Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приёмы формирования учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы | Сергеева Юлия Владимировна. Работа №347306. Номер работы: №347306

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются методы и приёмы формирования учебной мотивации у учащихся на уроках русского языка и литературы. Обсуждаются психологические аспекты мотивации, важность создания положительного эмоционального фона в классе и использование активных методов обучения. Автор предлагает конкретные стратегии, направленные на повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, что в конечном итоге способствует более глубокому усвоению материала и развитию ключевых компетенций.

         Ключевые слова: учебная мотивация, русский язык, литература, методы обучения, активные формы работы, эмоциональный фон, вовлеченность.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Сергеева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Завидово

 

Аннотация: В статье рассматриваются методы и приёмы формирования учебной мотивации у учащихся на уроках русского языка и литературы. Обсуждаются психологические аспекты мотивации, важность создания положительного эмоционального фона в классе и использование активных методов обучения. Автор предлагает конкретные стратегии, направленные на повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, что в конечном итоге способствует более глубокому усвоению материала и развитию ключевых компетенций.

Ключевые слова: учебная мотивация, русский язык, литература, методы обучения, активные формы работы, эмоциональный фон, вовлеченность.

 

В современных образовательных условиях успешное обучение невозможно без формирования учебной мотивации у учащихся. Учебная мотивация представляет собой внутреннюю побудительную силу, которая побуждает учащихся к активной учебной деятельности и стремлению к получению знаний. На уроках русского языка и литературы мотивация играет ключевую роль в достижении образовательных результатов, так как именно эти предметы требуют от учеников не только усвоения фактического материала, но и способности анализировать, интерпретировать и творчески подходить к решению задач.

Формирование учебной мотивации у учащихся является комплексной задачей, которая требует от учителя не только знания предмета, но и умения использовать различные методы и приемы, способствующие активизации интереса и вовлеченности детей в учебный процесс. Одним из основных аспектов формирования учебной мотивации является создание положительного эмоционального фона на уроке. Психологические исследования показывают, что эмоции напрямую влияют на процесс обучения: позитивные эмоции способствуют лучшему усвоению материала и повышают интерес к учебе.

Для создания положительного эмоционального фона учитель может использовать игровые элементы. Например, внедрение игровых ситуаций на уроках может сделать процесс обучения более увлекательным и интересным. Учитель может организовать ролевые игры, где учащиеся станут персонажами литературных произведений, что поможет им не только лучше понять сюжет, но и почувствовать себя частью обсуждаемого текста. Это способствует развитию эмоциональной привязанности к литературе и языку, что, в свою очередь, повышает мотивацию к изучению этих предметов.

Также важным аспектом является использование проблемного обучения. Учитель может ставить перед учащимися интересные, открытые вопросы, требующие не только знаний, но и критического мышления. Например, во время изучения произведений русской литературы, таких как «Война и мир» Льва Толстого, учитель может задать вопрос: «Как бы вы поступили на месте главных героев в той или иной ситуации?» Это не только способствует развитию аналитических навыков, но и делает обучение более значимым для учащихся, так как они видят, что их мнения и идеи важны.

Для повышения учебной мотивации также можно применять интерактивные методы обучения. Использование технологий, таких как интерактивные доски, презентации и видеоматериалы, может сделать уроки более интересными и динамичными. Например, на уроке литературы учитель может показать фрагмент фильма по произведению, которое изучается, а затем обсудить с учащимися, как визуальное восприятие влияет на их понимание текста. Это позволяет учащимся осознать, что литература не ограничивается только текстом, но и существует в различных интерпретациях и формах.

Еще одной эффективной стратегией является индивидуализация обучения. Учитывая различные интересы и способности учащихся, учитель может предлагать задания, соответствующие их уровню подготовки и увлечениям. Например, если один из учащихся интересуется поэзией, можно предложить ему подготовить творческую работу на основе анализа стихотворений, в то время как другой ученик, предпочитающий прозу, может сосредоточиться на анализе рассказа. Это дает возможность каждому ребенку чувствовать свою значимость и вовлеченность в процесс, что значительно повышает мотивацию.

Кроме того, проектная деятельность становится важным инструментом для формирования учебной мотивации. Ученики могут работать над проектами, связанными с русским языком и литературой, например, создавать презентации о своих любимых авторах, проводить исследования на темы, связанные с литературными направлениями, или писать собственные рассказы. Проектная работа не только развивает навыки самостоятельной работы, но и формирует интерес к литературе как к живому и многогранному искусству. Ученики видят плоды своего труда, что также является мощным мотивирующим фактором.

Не менее важным является обратная связь от учителя. Она должна быть конструктивной и поддерживающей, чтобы ученики чувствовали, что их усилия ценятся. Регулярные положительные отзывы о работе, а также комментарии по улучшению помогут учащимся не только увидеть свои достижения, но и понять, как они могут развиваться дальше. Это создает у детей чувство уверенности и способствует формированию мотивации к дальнейшему обучению.

Использование разнообразных форм контроля также играет значительную роль в формировании учебной мотивации. Вместо традиционных тестов и контрольных работ можно использовать творческие задания и презентации, что позволяет ученикам проявить свои способности и креативность. Например, вместо стандартной контрольной работы по литературе можно предложить учащимся создать видеопрезентацию о своем любимом произведении или написать эссе на свободную тему, связанную с литературой. Это поможет детям не только глубже усвоить материал, но и увидеть свою работу с другой стороны, что способствует их интересу к учебе.

К тому же стоит обратить внимание на взаимодействие с родителями. Учителя могут организовывать открытые уроки или родительские собрания, где будут обсуждаться успехи детей и их участие в учебном процессе. Позитивные отзывы родителей о школьных достижениях их детей могут стать дополнительным стимулом для учащихся.

Важным элементом формирования учебной мотивации является создание сообщества единомышленников. Учителя могут организовывать кружки по интересам, связанные с литературой и языком, где ученики смогут делиться своими увлечениями, участвовать в обсуждениях и проводить совместные мероприятия. Это создаёт атмосферу поддержки и сотрудничества, что повышает мотивацию учащихся.

В заключение, методы и приемы формирования учебной мотивации на уроках русского языка и литературы являются важным аспектом успешного обучения. Создание положительного эмоционального фона, использование интерактивных и индивидуализированных методов, а также проектная деятельность и обратная связь — все эти стратегии способствуют активизации интереса учащихся к учебному процессу. В конечном итоге, высокий уровень учебной мотивации не только помогает детям успешно осваивать материал, но и формирует у них любовь к языку и литературе, что является важной целью образовательного процесса.

 

Список литературы

Битюцкая

Л.Д. Повышение мотивации учащихся путём использования инновационных приёмов и методов на уроках русского языка и литературы // Педагогическая наука и практика. 2014. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-motivatsii-uchaschihsya-putyom-ispolzovaniya-innovatsionnyh-priyomov-i-metodov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 15.10.2024).

Мергенбаева

С

.

Р

.

,

Зикирова

Ш

.

К

.

,

Хамидова

Ш

.

Б

.

Пути формирования учебной мотивации на уроках русского языка

// Интерактивная наука. 2022. №3 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-uchebnoy-motivatsii-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 15.10.2024).

Развитие мотивации на уроках русского языка и литературы: методический

инструментарий: из опыта работы Натальи Семеновны Емельяновой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5». –

Биробиджан :

ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2020 – 26 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×