Методы и приемы формирования учебной мотивации школьников | Юсупова Мадина Курмановна. Работа №316635
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».
Самое необходимое, для включения учащегося в работу. Что мы понимаем под мотивом учения? Анализ причин спада мотивации по итогам анкетирования обучающихся 3-его класса. Методы мотивации учебной деятельности.
Как заинтересовать ученика?
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Дубровинская средняя общеобразовательная школа
Методы и приемы формирования учебной мотивации школьников.
Юсупова Мадина Курмановна
учитель начальных классов
Дубровное -2023
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе педагогической деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться».
Уровни мотивации
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы
Доминирующий мотив учения (анкета)
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности в данном предмете.
3. Интерес к предмету.
4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7. Уверенность в успехе по данному предмету.
8. Легко учиться.
9. Желание преодолеть трудности.
10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном учебном коллективе.
12. Нравится учиться.
13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16. Чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно.
По итогам данного анкетирования доминирующий мотив обучающихся 3 класса:
этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования;
интерес к предмету, нравится учиться.
Причина спада мотивации:
1. Личная значимость предмета.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. Умственное развитие ученика.
5. Продуктивность учебной деятельности.
6. Непонимание цели учения.
7. Страх перед школой.
Не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
Методы мотивации учебной деятельности.
1.Проверка знаний с помощью компьютерного тестирования.
2.Объяснение учебного материала с помощью видеоуроков.
3.Закрепление изученного с помощью компьютерного тренажера.
4Блиц-вопросы.
а) Какая гласная всегда под ударением?
б) Преврати мел в мелкое место
в) Найди лишнее в каждой группе и т.д.
5. Я умею думать
Я умею слушать
Это я могу
Это я умею
6. Три М-три момента на уроке, которые хорошо получились
7.БЛАГОДАРЮ за сотрудничество
8. Литр. Рубль. Метр.
Назовите 3 способа применения этих знаний в жизни.
9.Работа в группах и парах
10. Проблемность обучения. (надо измерить длину коридора, а мы знаем только см)
11. Привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
12.Занимательность
13. Самостоятельное выполнение учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
14.Дидактические игры.
15.Ситуация успеха.
16. Соревнование
17.Прием «Верные - неверные утверждения».
18. Прием «Лови ошибку»
19.Дифференцированные задания
20. Освобождение от домашнего задания, зачёта
21 «Перевернутый класс»
22. Смена рабочих зон