Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы | Кочкина Наталья Васильевна. Работа №349496

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрены методы и приёмы, способствующие формированию читательской грамотности у школьников в процессе изучения русского языка и литературы. Особое внимание уделено роли учителя в организации работы над текстом, анализу эффективных методик, таких как интерпретация, прогнозирование, постановка проблемных вопросов, а также развитию навыков самостоятельного осмысления литературных произведений. Автор подчеркивает необходимость интеграции читательской грамотности в общий процесс обучения для повышения познавательной активности и мотивации учащихся.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки русского языка и литературы, анализ текста, интерпретация, читательская мотивация.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Кочкина Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики "Троицкая средняя школа 1"

 

Аннотация. В статье рассмотрены методы и приёмы, способствующие формированию читательской грамотности у школьников в процессе изучения русского языка и литературы. Особое внимание уделено роли учителя в организации работы над текстом, анализу эффективных методик, таких как интерпретация, прогнозирование, постановка проблемных вопросов, а также развитию навыков самостоятельного осмысления литературных произведений. Автор подчеркивает необходимость интеграции читательской грамотности в общий процесс обучения для повышения познавательной активности и мотивации учащихся.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки русского языка и литературы, анализ текста, интерпретация, читательская мотивация.

 

Читательская грамотность является одной из ключевых составляющих функциональной грамотности, и её развитие становится приоритетной задачей образования. В условиях цифровизации и большого потока информации способность понимать и критически осмысливать текст имеет огромное значение для личности, её успешности и адаптации в обществе. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы требует от учителя продуманного подхода к выбору методов и приёмов, которые способствуют развитию у учащихся осознанного восприятия текста и критического отношения к прочитанному.

Методика формирования читательской грамотности строится на нескольких основных принципах. Во-первых, это создание условий для осмысленного восприятия текста, что предполагает работу с ключевыми образами, идеями и символами произведения. Для этого используются приёмы, которые помогают учащимся увидеть художественное произведение в его целостности, осознать смысловую и эмоциональную структуру текста. Зачастую учащиеся воспринимают текст поверхностно, не задумываясь над авторскими намерениями, подтекстами и метафорами. Важно, чтобы учитель помогал раскрывать скрытые смыслы произведения и побуждал учеников к активному диалогу с текстом. Например, для этой цели можно использовать приём постановки проблемного вопроса, который помогает учащимся осознать основные конфликтные ситуации в тексте и задуматься над мотивами и поступками героев. Вопросы могут быть направлены как на осмысление сюжета, так и на более глубокий анализ характера и образа.

Важным компонентом методики формирования читательской грамотности является также развитие навыков интерпретации и прогнозирования. Интерпретация предполагает способность учащихся выстраивать собственные версии понимания текста, опираясь на сюжетные и стилистические особенности произведения. Это позволяет формировать у школьников умение выражать и обосновывать своё мнение, опираясь на текст. Учитель может направлять работу учащихся, задавая вопросы, которые акцентируют внимание на деталях текста, и стимулируя их к высказыванию личных суждений. Например, в ходе анализа произведения можно попросить учащихся сформулировать альтернативный финал или предположить, как могло бы развиваться повествование в зависимости от выбора героев. Это развивает не только умение анализировать текст, но и креативное мышление, что, в свою очередь, способствует созданию устойчивого интереса к литературе.

На уроках литературы и русского языка необходимо применять приёмы, направленные на активизацию взаимодействия между учащимися и текстом, что создаёт условия для глубокого и самостоятельного понимания. Одним из таких методов является постановка вопросов по тексту, что позволяет ученикам задуматься о значении, подтексте и мотивации авторского повествования. Эти вопросы могут касаться деталей сюжета, характера героев, развития событий, что стимулирует учеников на активное размышление и самостоятельное осмысление текста. При этом учителю важно избегать односложных и шаблонных вопросов, отдавая предпочтение вопросам, которые побуждают к обсуждению и глубокому анализу, например, почему герой принял то или иное решение, как повлияли на его поступок события или социальная среда.

Кроме того, эффективным приёмом является включение в уроки творческих заданий, которые предполагают самостоятельное осмысление и переработку информации. Это может быть создание небольших эссе или написание письма от лица героя. Такие задания способствуют развитию способности анализировать текст и высказывать своё мнение, что имеет большое значение для формирования читательской грамотности. Творческая деятельность позволяет учащимся не только глубже понимать произведение, но и развивает навыки аргументации, поскольку каждое суждение требует подкрепления примерами из текста.

Важной задачей учителя в процессе формирования читательской грамотности является также развитие у учеников критического мышления, что можно сделать, предлагая им анализировать различные точки зрения на одни и те же события или героев. Учителю следует поощрять учащихся к самостоятельной интерпретации и к формулировке собственной оценки прочитанного, не навязывая готовых решений. Это можно делать через организацию дискуссий, в ходе которых учащиеся получают возможность обмениваться своими мнениями и отстаивать свои суждения. Таким образом, учащиеся начинают осознавать, что текст можно воспринимать по-разному, что способствует развитию критического мышления и углублению читательской компетентности.

Ещё одним значимым аспектом является использование в образовательном процессе современных технологий, таких как онлайн-платформы, видеоматериалы и электронные книги, которые расширяют возможности для осмысления и анализа текста. Цифровые ресурсы позволяют наглядно представлять информацию и стимулировать интерес к литературе, что особенно важно для школьников, выросших в условиях цифровой среды. Например, использование видеоконтента на уроках литературы способствует более полному восприятию исторического и культурного контекста произведения. Это повышает мотивацию учащихся к чтению, делает процесс изучения литературы более увлекательным и наглядным, что особенно актуально в условиях современных реалий.

Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы предполагает использование многообразных методов и приёмов, которые направлены на развитие у школьников осмысленного и критического восприятия текста. Работа учителя должна быть направлена на создание условий, при которых учащиеся смогут самостоятельно анализировать текст, выражать и обосновывать своё мнение, принимать участие в обсуждении и критически относиться к прочитанному. Применение проблемных вопросов, творческих заданий, дискуссий, а также цифровых ресурсов и медиа материалов способствует повышению познавательной активности, мотивации учащихся и формированию у них устойчивого интереса к литературе.

 

Список литературы

1. Баишева А. П. Дневник творческого читателя — инструмент повышения читательской грамотности / А. П. Баишева, А. Р. Васильева, К. В. Ким. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 145-153.

2. Рыженко Ю. О. Использование технологий для формирования креативного мышления и читательской грамотности на уроках русского языка. / Ю. О. Рыженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 112-117.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×