Методы и приёмы работы с художественным текстом в начальной школе | Костючко Виктория Александровна. Работа №342757
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы работы с художественным текстом в начальной школе. Описываются подходы, способствующие развитию у младших школьников навыков чтения, анализа текста, интерпретации сюжетных линий и персонажей, а также приёмы, направленные на формирование интереса к литературе и критического мышления.
Ключевые слова: художественный текст, начальная школа, методы, приёмы, чтение, анализ, литературное образование.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Костючко Виктория Александровна, учитель начальных классов
ГБУ ОО ЗО СОШ № 4 г. Токмак
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы работы с художественным текстом в начальной школе. Описываются подходы, способствующие развитию у младших школьников навыков чтения, анализа текста, интерпретации сюжетных линий и персонажей, а также приёмы, направленные на формирование интереса к литературе и критического мышления.
Ключевые слова: художественный текст, начальная школа, методы, приёмы, чтение, анализ, литературное образование.
Работа с художественным текстом в начальной школе играет важную роль в развитии у младших школьников читательской грамотности, эмоционального интеллекта, а также в формировании интереса к литературе. Учитель должен уметь не только организовать процесс чтения, но и стимулировать детей к более глубокому пониманию текста, анализу сюжетных линий, героев, их поступков и мотивов. На этом этапе важно не только научить детей читать, но и помочь им осознать, что текст может быть источником размышлений, эмоций и вдохновения.
Одним из ключевых методов работы с художественным текстом является метод погружения. Этот приём помогает создать у школьников эмоциональную связь с текстом, что особенно важно на ранних этапах обучения. Учитель читает текст выразительно, уделяя внимание интонациям, паузам, темпу. После чтения можно обсудить с детьми их первые впечатления: что им понравилось, какие моменты показались интересными, вызвали эмоции. Например, при работе с произведениями А.С. Пушкина, учитель может читать вслух выразительные отрывки и предлагать школьникам обсудить, что они почувствовали и как эти эмоции связаны с поступками героев.
Для формирования у детей навыков анализа текста эффективен метод постановки вопросов. Учитель задаёт вопросы, которые помогают школьникам углубить понимание содержания текста, мотивов героев и смыслов, заложенных автором. Вопросы могут быть направлены как на поверхностное восприятие текста, так и на его интерпретацию. Например, вопросы могут звучать так: «Почему главный герой поступил именно так?» или «Как вы думаете, что будет дальше?». Такие вопросы помогают детям задуматься о смысле прочитанного, учат делать выводы и строить логические цепочки.
Метод ролевой игры также является мощным инструментом при работе с художественным текстом в начальной школе. Дети могут играть роли персонажей, разыгрывать сцены из произведений, что позволяет им лучше понять характеры героев, их чувства и мотивы. Например, после чтения сказки можно предложить детям разыграть сцену, в которой персонажи принимают важное решение, и обсудить, как они бы поступили на месте героев. Такая работа помогает развивать у детей эмпатию, эмоциональную вовлечённость и творческое мышление.
Метод пересказа помогает развивать у детей память, речь и умение структурировать информацию. В начальной школе пересказ может использоваться в различных формах: краткий пересказ, пересказ от лица одного из персонажей, творческий пересказ, где дети могут добавить детали, исходя из своей фантазии. Например, после прочтения рассказа можно предложить детям пересказать его от лица одного из героев, описывая его чувства и переживания. Это помогает не только закрепить понимание сюжета, но и развить творческое воображение.
Метод иллюстрации текста позволяет визуализировать содержание произведений и стимулировать творческую активность детей. Учитель может предложить школьникам нарисовать эпизод из прочитанного текста, создать иллюстрацию ключевой сцены или нарисовать образ героя. Это помогает детям глубже осмыслить содержание текста, выразить свои эмоции через рисунок и установить связь между текстом и визуальным искусством. Например, после прочтения рассказа о природе можно предложить детям нарисовать пейзаж, описанный автором, что поможет им лучше запомнить текст и развить визуальное восприятие.
Чтение с остановками — ещё один эффективный приём, позволяющий активизировать внимание учащихся и стимулировать их к предсказанию дальнейшего развития сюжета. Учитель останавливается на интересном моменте текста и предлагает детям предсказать, что произойдёт дальше. Это помогает детям развивать воображение, критическое мышление и способность анализировать сюжетные линии. Например, при чтении сказки можно остановиться в момент, когда герой стоит перед важным выбором, и предложить детям предположить, какое решение он примет и почему.
Важным элементом работы с художественным текстом является метод обсуждения поступков героев. Учитель предлагает учащимся обсудить мотивы и поступки персонажей, их моральные качества, а также причины, которые побудили их принять те или иные решения. Это помогает детям учиться делать выводы о поступках, развивать морально-этические представления и учиться анализировать поведение людей. Например, после прочтения произведения о дружбе можно обсудить, что делает человека настоящим другом и какие качества должны быть у хорошего друга.
Проектная деятельность также может быть успешно интегрирована в работу с художественными текстами. Учитель может предложить учащимся выполнять небольшие проекты, связанные с произведениями, которые они прочитали. Например, дети могут создать книгу с иллюстрациями к произведению, написать продолжение истории или создать настольную игру по мотивам сюжета. Это помогает детям не только лучше запомнить содержание произведений, но и развивает их творческие способности, организаторские навыки и умение работать в команде.
Таким образом, можно утверждать, что работа с художественным текстом в начальной школе требует использования разнообразных методов и приёмов, которые помогают детям не только научиться читать, но и развивать навыки анализа, интерпретации и творческого осмысления текста. Чтение вслух, ролевая игра, пересказ, иллюстрации и обсуждения поступков героев способствуют формированию у детей интереса к литературе и развивают у них критическое мышление, воображение и способность воспринимать текст на более глубоком уровне.
Список литературы
Карымова
, Д. В. Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах / Д. В.
Карымова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 337-340.
Юскова
, Е. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Е. А.
Юскова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 133-136.