Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приемы работы с детьми ОВЗ на уроках математики | Никулина Татьяна Ивановна. Работа №343037. Номер работы: №343037

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные методы и приемы, которые учителя могут использовать при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики. Выделяются основные категории детей с ОВЗ, их особенности и влияние этих особенностей на восприятие и освоение математического материала. Представлены педагогические приемы и методы, которые способствуют созданию комфортной образовательной среды, позволяющей ученикам с ОВЗ максимально эффективно участвовать в образовательном процессе. В статье делается акцент на необходимость индивидуального подхода, использования адаптированных учебных материалов и современных технологий, которые помогают учащимся с ОВЗ лучше понимать и усваивать математические понятия.

Ключевые слова: Дети с ОВЗ, математика, специальные образовательные условия, адаптированные методы обучения, инклюзия, индивидуальный подход, коррекционно-развивающие технологии, специализированные дидактические материалы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Никулина Татьяна Ивановна, учитель математики

МБОУ-СОШ 2 г. Искитима

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные методы и приемы, которые учителя могут использовать при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики. Выделяются основные категории детей с ОВЗ, их особенности и влияние этих особенностей на восприятие и освоение математического материала. Представлены педагогические приемы и методы, которые способствуют созданию комфортной образовательной среды, позволяющей ученикам с ОВЗ максимально эффективно участвовать в образовательном процессе. В статье делается акцент на необходимость индивидуального подхода, использования адаптированных учебных материалов и современных технологий, которые помогают учащимся с ОВЗ лучше понимать и усваивать математические понятия.

Ключевые слова: Дети с ОВЗ, математика, специальные образовательные условия, адаптированные методы обучения, инклюзия, индивидуальный подход, коррекционно-развивающие технологии, специализированные дидактические материалы.

 

Инклюзивное образование становится всё более актуальной темой в современном образовательном пространстве. Важной задачей является обеспечение равных возможностей для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая предметы точных наук, такие как математика. Однако преподавание математики детям с ОВЗ требует особых подходов, так как у таких детей могут быть различные сложности в восприятии информации, осмыслении математических операций и решении задач.

Цель данной статьи – рассмотреть наиболее эффективные методы и приемы, которые учитель может применять при работе с детьми с ОВЗ на уроках математики. Эти методы призваны помочь преодолеть барьеры в обучении, создать комфортные условия для взаимодействия с учебным материалом и развить у детей положительное отношение к математике.

Для разработки эффективной стратегии преподавания математики детям с ОВЗ необходимо учитывать, что эта категория учеников включает различные группы с разными образовательными потребностями. Среди наиболее распространённых категорий детей с ОВЗ можно выделить:

-дети с нарушением зрения;

-дети с нарушением слуха;

-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

-дети с нарушением интеллекта;

-дети с расстройствами аутистического спектра;

-дети с эмоционально-волевыми нарушениями.

Каждая из этих категорий требует специального подхода, так как особенности восприятия и обработки информации у таких детей различны. Например, дети с нарушением зрения могут испытывать сложности при восприятии графических изображений, схем и диаграмм, что требует разработки специальных наглядных пособий с тактильными или аудиодополнениями. Дети с нарушением слуха могут нуждаться в более визуализированном представлении материала и сопровождении урока жестовой речью или субтитрами. Для детей с нарушениями интеллекта важен медленный темп работы и разбивка материала на более мелкие логические блоки.

Принципы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках математики

1. Индивидуализация обучения

Одним из важнейших принципов работы с детьми с ОВЗ является индивидуализация обучения. Каждый ученик обладает уникальными способностями и потребностями, которые необходимо учитывать при планировании уроков. Учитель должен создать для каждого ученика свой план, соответствующий его возможностям и темпу освоения материала.

Методы индивидуализации включают:

-Дифференцированный подход, при котором задания подбираются в соответствии с уровнем подготовки ученика.

-Адаптированные учебные материалы, где задания представлены в более доступной форме, например, с использованием большего числа иллюстраций или аудиоматериалов.

-Постепенное увеличение сложности задач, чтобы ученик мог поэтапно освоить материал без ощущения перегрузки.

2. Использование наглядности

Наглядность является важным элементом в обучении математике, особенно для детей с ОВЗ. Визуальные средства помогают более наглядно представить математические операции и процессы. Для детей с нарушениями зрения следует использовать тактильные модели и аудиосопровождение.

Примеры наглядных средств:

-Графические изображения и схемы для объяснения математических понятий (например, наглядные представления дробей, диаграмм, графиков функций).

-Модели и макеты, которые можно использовать для объяснения геометрических понятий.

-Использование интерактивных досок с визуализацией математических операций и задач, что может помочь детям с разными видами нарушений быстрее понять материал.

3. Применение коррекционно-развивающих технологий

Коррекционно-развивающие технологии включают различные способы коррекции и компенсации трудностей в обучении, которые испытывают дети с ОВЗ. Эти технологии могут включать:

-Применение сенсорных игр для развития пространственного мышления у детей с нарушением интеллекта или расстройствами аутистического спектра.

-Аудиовизуальные программы для учащихся с нарушением слуха или зрения, которые позволяют более глубоко погрузиться в материал через дополнительные сенсорные каналы.

-Работа с цифровыми ресурсами и специальными математическими программами, которые позволяют тренировать навыки решения задач и развивать логическое мышление.

4. Организация работы в парах и группах

Работа в парах и группах может значительно облегчить процесс обучения для детей с ОВЗ, так как она позволяет им получать дополнительную поддержку от сверстников. Важно правильно организовать такие группы, чтобы дети могли эффективно взаимодействовать и помогать друг другу.

Методы групповой работы:

-Гетерогенные группы, в которых объединены ученики с разным уровнем подготовки. Более сильные ученики могут помогать детям с ОВЗ в освоении материала.

-Пары с наставниками, когда ученик с ОВЗ работает вместе с учеником, обладающим более высоким уровнем знаний по математике.

5. Использование игр и игровых приемов

Игровая деятельность позволяет значительно облегчить процесс обучения детей с ОВЗ, так как через игру они легче усваивают материал и меньше испытывают стресс. Игры могут включать математические задачи, которые решаются в игровой форме, например, задачи на логику, загадки или головоломки.

Методы игрового обучения:

-Математические викторины, в которых ученики могут соревноваться за баллы, решая задачи.

-Интерактивные игры, включающие использование компьютерных программ, где ученики могут решать задачи в интересной и увлекательной форме.

-Дидактические игры, разработанные специально для развития определённых математических навыков, таких как сложение, вычитание, умножение или деление.

Примеры конкретных приемов для разных категорий детей с ОВЗ

1. Работа с детьми с нарушениями слуха

Для детей с нарушениями слуха важно использование визуальных и жестовых методов. Это могут быть:

-Жестовая речь и использование субтитров при объяснении математических понятий.

-Интерактивные программы, где весь материал сопровождается текстом и визуальными образами.

-Наглядные таблицы и схемы, которые дети могут изучать самостоятельно.

2. Работа с детьми с нарушениями зрения

Для учеников с нарушением зрения рекомендуется использовать:

-Тактильные материалы, такие как рельефные карты и модели геометрических фигур.

-Аудиоучебники, которые сопровождают учебный процесс.

-Программы для синтеза речи, которые помогают детям лучше понимать текстовые задания.

3. Работа с детьми с нарушением интеллекта

Для детей с нарушением интеллекта важно предоставление материала в простых и понятных формах:

-Использование большого количества повторений для закрепления материала.

-Постепенное введение понятий, разбивая сложные задачи на более простые этапы.

-Применение мультимедийных средств для создания интереса и мотивации к обучению.

В заключении можно отметить, что преподавание математики детям с ОВЗ требует особого подхода и применения разнообразных методов и приёмов. Индивидуализация учебного процесса, использование наглядных и интерактивных материалов, а также применение коррекционно-развивающих технологий значительно повышают эффективность образовательного процесса. Учителю необходимо учитывать специфические особенности каждого ученика с ОВЗ и адаптировать содержание уроков в соответствии с его потребностями. Это позволит создать комфортные условия для обучения, способствуя успешному освоению математических знаний и формированию положительного отношения к учебной деятельности.

 

Список литературы

 

1.Глухов, В. П.  Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

3.Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Талызиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×