Название статьи:
Методы и приёмы обучения смысловому чтению при работе с текстом на уроках английского языка в 5-6 классах по УМК «Английский в фокусе» | Агашина Клавдия Васильевна. Работа №348620
Дата публикации:
25.10.2024
Автор:
Агашина Клавдия Васильевна
Описание:
Аннотация: В современном образовательном процессе умение работать с текстом и понимать его смысл становится ключевым навыком для учащихся. В статье рассматриваются методы и приемы обучения смысловому чтению на уроках английского языка в 5-6 классах по учебно-методическому комплексу «Английский в фокусе». Авторы акцентируют внимание на том, как использование различных стратегий чтения помогает учащимся не только улучшать свои языковые навыки, но и развивать критическое мышление и способность анализировать информацию.
Ключевые слова: смысловое чтение, методы обучения, учебно-методический комплекс, английский язык, 5-6 классы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ ПО УМК АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ
Агашина Клавдия Васильевна, учитель английского языка
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кикеринская средняя общеобразовательная школа п. Кикерино
Аннотация: В современном образовательном процессе умение работать с текстом и понимать его смысл становится ключевым навыком для учащихся. В статье рассматриваются методы и приемы обучения смысловому чтению на уроках английского языка в 5-6 классах по учебно-методическому комплексу Английский в фокусе. Авторы акцентируют внимание на том, как использование различных стратегий чтения помогает учащимся не только улучшать свои языковые навыки, но и развивать критическое мышление и способность анализировать информацию.
Ключевые слова: смысловое чтение, методы обучения, учебно-методический комплекс, английский язык, 5-6 классы.
Смысловое чтение представляет собой одну из важнейших компетенций, необходимых учащимся для успешного освоения английского языка. В 5-6 классах, когда студенты уже обладают базовыми знаниями и навыками, необходимо углублять их понимание текста, развивая умение извлекать из него информацию и делать выводы. Методические рекомендации, представленные в учебно-методическом комплексе Английский в фокусе, предлагают разнообразные подходы к обучению смысловому чтению, что позволяет учителям адаптировать уроки под потребности своих учеников.
Одним из эффективных методов обучения смысловому чтению является использование предтекстовых заданий. Эти задания помогают активировать фоновое знание учащихся и подготовить их к восприятию нового материала. Например, перед чтением текста о знаменитом англоговорящем писателе учитель может задать вопросы о том, что ученики знают о данном авторе, какие книги они читали, что знают о литературных жанрах. Таким образом, учащиеся вовлекаются в процесс и начинают размышлять о теме, что значительно повышает их заинтересованность.
После активации фона знаний можно переходить к различным приемам работы с текстом. Одним из наиболее распространенных является метод Чтение с выделением ключевых слов. Учитель может предложить учащимся прочитать текст и выделить слова или фразы, которые, по их мнению, являются центральными для понимания содержания. Это не только помогает сфокусироваться на главной идее, но и развивает навыки анализа текста. Ученики могут затем сравнить свои выборы в малых группах, что способствует обсуждению и обмену мнениями.
Еще одним эффективным приемом является Чтение с вопросами. Учитель заранее готовит ряд вопросов к тексту, которые помогут учащимся глубже понять его содержание. Например, если текст рассказывает о путешествии в Лондон, вопросы могут касаться особенностей культуры, достопримечательностей и личных впечатлений героев. Такой подход не только мотивирует учащихся внимательно читать, но и развивает их критическое мышление, позволяя делать выводы на основе прочитанного.
Полезным является метод Краткий пересказ. После чтения текста учитель может попросить учащихся рассказать о его содержании своими словами, выделив главные мысли и детали. Это способствует развитию не только устной речи, но и умения структурировать информацию. Ученики могут работать в парах или группах, обсуждая текст и вырабатывая общие подходы к пересказу. Такой подход позволяет развивать навыки сотрудничества и коммуникативные способности, что особенно важно в рамках работы с текстом.
Нельзя не упомянуть о визуализации как методе, способствующем смысловому чтению. Учителя могут предложить ученикам создать ментальные карты на основе прочитанного текста, где они будут отмечать основные идеи, персонажей и ключевые события. Этот прием помогает учащимся увидеть связи между различными элементами текста, а также способствует лучшему запоминанию информации. Создание визуальных материалов развивает креативность и делает процесс обучения более интересным и разнообразным.
Стоит рассмотреть прием Интерпретация текста. Учитель может предложить ученикам обсудить, как они понимают определенные моменты текста, что позволяет каждому выразить свое мнение и поделиться личными впечатлениями. Этот подход особенно эффективен, если текст затрагивает социальные или культурные темы, вызывающие разное восприятие. Обсуждение различных точек зрения развивает критическое мышление и умение аргументировать свою позицию.
Методы работы с текстом в рамках УМК Английский в фокусе включают также интеграцию технологий. Использование цифровых ресурсов, таких как интерактивные платформы для чтения, позволяет разнообразить уроки и сделать их более динамичными. Учащиеся могут взаимодействовать с текстом на экране, что делает процесс более увлекательным и интерактивным. Например, использование онлайн-тестов на понимание прочитанного может быть интересным дополнением к традиционным методам.
Также важно помнить о рефлексии как элементе процесса обучения. Учитель может предложить учащимся обсудить, что они узнали нового из текста, какие моменты были для них сложными, а какие, наоборот, вызвали интерес. Такой подход способствует формированию у учащихся навыка самооценки и помогает им осознать, как они могут улучшить свои навыки чтения в будущем.
Работа с текстом может включать элементы игры. Введение игровых заданий, связанных с содержанием прочитанного, позволяет создать позитивную атмосферу на уроке и мотивирует учащихся. Например, учитель может организовать конкурс, в котором ученики будут делиться своими интерпретациями текста, а другие будут голосовать за лучшие. Это не только делает уроки более увлекательными, но и развивает навыки общения и взаимодействия в группе.
В заключение, обучение смысловому чтению на уроках английского языка в 5-6 классах по УМК Английский в фокусе требует разнообразных методов и приемов, которые помогут учащимся эффективно работать с текстом. Активные подходы, включающие предтекстовые задания, чтение с вопросами, краткий пересказ, визуализацию, интерпретацию текста и использование технологий, создают условия для глубокого понимания материала. Учителя, применяющие данные методы, не только способствуют развитию языковых навыков учащихся, но и формируют их критическое мышление и готовность к анализу информации, что является необходимым в современном мире.
Список литературы
Макеева С.Г., Мартынова Е.Н. Теоретические основы формирования смыслового чтения как универсального учебного действия // Ярославский педагогический вестник. 2020. №5 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-smyslovogo-chteniya-kak-universalnogo-uchebnogo-deystviya
Чернякова Ю.С. Будашкина Л.А. Эффективные приемы обучения смысловому чтению на английском языке на послетекстовом этапе // Концепт. 2023. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-priemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-na-angliyskom-yazyke-na-posletekstovom-etape
Шамрина А. А. Этапы работы с текстом при обучении английскому языку детей среднего школьного возраста // Теория и практика современной науки. 2018. №6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-raboty-s-tekstom-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Агашина Клавдия Васильевна, учитель английского языка
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кикеринская средняя общеобразовательная школа п. Кикерино
Аннотация: В современном образовательном процессе умение работать с текстом и понимать его смысл становится ключевым навыком для учащихся. В статье рассматриваются методы и приемы обучения смысловому чтению на уроках английского языка в 5-6 классах по учебно-методическому комплексу Английский в фокусе. Авторы акцентируют внимание на том, как использование различных стратегий чтения помогает учащимся не только улучшать свои языковые навыки, но и развивать критическое мышление и способность анализировать информацию.
Ключевые слова: смысловое чтение, методы обучения, учебно-методический комплекс, английский язык, 5-6 классы.
Смысловое чтение представляет собой одну из важнейших компетенций, необходимых учащимся для успешного освоения английского языка. В 5-6 классах, когда студенты уже обладают базовыми знаниями и навыками, необходимо углублять их понимание текста, развивая умение извлекать из него информацию и делать выводы. Методические рекомендации, представленные в учебно-методическом комплексе Английский в фокусе, предлагают разнообразные подходы к обучению смысловому чтению, что позволяет учителям адаптировать уроки под потребности своих учеников.
Одним из эффективных методов обучения смысловому чтению является использование предтекстовых заданий. Эти задания помогают активировать фоновое знание учащихся и подготовить их к восприятию нового материала. Например, перед чтением текста о знаменитом англоговорящем писателе учитель может задать вопросы о том, что ученики знают о данном авторе, какие книги они читали, что знают о литературных жанрах. Таким образом, учащиеся вовлекаются в процесс и начинают размышлять о теме, что значительно повышает их заинтересованность.
После активации фона знаний можно переходить к различным приемам работы с текстом. Одним из наиболее распространенных является метод Чтение с выделением ключевых слов. Учитель может предложить учащимся прочитать текст и выделить слова или фразы, которые, по их мнению, являются центральными для понимания содержания. Это не только помогает сфокусироваться на главной идее, но и развивает навыки анализа текста. Ученики могут затем сравнить свои выборы в малых группах, что способствует обсуждению и обмену мнениями.
Еще одним эффективным приемом является Чтение с вопросами. Учитель заранее готовит ряд вопросов к тексту, которые помогут учащимся глубже понять его содержание. Например, если текст рассказывает о путешествии в Лондон, вопросы могут касаться особенностей культуры, достопримечательностей и личных впечатлений героев. Такой подход не только мотивирует учащихся внимательно читать, но и развивает их критическое мышление, позволяя делать выводы на основе прочитанного.
Полезным является метод Краткий пересказ. После чтения текста учитель может попросить учащихся рассказать о его содержании своими словами, выделив главные мысли и детали. Это способствует развитию не только устной речи, но и умения структурировать информацию. Ученики могут работать в парах или группах, обсуждая текст и вырабатывая общие подходы к пересказу. Такой подход позволяет развивать навыки сотрудничества и коммуникативные способности, что особенно важно в рамках работы с текстом.
Нельзя не упомянуть о визуализации как методе, способствующем смысловому чтению. Учителя могут предложить ученикам создать ментальные карты на основе прочитанного текста, где они будут отмечать основные идеи, персонажей и ключевые события. Этот прием помогает учащимся увидеть связи между различными элементами текста, а также способствует лучшему запоминанию информации. Создание визуальных материалов развивает креативность и делает процесс обучения более интересным и разнообразным.
Стоит рассмотреть прием Интерпретация текста. Учитель может предложить ученикам обсудить, как они понимают определенные моменты текста, что позволяет каждому выразить свое мнение и поделиться личными впечатлениями. Этот подход особенно эффективен, если текст затрагивает социальные или культурные темы, вызывающие разное восприятие. Обсуждение различных точек зрения развивает критическое мышление и умение аргументировать свою позицию.
Методы работы с текстом в рамках УМК Английский в фокусе включают также интеграцию технологий. Использование цифровых ресурсов, таких как интерактивные платформы для чтения, позволяет разнообразить уроки и сделать их более динамичными. Учащиеся могут взаимодействовать с текстом на экране, что делает процесс более увлекательным и интерактивным. Например, использование онлайн-тестов на понимание прочитанного может быть интересным дополнением к традиционным методам.
Также важно помнить о рефлексии как элементе процесса обучения. Учитель может предложить учащимся обсудить, что они узнали нового из текста, какие моменты были для них сложными, а какие, наоборот, вызвали интерес. Такой подход способствует формированию у учащихся навыка самооценки и помогает им осознать, как они могут улучшить свои навыки чтения в будущем.
Работа с текстом может включать элементы игры. Введение игровых заданий, связанных с содержанием прочитанного, позволяет создать позитивную атмосферу на уроке и мотивирует учащихся. Например, учитель может организовать конкурс, в котором ученики будут делиться своими интерпретациями текста, а другие будут голосовать за лучшие. Это не только делает уроки более увлекательными, но и развивает навыки общения и взаимодействия в группе.
В заключение, обучение смысловому чтению на уроках английского языка в 5-6 классах по УМК Английский в фокусе требует разнообразных методов и приемов, которые помогут учащимся эффективно работать с текстом. Активные подходы, включающие предтекстовые задания, чтение с вопросами, краткий пересказ, визуализацию, интерпретацию текста и использование технологий, создают условия для глубокого понимания материала. Учителя, применяющие данные методы, не только способствуют развитию языковых навыков учащихся, но и формируют их критическое мышление и готовность к анализу информации, что является необходимым в современном мире.
Список литературы
Макеева С.Г., Мартынова Е.Н. Теоретические основы формирования смыслового чтения как универсального учебного действия // Ярославский педагогический вестник. 2020. №5 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-smyslovogo-chteniya-kak-universalnogo-uchebnogo-deystviya
Чернякова Ю.С. Будашкина Л.А. Эффективные приемы обучения смысловому чтению на английском языке на послетекстовом этапе // Концепт. 2023. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-priemy-obucheniya-smyslovomu-chteniyu-na-angliyskom-yazyke-na-posletekstovom-etape
Шамрина А. А. Этапы работы с текстом при обучении английскому языку детей среднего школьного возраста // Теория и практика современной науки. 2018. №6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-raboty-s-tekstom-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta