой. Моделирование помогает ребенку увидеть и запомнить правильную модель поведения, а затем использовать её в реальной ситуации.
Кроме того, воспитателю следует применять метод положительного подкрепления. Позитивное подкрепление предполагает поощрение за правильное поведение или выполнение задачи, что мотивирует ребенка повторять успешные действия. Это может быть похвала, подарок, специальное время для игры или другая форма поощрения, которая имеет значение для ребенка. Важно, чтобы подкрепление было своевременным и соответствовало конкретному действию ребенка, чтобы он смог связать свою успешную активность с полученной наградой.
Для детей с РАС также характерна потребность в стабильности и рутине. Каждый день должен начинаться с одинаковых действий, например, с приветствия, с утренней гимнастики или с общих игр. Это помогает детям с аутизмом не только адаптироваться, но и развивает их способность к саморегуляции. Воспитатель должен учесть все особенности поведения детей с аутизмом, такие как потребность в повторении действий, избегание изменений или трудности с переключением внимания. Поэтому любые изменения в распорядке дня должны вводиться плавно и заранее объясняться детям, чтобы снизить тревожность и избежать стресса.
Коррекционная работа с детьми с РАС требует тесного взаимодействия с родителями и другими специалистами, такими как дефектологи, психологи, логопеды. Педагоги детского сада должны работать в тесной связке с этими специалистами, чтобы выработать единую стратегию работы и обеспечить наибольший эффект от коррекционной работы. Родители могут предоставить воспитателю информацию о привычках ребенка, о том, что его беспокоит, а также какие методы дома уже используются для работы с ребёнком.
Инклюзивный подход является важным аспектом работы с детьми с аутизмом в детском саду. Это подход, при котором дети с РАС обучаются и развиваются в общем образовательном контексте вместе с детьми без отклонений. Важно, чтобы группа не изолировала ребенка с аутизмом от других детей, а наоборот, создавалась среда, в которой дети с РАС могут учиться и развивать навыки общения, совместной игры и взаимодействия. Воспитатель играет ключевую роль в организации таких взаимодействий, направляя детей на сотрудничество, поддерживая их в процессе совместной игры и помогая им адаптироваться к новым условиям.
Примером успешной коррекционной работы может служить ситуация, когда воспитатель организует групповое занятие с элементами ролевой игры, в котором участвуют как дети с аутизмом, так и дети без нарушений. В процессе игры воспитатель задаёт четкие инструкции, использует визуальные карточки и поощряет детей за правильное выполнение действий. Благодаря этому дети с аутизмом учат социальные нормы и правила, а также развивают навыки общения в игровой форме.
Важно помнить, что коррекционная работа с детьми с РАС требует времени, терпения и гибкости. Каждый ребенок уникален, и методы, которые подходят одному, могут не подойти другому. Поэтому воспитатель должен постоянно мониторить результаты своей работы, адаптировать подходы и вовлекать в процесс других специалистов и родителей, создавая оптимальные условия для развития ребенка.
Таким образом, методы и подходы к коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра в детском саду разнообразны и требуют от воспитателя профессионализма, внимания и индивидуального подхода. Важно, чтобы работа велась в рамках инклюзивной среды, где каждый ребенок чувствует поддержку, уважение и внимание, независимо от своих особенностей.
Список литературы
Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. 2018. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-reabilitatsii-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovaniya
Калашникова С. А., Зволейко Е. В. Коррекционно-развивающая программа для дошкольника с аутистическим расстройством: эмоционально-смысловой подход // МНИЖ. 2022. №10 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschaya-programma-dlya-doshkolnika-s-autisticheskim-rasstroystvom-emotsionalno-smyslovoy-podhod
Хайруллова Л. Н., Котельникова Р. А. Коррекционно-развивающее обучение детей с рас в условиях дошкольной образовательной организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №11-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-razvivayuschee-obuchenie-detey-s-ras-v-usloviyah-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×