Методы и приемы для формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы | Баинова Ольга Александровна. Работа №348161
Аннотация. Формирование читательской грамотности является одной из ключевых задач в обучении школьников на уроках русского языка и литературы. В статье рассматриваются эффективные методы и приемы, которые способствуют развитию у учащихся навыков смыслового чтения, анализа и интерпретации текста. Особое внимание уделяется значению работы с художественными текстами, развитию критического мышления и формированию умения выделять основную информацию, что способствует общему языковому и культурному развитию школьников. Применение данных методов помогает учителю создать условия для осознанного и глубокого восприятия прочитанного материала.
Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, анализ текста, интерпретация, критическое мышление, художественная литература.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Баинова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Удачный
Аннотация. Формирование читательской грамотности является одной из ключевых задач в обучении школьников на уроках русского языка и литературы. В статье рассматриваются эффективные методы и приемы, которые способствуют развитию у учащихся навыков смыслового чтения, анализа и интерпретации текста. Особое внимание уделяется значению работы с художественными текстами, развитию критического мышления и формированию умения выделять основную информацию, что способствует общему языковому и культурному развитию школьников. Применение данных методов помогает учителю создать условия для осознанного и глубокого восприятия прочитанного материала.
Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, анализ текста, интерпретация, критическое мышление, художественная литература.
Современное образование ориентировано на подготовку учащихся к жизни в обществе, где критическое восприятие информации и осмысленное чтение становятся необходимыми навыками. В условиях стремительного увеличения объема информации, важность читательской грамотности невозможно переоценить. Читательская грамотность – это не только умение читать текст, но и способность понимать, анализировать и интерпретировать его с учетом контекста и структуры. На уроках русского языка и литературы формирование этих навыков играет особую роль, так как через работу с текстами учащиеся учатся осмысленно воспринимать язык, осваивать культурные ценности и обогащать собственную личность.
Методы и приемы, используемые учителем на уроках, должны быть направлены не только на техническую сторону чтения, но и на развитие способности к глубокому пониманию текста. Смысловое чтение – важнейший элемент этого процесса, предполагающий осознание содержания, структуры, подтекста и авторской позиции. Применение метода смыслового чтения на уроках русского языка и литературы помогает ученикам понимать не только буквальный смысл текста, но и скрытые идеи, подтексты, символику, что особенно важно при изучении художественных произведений.
Для формирования читательской грамотности необходимо активно использовать художественные тексты, так как именно они создают богатую почву для анализа и интерпретации. Художественные произведения позволяют учащимся не только знакомиться с различными культурными, историческими и социальными контекстами, но и развивать эмоциональную и интеллектуальную сферу, осваивая навыки критического мышления. Учитель должен стимулировать учащихся к самостоятельному размышлению над прочитанным, что способствует формированию аналитических способностей и готовности высказывать свои мнения.
Одним из важнейших методов, используемых на уроках русского языка и литературы, является метод анализа текста. Анализ позволяет выявить структуру текста, понять, каким образом автор выстраивает свои мысли, как создается художественная форма, как слова и фразы взаимодействуют друг с другом, создавая определенные образы и идеи. Важно научить учеников задавать правильные вопросы: что хотел сказать автор? Какова его позиция? Как художественные средства помогают передать основные идеи текста? Ответы на эти вопросы помогают школьникам развить навык смыслового восприятия и анализа текста.
Интерпретация текста также занимает центральное место в процессе формирования читательской грамотности. Учителю необходимо помочь ученикам осознать, что любой текст многозначен и может восприниматься по-разному в зависимости от культурного и исторического контекста, а также от личного опыта читателя. Умение интерпретировать текст предполагает активную работу с подтекстом, понимание аллегорий, метафор, символики, а также способность сопоставлять разные версии прочтения произведения. Этот процесс требует от учащихся не только знаний, но и развитого воображения, критического мышления, а также способности делать выводы на основе собственного опыта.
Формирование читательской грамотности связано также с умением выделять в тексте основную информацию, структуру аргументации, выявлять причинно-следственные связи. Один из приемов, способствующих этому, – диалогическое чтение, при котором учитель побуждает учеников к обсуждению и обмену мнениями. Это создает возможность не только углубить понимание прочитанного, но и развить навыки коллективного анализа текста, способность аргументировать свою точку зрения, принимать и оценивать альтернативные позиции.
Немаловажную роль играет также развитие критического мышления, которое позволяет ученикам не просто воспринимать текст как данность, но и подвергать его анализу, проверяя достоверность информации, оценивая аргументацию автора и его позицию. Критическое мышление способствует формированию у школьников способности к осмысленному восприятию текста, самостоятельной оценке содержания и выводов, что особенно важно в условиях информационного общества.
Важным аспектом является также эмоциональное восприятие текста, которое способствует развитию эмпатии и эмоционального интеллекта учащихся. Учитель должен создавать условия, при которых школьники смогут обсуждать свои чувства и эмоции, вызванные прочитанным, что позволяет глубже проникнуть в художественный мир произведения и сформировать более осознанное отношение к литературе как к форме искусства.
Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы требует комплексного подхода, включающего методы смыслового чтения, анализа и интерпретации текстов, развития критического мышления и эмоционального восприятия. Учитель, использующий эти методы и приемы, не только развивает у школьников навыки чтения и анализа текста, но и способствует их общему интеллектуальному и личностному развитию. В условиях ФГОС задачи формирования читательской грамотности становятся приоритетными, так как они готовят учащихся к полноценной и осознанной жизни в обществе, где способность критически воспринимать информацию и правильно ее интерпретировать становится важным навыком.
Список литературы
1. Бадамшина Г. Ф. Индивидуальный образовательный маршрут учителя по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы / Г. Ф. Бадамшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 206-209.
2. Рыженко Ю. О. Использование технологий для формирования креативного мышления и читательской грамотности на уроках русского языка. / Ю. О. Рыженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 112-117.