Методы и подходы к обучению дошкольников через игровую деятельность | Ангеловская Татьяна Георгиевна. Работа №342504
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к обучению дошкольников через игровую деятельность как основную форму познания мира в этом возрасте. Освещаются различные виды игр, их педагогический потенциал и влияние на развитие личности ребёнка. Также анализируются подходы к созданию образовательной среды, которая способствует гармоничному развитию детей в игровой форме.
Ключевые слова: дошкольное образование, игровая деятельность, развитие ребёнка, обучение через игру, педагогические методы, дошкольник.
МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ангеловская Татьяна Георгиевна, воспитатель
МАДОУ Детский сад № 56 "Колибри"
г. Балашиха
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к обучению дошкольников через игровую деятельность как основную форму познания мира в этом возрасте. Освещаются различные виды игр, их педагогический потенциал и влияние на развитие личности ребёнка. Также анализируются подходы к созданию образовательной среды, которая способствует гармоничному развитию детей в игровой форме.
Ключевые слова: дошкольное образование, игровая деятельность, развитие ребёнка, обучение через игру, педагогические методы, дошкольник.
Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно через игровую деятельность ребёнок познаёт окружающий мир, формирует навыки общения, развивает воображение и креативное мышление. Воспитатели, использующие игровую деятельность как метод обучения, способствуют не только образовательному, но и личностному развитию дошкольников. Важно организовать образовательную среду таким образом, чтобы игра не только доставляла детям удовольствие, но и помогала решать образовательные задачи.
Игровая деятельность является естественным и эффективным способом обучения для дошкольников. Через игру они легко и увлекательно овладевают новыми знаниями, навыками и умениями.
Игры стимулируют познавательный интерес детей, способствуют развитию таких важных качеств, как внимание, память, воображение и мышление. Малыши учатся решать задачи, анализировать ситуации и делать выводы.
В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом, учатся договариваться, решать конфликты и сотрудничать. Ролевые и сюжетные игры помогают развивать навыки общения, усваивать социальные нормы и правила.
Игровая деятельность способствует эмоциональному развитию ребёнка, так как помогает ему выражать и понимать собственные эмоции и чувства других. В игре дошкольники проигрывают различные ситуации, что помогает им лучше осознавать и контролировать свои эмоции.
В игровом процессе дети часто проявляют воображение и креативность. Творческие игры и занятия позволяют развивать фантазию и способность к нестандартному мышлению. Это важный аспект формирования будущей личности.
Методы игрового обучения направлены на то, чтобы сделать образовательный процесс увлекательным и эффективным. Их использование помогает воспитателю организовать занятия таким образом, чтобы дети не просто воспринимали информацию, но и активно её усваивали.
Дидактические игры направлены на обучение основным знаниям и умениям, таким как счёт, письмо, логическое мышление. Они могут быть выполнены в виде головоломок, карточек, настольных игр и т.д. Воспитатель выступает в роли наставника, помогая подопечным находить правильные решения.
Сюжетно-ролевые игры позволяют детям проигрывать различные жизненные ситуации и выполнять роли взрослых. Они учатся примерять на себя разные социальные роли, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. В таких играх воспитатель направляет действия дошкольников, стимулируя развитие их коммуникативных навыков и воображения.
Подвижные игры развивают у детей физическую активность, координацию движений, ловкость и силу. Воспитатели могут включать такие игры как "Прятки", "Салки", "Ловишки", чтобы малыши учились действовать в команде и развивали свои физические способности.
Творческие игры включают рисование, лепку, конструирование, драматизацию. В таких играх дети могут выражать свои эмоции и идеи через различные виды искусства. Эти игры способствуют развитию творческого потенциала и креативности.
Развивающие речевые игры помогают воспитанникам овладевать навыками правильной речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Например, это могут быть игры "Закончи предложение", "Составь историю", "Скажи по-другому". Они помогают детям учиться правильно формулировать мысли и выражать их.
Эффективная организация игровой деятельности предполагает создание комфортной и стимулирующей образовательной среды, которая способствует развитию ребёнка.
Каждый ребёнок уникален, и организация игры должна учитывать индивидуальные потребности и интересы детей. Это помогает воспитателю лучше понять особенности подопечного и создавать игровые ситуации, соответствующие его уровню развития.
Для поддержания интереса детей к игре важно чередовать различные виды игр. Например, подвижные игры можно чередовать с творческими или дидактическими. Это помогает поддерживать активность детей и способствует их разностороннему развитию.
Игровое пространство должно быть безопасным, привлекательным и функциональным. Наличие разнообразных игрушек, материалов для творчества, ролевых и настольных игр создает условия для свободной игры и самостоятельного выбора детьми деятельности.
Воспитатель играет важную роль в игровой деятельности. Он не только наблюдает за процессом, но и направляет игру, создаёт игровые ситуации, предлагает новые идеи и задания. Воспитатель должен уметь поддерживать баланс между свободой выбора ребёнка и необходимостью решения образовательных задач.
Так, использование игровых методов и подходов в обучении дошкольников — это не только эффективный способ передачи знаний, но и мощный инструмент для развития личности ребёнка. Игровая деятельность способствует развитию когнитивных, социальных и творческих навыков детей, помогая им лучше усваивать информацию и находить решение различных задач. Правильная организация игровой деятельности создаёт условия для гармоничного развития дошкольников и формирования их готовности к дальнейшему обучению в школе.
Список литературы
Деркунская
В.А.,
Ошкина
А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников.
Учебно
– методическое пособие. ФГОС – Издатель –Центр педагогического образования, 2014.
Деркунская
В.А.,
Харчевникова
А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 5 – 7 лет.
Учебно
– методическое пособие. Издатель – Центр Педагогического Образования, 2015.