Методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках английского языка | Кулешова Екатерина Вячеславовна. Работа №342548
Аннотация. Статья посвящена методам и приёмам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках английского языка. Описываются адаптивные методики, подходы к обучению и их влияние на формирование языковых навыков у учащихся с различными видами ОВЗ. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу, использованию мультимодальных средств обучения и инклюзивной педагогике.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное обучение, адаптивные методики, английский язык, специальная педагогика, индивидуальный подход.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Кулешова Екатерина Вячеславовна, учитель английского языка
МБОУ СОШ №94, г. Краснодар
Аннотация. Статья посвящена методам и приёмам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках английского языка. Описываются адаптивные методики, подходы к обучению и их влияние на формирование языковых навыков у учащихся с различными видами ОВЗ. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу, использованию мультимодальных средств обучения и инклюзивной педагогике.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное обучение, адаптивные методики, английский язык, специальная педагогика, индивидуальный подход.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках английского языка требует от учителя особого подхода и применения специальных методик. У каждого ребёнка с ОВЗ могут быть свои уникальные особенности, которые необходимо учитывать при планировании и проведении занятий. Главной целью является создание условий, при которых каждый ученик сможет освоить материал и развить необходимые языковые навыки, несмотря на свои ограничения.
Обучение английскому языку в условиях инклюзии требует от педагога высокой гибкости, креативности и умения адаптировать программы под индивидуальные потребности учащихся. В данной статье мы рассмотрим основные методы и приёмы, которые могут помочь учителю эффективно работать с детьми с ОВЗ.
Каждый ребёнок с ОВЗ уникален, и его потребности в обучении могут существенно различаться. Поэтому важно разрабатывать индивидуальные программы обучения, ориентируясь на конкретные особенности учащихся. Учителю необходимо провести предварительную диагностику и консультации с психологом и специалистами, чтобы определить наиболее эффективные методы работы.
Учебные материалы должны быть доступны для понимания и восприятия учениками. Например, для детей с нарушением зрения можно использовать увеличенные шрифты или аудиоматериалы, для детей с трудностями восприятия — структурированные и наглядные схемы.
Задания и темпы их выполнения должны быть гибкими, чтобы учитывать уровень подготовки и возможностей каждого ученика. Для детей с ОВЗ важно, чтобы новые знания усваивались постепенно, с постоянным повторением и закреплением пройденного материала.
Для детей с ОВЗ важно активное использование различных сенсорных каналов восприятия. Мультимодальные средства обучения, такие как визуальные, аудиальные и тактильные материалы, позволяют ученикам лучше воспринимать информацию и активнее включаться в учебный процесс.
Для детей с нарушениями слуха и внимания могут быть полезны карты, картинки, анимации и видео. Визуализация лексики и грамматики помогает закрепить материал и сделать его более понятным. Для детей с нарушениями зрения или моторики важно использовать аудиоматериалы — записи текстов, песен, диалоги. Это позволяет развивать навыки аудирования и улучшать восприятие иностранной речи на слух.
В случае с детьми с ограниченной моторикой или нарушениями зрения могут быть полезны тактильные карточки с буквами, словами или специальными текстурными обозначениями.
Игровые методики — один из наиболее эффективных приёмов для работы с детьми с ОВЗ. Игра помогает снизить уровень тревожности и стресса у учеников, делая обучение менее формальным и более доступным.
Ролевые игры позволяют учащимся практиковать разговорную речь в контексте различных жизненных ситуаций. Например, можно разыгрывать сценарии общения в магазине, на почте, в кафе. Важно подбирать такие сценарии, которые будут понятны и интересны детям.
Многочисленные платформы, такие как Kahoot! и Quizlet, предлагают игры, адаптированные для изучения лексики и грамматики. Эти игры позволяют учащимся работать в индивидуальном темпе и получать мгновенную обратную связь.
Различные игры, такие как лото, домино и карточные игры с лексикой, могут быть полезны для закрепления новых слов и выражений. Эти игры позволяют активно вовлекать всех учеников в процесс обучения, независимо от их ограничений.
Для детей с ОВЗ особенно важна эмоциональная поддержка и создание атмосферы доверия. Учитель должен проявлять терпение, внимание и уважение к каждому ученику, создавая условия для комфортного обучения.
Учащимся необходимо ощущать успех даже в небольших достижениях. Похвала за усилия, пусть даже незначительные, способствует повышению уверенности в своих силах. Учителю следует избегать ситуаций, которые могут вызвать у учеников чувство страха или тревоги. Например, тесты и экзамены могут быть адаптированы, чтобы не создавать дополнительного давления.
Совместная работа помогает развивать коммуникативные навыки и создаёт чувство принадлежности к коллективу. Это особенно важно для детей, которые могут испытывать трудности в социальных взаимодействиях.
Одним из важных аспектов работы с детьми с ОВЗ является тесное сотрудничество с родителями. Родители играют ключевую роль в обучении своих детей, поэтому важно привлекать их к образовательному процессу. Регулярные консультации, предоставление домашних заданий и рекомендаций для самостоятельной работы помогают укрепить связи между школой и домом.
Учителю важно сообщать родителям о прогрессе ученика, а также о трудностях, с которыми он сталкивается. Это позволяет родителям лучше понимать потребности ребёнка и оказывать ему дополнительную помощь. Учитель может рекомендовать родителям дополнительные учебные материалы и игры, которые могут быть полезны для ребёнка в домашней обстановке.
Таким образом, работа с детьми с ОВЗ на уроках английского языка требует индивидуального подхода, применения мультимодальных средств и использования адаптивных методик. Успех в обучении таких детей во многом зависит от гибкости учителя, его способности создавать комфортную эмоциональную атмосферу и поддерживать тесный контакт с родителями. Применение указанных методов и приёмов позволяет учителю эффективно работать с детьми с различными формами ОВЗ, способствуя их успешному освоению английского языка.
Список литературы
1. Кочетков, Н.А. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Кочетков, А. В. Омельяненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117288/ (дата обращения: 09.09.2024).
2. Шевелева Д.Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом // Проблемы современного образования. — 2014. — №5. — С.117.