Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приемы работы с детьми ОВЗ на уроках математики | Куликова Ирина Александровна. Работа №345427. Номер работы: №345427

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики. В условиях инклюзивного образования важным является использование специфических методов и приемов, направленных на развитие математических навыков у таких учеников. В статье рассматриваются основные виды ОВЗ, их влияние на процесс обучения, а также педагогические стратегии, которые способствуют успешному освоению математики. Особое внимание уделяется индивидуализации учебного процесса, созданию поддерживающей атмосферы, использованию наглядных и практических материалов, а также современным цифровым технологиям. Представлены примеры методов, адаптированных под нужды детей с ОВЗ, а также рекомендации для педагогов.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, математика, методы обучения, приемы работы, индивидуальный подход, цифровые технологии.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Куликова Ирина Александровна, учитель ГБОУ "Мелекинская школа Мангушского муниципального округа" ДНР

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики. В условиях инклюзивного образования важным является использование специфических методов и приемов, направленных на развитие математических навыков у таких учеников. В статье рассматриваются основные виды ОВЗ, их влияние на процесс обучения, а также педагогические стратегии, которые способствуют успешному освоению математики. Особое внимание уделяется индивидуализации учебного процесса, созданию поддерживающей атмосферы, использованию наглядных и практических материалов, а также современным цифровым технологиям. Представлены примеры методов, адаптированных под нужды детей с ОВЗ, а также рекомендации для педагогов.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, математика, методы обучения, приемы работы, индивидуальный подход, цифровые технологии.

 

В последние годы в российском образовании активно развивается инклюзивное обучение, что предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и здоровых детей. В рамках этого подхода учителя сталкиваются с необходимостью адаптации учебных программ, в том числе и по математике, для того чтобы обеспечить качественное образование для всех учащихся.

Дети с ОВЗ могут испытывать трудности в освоении учебного материала по различным причинам: от специфических образовательных потребностей до психологических факторов. Успехи в обучении таких детей во многом зависят от того, насколько эффективно учитель сможет адаптировать методы и приемы работы на уроках математики. В данной статье мы рассмотрим основные методы и приемы, которые могут быть использованы при работе с детьми с ОВЗ, а также предложим рекомендации для их успешного обучения.

Понятие и виды ограниченных возможностей здоровья

Ограниченные возможности здоровья могут проявляться в различных формах, включая:

1. Физические недостатки: нарушения опорно-двигательного аппарата, которые могут затруднять выполнение письменных заданий или манипуляций с учебными материалами.

2. Зрительные и слуховые нарушения: дети с ослабленным зрением или слухом могут сталкиваться с трудностями в восприятии и интерпретации математической информации.

3. Умственная отсталость: особенности когнитивного развития могут приводить к замедленному усвоению математических концепций.

4. Задержка психического развития: такие дети могут иметь затруднения в выполнении задач, требующих логического мышления и анализа.

5. Сложности в эмоциональной и социальной сфере: дети с ОВЗ могут испытывать трудности в общении и взаимодействии с одноклассниками, что также может отражаться на их учебных успехах.

Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках математики

Для успешного обучения детей с ОВЗ на уроках математики необходимо применять разнообразные методы и приемы, которые помогут учителю индивидуализировать процесс обучения и сделать его доступным и понятным для каждого ребенка.

1. Индивидуализация обучения

Индивидуальный подход к каждому ребенку — это один из ключевых аспектов работы с детьми с ОВЗ. Этот метод включает:

- Адаптацию учебных материалов: использование упрощенных задач, более наглядных и понятных примеров, а также средств обучения, соответствующих индивидуальным потребностям учащихся.

- Разработка индивидуальных планов обучения: каждый ребенок может иметь свои цели и задачи в освоении математики, и важно учитывать это при планировании уроков.

2. Использование наглядных материалов

Для детей с ОВЗ на уроках математики особенно важна визуальная поддержка. В этом контексте можно использовать:

- Иллюстрации и схемы: графические материалы помогают детям лучше понять математические концепции и увидеть взаимосвязи.

- Математические игры и манипулятивные материалы: использование кубиков, палочек, линеек и других предметов помогает развивать практические навыки.

- Технологические средства: интерактивные доски и мультимедийные презентации делают процесс обучения более увлекательным и доступным.

3. Разнообразие методов обучения

Использование различных методов обучения позволяет учитывать интересы и потребности учеников с ОВЗ:

- Игровые методы: игры способствуют вовлечению детей в учебный процесс и делают его более интересным. Математические игры могут быть использованы для закрепления знаний и формирования навыков.

- Проблемное обучение: постановка перед учениками реальных жизненных задач помогает развивать критическое мышление и применить математические знания на практике.

- Проектная деятельность: работа над проектами позволяет детям с ОВЗ участвовать в командной деятельности и развивать навыки сотрудничества.

4. Создание поддерживающей атмосферы

Важно, чтобы на уроках царила атмосфера поддержки и понимания. Это достигается:

- Эмоциональной поддержкой: учитель должен создавать комфортную обстановку, поощрять успехи каждого ребенка и помогать преодолевать трудности.

- Систематической обратной связью: регулярное информирование учеников о их успехах и трудностях помогает им понимать, где они могут улучшить свои навыки.

- Стимулированием к сотрудничеству: создание групповой работы на уроках способствует социализации детей с ОВЗ и помогает им учиться взаимодействовать с другими.

5. Внедрение цифровых технологий

Современные технологии открывают новые горизонты для обучения детей с ОВЗ:

- Образовательные платформы и приложения: использование онлайн-ресурсов для изучения математики позволяет детям работать в удобном для них темпе и получать обратную связь.

- Мультимедийные материалы: видеоуроки, анимации и интерактивные задания делают материал более доступным и интересным.

- Специальные программные средства: существуют программы, которые помогают детям с особыми потребностями развивать математические навыки с учетом их индивидуальных особенностей.

Примеры конкретных приемов и методов

1. Использование карточек с заданиями

Учитель может подготовить карточки с различными заданиями, которые учитывают уровень подготовленности каждого ученика. Карточки могут быть разделены на уровни сложности, что позволит каждому ребенку работать в своем темпе.

2. Работа в парах или группах

Совместная работа способствует социализации детей с ОВЗ. Например, можно организовать работу в парах, где более сильный ученик помогает своему партнеру освоить новый материал. Это также развивает навыки сотрудничества и коммуникации.

3. Игры для закрепления знаний

Математические игры могут быть использованы для закрепления пройденного материала. Например, игры на сортировку предметов, игры с кубиками для сложения и вычитания, настольные игры, в которых используются математические задания.

4. Использование тактильных материалов

Для детей с нарушениями зрения можно использовать тактильные материалы, такие как счетные палочки, объемные фигуры и другие предметы, которые помогут им лучше воспринимать математические понятия.

5. Визуальные подсказки

На уроках можно использовать цветные маркеры и таблицы, чтобы визуализировать задачи и решения. Это поможет детям с ОВЗ легче ориентироваться в материале и запоминать информацию.

Рекомендации для учителей

1.Регулярно обучайтесь новым методам и приемам работы с детьми с ОВЗ: участие в семинарах, тренингах и курсах повышения квалификации поможет вам оставаться в курсе новейших технологий и подходов.

2.Создавайте индивидуальные планы для каждого ученика: понимание особенностей каждого ребенка поможет вам более эффективно планировать уроки и обеспечивать успешность каждого ученика.

3.Поощряйте успехи и усилия ваших учеников: признание достижений, даже небольших, способствует повышению самооценки и мотивации детей.

4.Создавайте возможности для сотрудничества: сотрудничество с другими учителями, родителями и специалистами (психологами, логопедами) поможет вам лучше справляться с трудностями, связанными с обучением детей с ОВЗ.

5.Используйте разнообразные методы и подходы: комбинирование различных методов обучения позволяет создавать более интересный и доступный учебный процесс.

В заключение можно отметить, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики — это важная задача, требующая от учителя знаний, терпения и творческого подхода. Используя разнообразные методы и приемы, педагог может создать условия для успешного обучения и социальной адаптации этих детей.

 

Список литературы

1.Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2. Бойков, Д. И. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с овз : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. И. Бойков [и др.]. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Шадрина, И. В. Теория и методика математического развития : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шадрина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×