Методы и приемы повышения качества обучения в рамках ФГОС | Чепуко Марина Валентиновна. Работа №321308
В условиях введения ФГОС Начального Общего Образования встает ряд вопросов, главным из которых остается :
-Как научить ребенка учиться?
-Как добиться достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов?
Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности.
Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность.
Методы и приемы повышения качества обучения в рамках ФГОС
Выступление на ШМО учителей начальных классов 2022г.
В условиях введения ФГОС Начального Общего Образования встает ряд вопросов, главным из которых остается :
-Как научить ребенка учиться?
-Как добиться достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов?
Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности.
Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность.
Это диктует нам необходимость отбора педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации и реализации образовательного процесса.
Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. И складывается оно, прежде всего
из высокого уровня профессионализма педагогов
прочности знаний учащихся
хорошего материально – технического обеспечения школы
из создания комфортных условий в обучении школьников
соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Эти важнейшие целевые направления определят качественное решение ряда задач, направленных на:
освоение
современных педагогических технологий
, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
организацию взаимодействия учителей начальных классов, психолога и родителей с целью изучения и развития
индивидуальных способностей
обучающихся;
обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта.
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Приведу примеры повышения качества знаний из опыта своей работы.
Чтобы способствовать повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, системного мышления, стараюсь проводить разнообразные типов уроков:
межпредметные
, интегрированные,
уроки
-
экспедиции,
уроки- диалоги,
уроки- викторины и т. д.)
На уроках чтения:
использую дидактические игры,
уделяю большое внимание продуиктивному чтению, целью которой является формирование правильной читательской деятельности, умения понимать текст, извлекать из текста информацию.
Использую следующие виды упражнений:
чтение с убыстрением темпа («Молния»)
чтение с отрывом взгляда от текста («Бросок – засечка»)
зрительные диктанты по системе Федоренко
многократное чтение
чтение в темпе скороговорки
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
самозамер
техники чтения
На уроках русского языка использую дидактические игры и занимательные упражнения. Это способствует развитию речи, внимания, логического мышления младших школьниковдр.)
Например:
Игра «Не подведи свой ряд».
1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й -мужского. 3-й -среднего.
Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
Игра «Путаница»
Расшифруйте словарные слова (переставь слоги)
ЛОЧЕВЕК, НИКУКАЛЫ, ИНХОЗЯ, РИЗОНТГО, ПОДОРМИ, ОКЗАВЛ ( человек, каникулы,хозяин, горизонт, помидор,вокзал.)
Игра «Отвечай и проверяй».
- Свекла где растет? (на грядке)
- Буквы пишут где? (В тетрадке)
- Что мы утром чистим? (Зубки)
- Одеваем в холод? (шубки)
-Любим мы играть … (в снежки)
- Есть на праздник …(пирожки)
(Что общего в словах? Есть суффикс –к-)
Дидактические игры и занимательные задания применяю на уроках математики:
Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии, проведение опытов, ролевые игры.
При этом ставлю перед собой задачу – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета -перерабатывать ее, анализировать, уметь находить главное, систематизировать.
В моей практике стало традицией работа над проектами по русскому языку «Словарные слова». Целью этих проектов является расширение словарного запаса детей, перевод новых лексических единиц из пассивного словарного запаса в активный. Результатами работы явилась презентация «Занимательный материал при работе со словарными словами», а также проекты, созданные учащимися.
При подготовке урока я тщательно продумываю такой этапу урока, как целеполагание. При выборе приемов целеполагания необходимо использовать следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно» ,«Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация множественности смыслов слова». «Проблемная ситуация», «Индуктор», «Загадки»
Например:
«Яркое пятно»
Тема «Четырёхугольник.
Тема « Части речи»
существительное
глагол
числительное
«Домысливание»
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим…..
Изучим….
Узнаем….
Проверим….
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. «Исключение»
1. Глагол, наречие, дополнение.
2. Местоимение, определение, наречие.
3. Имя прилагательное, имя существительное, сказуемое.
Задание: найдите лишнее понятие в ряду (1 ряд. - дополнение, 2 - определение, 3 - сказуемое), сверьтесь с соседом по парте.
Почему именно эти слова посчитали лишними? Какие ещё ЧР мы знаем?
Давайте определим тему урока. (Части речи) Запишем тему в тетрадь.
Сейчас использование всех подобных заданий становиться реальным благодаря оснащению кабинетов интерактивным оборудованием.
Использование на уроках компьютерных технологий способствует повышению плотности, производительности урока, позволяет сделать процесс обучения интересным, творческим, побуждает детей к исследовательской деятельности. Хотя в последнее время оборудование в кабинетах начальной школы оставляет желать лучшего.
В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики.
Моя задача как учителя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Ушинский сказал « если учитль перестал учиться, он умирает как учитель.
Игровая деятельность привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового.
Я и все учителя начальной школы знают, что начальная школа – это фундамент основного образования.
Только совместными усилиями всех педагогов, в процессе слаженной работы можно достичь повышения эффективно
сти и качества образования, удовлетворения, потребности всех участников образовательного процесса.
Это то, что требует постоянной работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».
Притча «Урок бабочки»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в воспитании детей. Ребенок вовремя должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным и успешным.