«Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой» | Мой кабинет. Работа №341193
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии. В связи с этим, мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
«Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии.
В связи с этим, мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Выявленные факты побуждают к применению таких форм работы, которые помогают ребенку:
во первых - успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи
языковых (
фонетических, лексических ,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);
во вторых
- художественная литература (поэзия)-уникальное средство для развития фонематического слуха, развития у детей связных высказываний.
Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому
они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.
Чтение и заучивание стихов активно используется в моей работе для автоматизации и дифференциации звуков. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд . Помогают передать
наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов ( К. Чуковский, А Усачев, С Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.
В обучении детей с нарушениями речи необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора (устное народное творчество): как малые формы - пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные - сказки.
Широко использую дидактическое пособие О.В. Тырышкиной индивидуальные логопедические занятия, представленные в пособии, основываются на играх различной коррекционной направленности. Объединяющими сюжетами занятий являются мотивы известных сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Кроме того, сказка дает детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Это особый ракурс, близкий и понятный детям.
Я придаю особое значение использованию в логопедической работе малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание.
Произведения народного творчества в работе с детьми, имеющими нарушения речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т. е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, с природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т. д.
Практически на все лексические темы, по которым работают, можно подобрать литературное произведение.
Обязательно, перед тем как использовать произведение, проводится предварительная работа. Воспитатели или логопед знакомят детей со сказкой, рассказом и т. д. сначала читают, вместе рассматривают иллюстрации, обсуждают сюжет, характеризуют героев.
Целесообразно использовать изображения героев произведений, которые можно выставлять на наборное полотно или на магнитной доске. Это трудоемкая работа, но она дает хороший результат.
Цели:
Формирование выработки интереса к коррекционным занятиям.
Повышение эффективности коррекции речевых нарушений.
Расширенное ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
Использование такого вида работы, как совмещение развлечения и коррекционной деятельности.
Развитие памяти, внимания и мышления.
Развитие связной речи.
Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания я использую следующие виды работ:
знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, с художественной литературой, с образными средствами языка;(лексические темы)
сюжетно-ролевые
игры, игры - драматизации;
пересказ от лица литературного героя;
пересказ произведений художественно
й литературы по опорным схемам;
составление сказок по аналогии;
придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;
сочинение по заданному началу и названию;
обсуждение детских высказываний, анализ детских рассказов;
составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом;
Кукольный театр (в том числе и пальчиковый);
Фонетические сказки и сказки по обучению грамоте
.
Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения, правильному структурному оформлению и, как результат,
улучшению качества речи.