Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приёмы формирования учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы | Маслова Ольга Викторовна. Работа №345372. Номер работы: №345372

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие формированию учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы. Подчеркивается важность мотивации как составляющей успешного образовательного процесса, а также роль преподавателя в создании образовательной среды, способной вдохновить и заинтересовать учащихся. Описываются различные подходы, включая игровые технологии, проектную деятельность и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Приводятся примеры применения этих методов в классе и их влияние на уровень вовлеченности учащихся в учебный процесс.

Ключевые слова: учебная мотивация, русский язык, литература, методы преподавания, ИКТ, проектная деятельность, игровые технологии.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Маслова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы

МАОУ "Толмачевская СОШ № 61", Новосибирская область, с. Толмачево

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие формированию учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы. Подчеркивается важность мотивации как составляющей успешного образовательного процесса, а также роль преподавателя в создании образовательной среды, способной вдохновить и заинтересовать учащихся. Описываются различные подходы, включая игровые технологии, проектную деятельность и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Приводятся примеры применения этих методов в классе и их влияние на уровень вовлеченности учащихся в учебный процесс.

Ключевые слова: учебная мотивация, русский язык, литература, методы преподавания, ИКТ, проектная деятельность, игровые технологии.

 

Учебная мотивация является важным фактором, влияющим на успех учебной деятельности учащихся. Она определяет, насколько активно учащиеся будут не только усваивать знания, но и проявлять интерес к изучаемым предметам, таким как русский язык и литература. В условиях быстро меняющегося информационного мира, где традиционные методы преподавания уже не всегда эффективны, учителю необходимо искать новые подходы. В данной статье рассматриваются основные методы и приемы, которые могут помочь в формировании учебной мотивации у учащихся.

Учебная мотивация включает в себя внутренние и внешние факторы, которые побуждают учащихся к учебной деятельности. Внутренние факторы связаны с личными интересами, стремлением к саморазвитию, пониманием важности изучаемого материала. Внешние факторы могут включать оценки, похвалу со стороны учителя, интересные задания и другие элементы, способствующие повышению интереса к учебе.

Доказано, что высокая учебная мотивация способствует более глубокому усвоению материала, развитию критического мышления и творческих способностей. Поэтому задача учителя заключается не только в передаче знаний, но и в создании такой учебной среды, которая будет способствовать формированию у учеников позитивного отношения к обучению.

Методы и приемы формирования учебной мотивации.

Игровые технологии. Игровые технологии представляют собой одну из самых эффективных форм активизации познавательной деятельности учащихся. Использование игровых элементов на уроках русского языка и литературы позволяет превратить обучение в увлекательный процесс. Например, можно организовать литературные игры, в которых ученики будут не только разбирать произведения, но и принимать в них участие в роли героев. Это создает эмоциональную связь с материалом и значительно увеличивает интерес к предмету.

Пример: Уроки по произведению А.С. Пушкина можно дополнить театральными сценками, где учащиеся разыгрывают фрагменты из "Евгения Онегина". Это не только сделает урок более увлекательным, но и углубит понимание текста и его контекста.

Проектная деятельность. Проектный метод обучения также зарекомендовал себя как универсальный способ активизации учебной мотивации. Создавая проекты, учащиеся могут самостоятельно исследовать выбранные темы, что позволяет им проявить инициативу и креативность. При этом работа над проектом развивает навыки самостоятельного мышления и критического анализа.

Пример: На уроках литературы можно предложить учащимся создать проект по биографии любимого писателя, написать эссе или собрать коллекцию иллюстраций к произведениям. Это позволит ребятам глубже погрузиться в творчество автора и понять его влияние на литературу в целом.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Внедрение современных технологий в образовательный процесс – это необходимость, продиктованная временем. ИКТ могут значительно повысить уровень вовлеченности учащихся. Использование мультимедийных презентаций, интерактивных досок, веб-квестов и других цифровых инструментов позволяет сделать уроки более динамичными и интересными.

Пример: При изучении произведений Ф.М. Достоевского можно организовать веб-квест, где учащиеся будут разгадывать задания и искать информацию в интернет-ресурсах. Это не только активизирует их внимание, но и развивает навыки работы с информацией.

Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении позволяет учитывать индивидуальные интересы каждого ученика, что способствует повышению учебной мотивации. Выделение времени для обсуждения личных ощущений и мнений по поводу изучаемого материала формирует чувство причастности к образовательному процессу.

Пример: На уроках русского языка учитель может проводить обсуждения на темы, которые интересуют учащихся, например, влияние языка на культуру и общество. Это поможет создать активное участие и уважение к точке зрения каждого.

Примеры из практики. Для иллюстрации вышеперечисленных методов можно привести несколько примеров их применения на практике:

Литературный квест: Учащиеся создают группы и работают над исследовательскими заданиями по произведению. Каждая группа изучает определенный аспект и представляет результаты своей работы в игровой форме.

Дебаты: На уроках литературы можно провести дебаты по литературным произведениям, где учащиеся обсуждают моральные вопросы и идеалы, представленные в текстах. Это развивает критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения.

Творческие задания: Учащиеся могут писать свои рассказы или стихи на основе изучаемой темы, что способствует развитию их творческих способностей и индивидуальности.

Формирование учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы является актуальной задачей для современного учителя. Применение различных методов и приемов, таких как игровые технологии, проектная деятельность, использование ИКТ и иной подход, могут значительно повысить интерес и вовлеченность учащихся в учебный процесс. Созидая поддерживающую и стимулирующую образовательную среду, учитель способствует не только успешному усвоению знаний, но и развитию личности ученика, формируя у него любовь к литературе и языку.

 

Список литературы

Битюцкая

Л.Д. Повышение мотивации учащихся путём использования инновационных приёмов и методов на уроках русского языка и литературы // Педагогическая наука и практика.

2014. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-motivatsii-uchaschihsya-putyom-ispolzovaniya-innovatsionnyh-priyomov-i-metodov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury.

Мергенбаева

Салтанат

Рапыковна

,

Зикирова

Шайгуль

Камаловна

, Хамидова

Шахноза

Баймурзаевна

Пути формирования учебной мотивации на уроках русского языка // Интерактивная наука. 2022. №3 (68).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya

-uchebnoy-motivatsii-na-urokah-russkogo-yazyka.

Сафарова Ф.Х. Мотивация как один из путей повышения знаний учащихся по русскому языку // Вестник науки. 2020. №3 (24).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-odin-iz-putey-povysheniya-znaniy-uchaschihsya-po-russkomu-yazyku.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×