Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приемы формирования читательской грамотности в начальных классах | Лысикова Юлия Алексеевна. Работа №347338

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы формирования читательской грамотности у младших школьников. Подчеркивается важность чтения как основы для успешного обучения и развития ребенка. Обсуждаются различные подходы к обучению чтению, включая игровые и интерактивные методы, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Статья предоставляет практические рекомендации для учителей начальных классов по организации чтения в классе и дома.

         Ключевые слова: читательская грамотность, младшие школьники, методы обучения, приемы чтения, начальные классы, игровая форма, активные методы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Лысикова Юлия Алексеевна, учитель начальных классов

МБОУ школа №34 г. Воронеж

 

Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы формирования читательской грамотности у младших школьников. Подчеркивается важность чтения как основы для успешного обучения и развития ребенка. Обсуждаются различные подходы к обучению чтению, включая игровые и интерактивные методы, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Статья предоставляет практические рекомендации для учителей начальных классов по организации чтения в классе и дома.

Ключевые слова: читательская грамотность, младшие школьники, методы обучения, приемы чтения, начальные классы, игровая форма, активные методы.

 

Чтение является основным навыком, необходимым для успешного обучения и дальнейшего развития ребенка. Формирование читательской грамотности в начальных классах — это не только обучение технике чтения, но и развитие умения осмысливать прочитанное, анализировать текст, сопоставлять и делать выводы. Важно, чтобы дети не только умели читать, но и понимали, что читают, находили в тексте интересные для себя моменты и могли обсуждать прочитанное. В связи с этим учителям необходимо применять разнообразные методы и приемы, способствующие формированию читательской грамотности у младших школьников.

Одним из самых эффективных методов формирования читательской грамотности является игровая форма обучения. Игры активно вовлекают детей в процесс чтения и делают его увлекательным. Например, можно организовать «читающую эстафету», в ходе которой ученики разбиваются на команды и по очереди читают отрывки из книг. Это не только развивает навык чтения, но и способствует формированию командного духа, развивает коммуникационные навыки.

Также полезны ролевые игры, где дети могут перевоплощаться в героев прочитанных книг. Например, после чтения сказки можно предложить детям разыграть ее сюжеты. Это помогает детям глубже понять содержание текста, развивает творческое мышление и память. Параллельно с ролевыми играми можно организовать и дискуссии по прочитанным произведениям, где дети смогут делиться своими мыслями и впечатлениями.

Еще одним эффективным подходом является использование визуальных материалов. Картинки, схемы и таблицы помогают детям лучше воспринимать информацию. Можно предложить детям создать визуальные карты прочитанных книг, где они будут изображать главных героев, основные события и их взаимосвязи. Это развивает как креативные навыки, так и умение анализировать текст.

Не менее важным аспектом является работа с текстом. Учитель может использовать разные виды текстов: художественные, научно-популярные, статьи. Это помогает развивать разнообразные читательские навыки. Например, при изучении художественной литературы дети могут анализировать характеры персонажей, а при работе с научной литературой — делать краткие пересказы и выделять главные идеи. Метод сравнительного анализа позволяет детям находить общие черты и отличия между различными текстами, что способствует развитию критического мышления.

Необходимо активно использовать технологии в процессе формирования читательской грамотности. Разнообразные приложения и программы могут быть использованы для создания интерактивных упражнений, позволяющих детям читать, обсуждать и анализировать тексты в увлекательной форме. Например, цифровые книги и электронные образовательные ресурсы, которые предлагают различные интерактивные задания, помогут привлечь внимание детей и сделают процесс чтения более динамичным и интересным.

Семейное чтение также играет важную роль в формировании читательской грамотности. Сотрудничество с родителями — это залог успешного формирования читательских навыков у детей. Учитель может организовать совместные мероприятия, например, «вечера чтения», на которых родители и дети будут читать книги вместе. Это создает позитивную атмосферу, способствует укреплению семейных связей и формированию у детей привычки к чтению.

Чтобы развить читательскую грамотность, важно также формировать у детей мотивацию к чтению. Учителю следует поощрять детей за прочитанные книги, создавать ситуации успеха, когда ребенок ощущает свою значимость и достижение. Можно организовать «книги-идолы» — когда дети рассказывают о своих любимых книгах и авторах, делятся впечатлениями. Это не только развивает их коммуникативные навыки, но и стимулирует интерес к чтению.

Метод дискуссий и «круглых столов» также является эффективным приемом в работе с текстами. Обсуждая прочитанное, дети учатся формулировать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, слушать и учитывать мнения других. Это способствует не только развитию читательских навыков, но и социальной активности, что является важным аспектом в обучении.

Важно помнить, что индивидуальный подход к каждому ребенку — это основа успешного обучения. Необходимо учитывать уровень подготовки каждого ученика, его интересы и предпочтения. Упражнения и задания могут быть адаптированы в зависимости от уровня читательской грамотности. Это позволит создать условия для достижения каждым учеником успеха и формирования устойчивой мотивации к чтению.

Таким образом, формирование читательской грамотности у младших школьников является многогранным процессом, включающим разнообразные методы и приемы. Игровые формы, ролевые игры, работа с текстом, использование технологий и сотрудничество с родителями — все это способствует созданию позитивной и поддерживающей образовательной среды. Важно, чтобы процесс чтения стал для детей не только обязанностью, но и увлекательным и интересным занятием, которое будет сопровождать их на протяжении всей жизни. Успех в этом начинании зависит от настойчивости и креативности учителя, который должен быть не только педагогом, но и проводником в удивительный мир книг.

 

Список литературы

 

Иванова Н.П.

Педагогические условия формирования читательской грамотности младших школьников

// Вестник науки. 2023. №11 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.10.2024).

Магомедова З

.

З

.

,

Миназова

З

.

М

.

,

Закарьяева

С

.

З

.

Современные педагогические технологии формирования читательской грамотности у младших школьников

// Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.10.2024).

Миннуллина

Г.С.

Современные приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

// Вестник науки. 2024. №6 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-priyomy-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 15.10.2024).

Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие/авт.-сост. Н.С.

Чернякова

. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2023. – 52 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×