Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях | Гневанова Екатерина Сергеевна. Работа №350167

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные методы и приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Описываются особенности восприятия музыки детьми этого возраста, а также подходы к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном учреждении. В статье приведены примеры музыкальных упражнений и игр, способствующих развитию слуха, ритма, памяти, внимания и музыкального чувства у детей младшей группы.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, музыкальные занятия, методы, приемы работы, развитие музыкальности, музыкальные игры, слуховое восприятие, ритм.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Гневанова Екатерина Сергеевна, музыкальный руководитель
Филиал муниципального дошкольного образовательного учреждения Костинский детский сад - Бутаковский детский сад
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные методы и приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Описываются особенности восприятия музыки детьми этого возраста, а также подходы к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном учреждении. В статье приведены примеры музыкальных упражнений и игр, способствующих развитию слуха, ритма, памяти, внимания и музыкального чувства у детей младшей группы.
Ключевые слова: младший дошкольный возраст, музыкальные занятия, методы, приемы работы, развитие музыкальности, музыкальные игры, слуховое восприятие, ритм.
Важнейшая задача музыкального воспитания в дошкольном учреждении заключается в том, чтобы в раннем возрасте сформировать у детей позитивное отношение к музыке, развить их эмоциональную отзывчивость, слуховое восприятие, чувство ритма и музыкальные способности. В младшем дошкольном возрасте дети только начинают осваивать окружающий мир, и музыка является одним из важнейших средств формирования их культурного опыта. Работа с детьми в этом возрасте требует применения особых методов и приемов, которые бы не только способствовали развитию музыкальных способностей, но и создавали увлекательную и доступную атмосферу для малышей.
Младший дошкольный возраст, как правило, включает детей от 2 до 4 лет. Этот период отличается интенсивным развитием базовых психических процессов, таких как внимание, восприятие, память, речь и мышление. В музыкальной деятельности дети начинают осваивать базовые музыкальные элементы: интонацию, ритм, темп, громкость, а также знакомиться с музыкальными инструментами и простыми мелодиями. Основные методы и приемы работы на музыкальных занятиях для этой возрастной группы должны учитывать специфические особенности развития детей, их познавательные и эмоциональные потребности.
Одним из ключевых методов работы с детьми младшего дошкольного возраста является метод наглядности. Важно использовать яркие и понятные детям образы, музыкальные инструменты, игрушки, а также различные предметы, ассоциирующиеся с теми или иными звуками и мелодиями. На музыкальных занятиях с детьми младшего возраста активно используются предметные картинки, игрушки, слайды, которые иллюстрируют темы песен или музыкальных произведений. Это помогает детям лучше понять и запомнить услышанную музыку, вовлекает их в активное восприятие и имитацию музыкальных звуков.
Важным элементом работы является использование игрового метода. Для малышей младшего дошкольного возраста игра – это основная форма деятельности, через которую дети познают мир. Музыкальные игры могут быть направлены на развитие различных музыкальных навыков, таких как восприятие ритма, развитие слуха, знакомство с различными музыкальными тембрами и инструментами. Например, можно использовать игру Звуки природы, в которой дети имитируют различные звуки (пение птиц, шум воды, гром и молнию) под музыкальное сопровождение. Такая игра помогает развивать слух и воображение ребенка, а также вовлекает его в активную музыкальную деятельность.
Еще одним методом, который эффективно применяется в работе с детьми младшего дошкольного возраста, является метод повторения. Детям этого возраста свойственно запоминать музыку через многократное повторение. Использование повторов в песнях и упражнениях способствует закреплению музыкальных элементов, помогает развивать память, внимание и эмоциональную восприимчивость. Например, одна и та же песенка может быть спета несколько раз, с каждым разом меняя интонацию, темп или сопровождение, что делает занятие более увлекательным и разнообразным.
Также на музыкальных занятиях с детьми младшего возраста широко используется метод имитации. Дети в этом возрасте склонны к подражанию взрослым, и музыкальная деятельность предоставляет огромные возможности для имитации различных звуков, интонаций и движений. Имитировать можно не только звуки музыки, но и поведение животных, темп и ритм движений. Например, в песнях и играх с движениями можно предложить детям изображать различных животных, поющих или играющих на музыкальных инструментах. Такие занятия развивают координацию движений, слуховое восприятие, а также учат детей распознавать и воспроизводить различные музыкальные элементы.
Метод эмоционального вовлечения играет важную роль в музыкальной работе с детьми младшего возраста. Музыка обладает мощным эмоциональным воздействием, и именно через эмоции дети начинают воспринимать музыку. С этой целью можно использовать метод создания яркой, эмоциональной атмосферы на занятиях. Например, при исполнении веселых и динамичных песен создается атмосфера радости и веселья, а при исполнении спокойных и лиричных произведений – атмосфера покоя и умиротворения. Эмоциональная окраска музыки помогает детям не только лучше воспринимать музыку, но и развивать их эмоциональную отзывчивость.
Немаловажным методом работы с детьми младшего дошкольного возраста является использование различных музыкальных инструментов. Познание музыки через практическое взаимодействие с музыкальными инструментами помогает развить у детей чувство тембра, ритма, а также координацию движений. Детям можно предложить простые инструменты, такие как бубен, барабан, маракасы, колокольчики. Важно, чтобы каждый инструмент был доступен детям для самостоятельного использования. Например, можно организовать игру Собери оркестр, в ходе которой дети по очереди берут различные инструменты и под музыку имитируют игру в оркестре. Это помогает развивать музыкальные навыки и координацию движений.
Использование пения как метода имеет большое значение. Пение не только развивает голосовые данные детей, но и помогает укрепить их дыхательную систему, учит детей слышать интонацию, строить мелодические линии и воссоздавать музыкальные фразы. Важно, чтобы выбор песен соответствовал возрастным возможностям детей. Песни для детей младшего дошкольного возраста должны быть короткими, с простыми и понятными текстами, яркими и запоминающимися мелодиями. Хорошо себя зарекомендовали такие песенки, как Лада, лада, мотор или Сорока-белобока, которые легко запоминаются и активно используются на музыкальных занятиях.
Не менее важным приемом в работе с детьми младшего дошкольного возраста является использование различных телесных движений и танцев. Младшие дошкольники еще не всегда могут контролировать свою координацию, но через движение они могут активно вовлекаться в музыкальный процесс. Включение танцевальных элементов помогает детям развивать чувство ритма, учит выражать эмоции через тело. Простейшие танцевальные движения, такие как хороводы, хлопки в ладоши, шаги в такт музыке, могут быть включены в занятия, чтобы сделать их более динамичными и увлекательными.
Нельзя забывать и о важности создания позитивной атмосферы на занятиях. Важно, чтобы дети не испытывали стресса и давления, а воспринимали музыку как увлекательную и радостную часть своей жизни. Для этого важно учитывать индивидуальные особенности детей, не форсировать их музыкальное развитие, а создавать для каждого малыша условия для комфортного и радостного восприятия музыки.
Таким образом, работа с детьми младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях требует особого подхода и использования разнообразных методов и приемов. Эффективное развитие музыкальных способностей у детей в этом возрасте невозможно без игры, повторения, наглядности и эмоционального вовлечения. Музыка должна стать для детей доступным и увлекательным способом познания мира, развития слуха, ритма и координации движений. С помощью правильно подобранных методов и приемов можно значительно обогатить музыкальный опыт ребенка и подготовить его к дальнейшему музыкальному обучению.
Список литературы
Боякова Е. В., Пирязева Е. Н. Игровые методы развития музыкальности детей дошкольного возраста // МНКО. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-metody-razvitiya-muzykalnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta
Камалова Г. Р. Музыкотерапия как средство развития музыкально-эстетической культуры детей и подростков в контексте социального здоровья // Вестник КазГУКИ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykoterapiya-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalno-esteticheskoy-kultury-detey-i-podrostkov-v-kontekste-sotsialnogo-zdorovya
Жуйкова А.А. Развитие музыкальных способностей детей 4–5 лет в системе дополнительного музыкального образования // Концепт. 2016. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-muzykalnyh-sposobnostey-detey-4-5-let-v-sisteme-dopolnitelnogo-muzykalnogo-obrazovaniya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×