Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ | Уметбаева Гульназ Мударисовна. Работа №293807

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Уметбаева Гульназ Мударисовна
  В жизни человеку часто приходится сталкиваться с так называемыми несплошными текстами. Из них нужно уметь извлекать нужную тебе информацию.Современный мир заполнен несплошными текстами: билборды, рекламные щиты, приглашения на презентации, билеты, квитанции — можно продолжать бесконечно. Возникает необходимость научить учащихся работать с подобными текстами, чтобы они могли свободно ориентироваться в современном языковом пространстве. Работа с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни.

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Глава  1. Теоретико-методологические основы исследования

1.1. Несплошной (поликодовый текст): сущность понятия и характерные особенности……………………………………………………………………….3

1.2. Учебный текст как поликодовая система…………………………………..5

Выводы по главе 1……………………………………………………………….12

2. Глава 2. Практические основы исследования

2.1. Несплошные тексты в системе обучения русскому языку в 5-9 классах……………………………………………………………………………13

2.2. Методические рекомендации по применению несплошных текстов …………………………………………………………………………………….18

Выводы по главе 2……………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы………………………..............................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В жизни человеку часто приходится сталкиваться с так называемыми несплошными текстами. Из них нужно уметь извлекать нужную тебе информацию. Современный мир заполнен несплошными текстами: билборды, рекламные щиты, приглашения на презентации, билеты, квитанции — можно продолжать бесконечно. Возникает необходимость научить учащихся работать с подобными текстами, чтобы они могли свободно ориентироваться в современном языковом пространстве. Работа с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни. Поэтому можно утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках реализует коммуникативно-деятельностный подход: текст является коммуникативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность ребенка. Способности к ней формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Дети не любят работать со сплошными текстами большого объёма, поэтому, если научить их эффективно извлекать информацию из несплошных текстов, это улучшит их навыки чтения и письма, а значит повысит качество письменных экзаменационных работ.

Глава  1. Теоретико-методологические основы исследования

 

Несплошной (поликодовый текст): сущность понятия и характерные особенности

 

К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др образовательном процессе к наиболее распространенным формам несплошных текстов относятся следующие.

Таблица - представление учебной информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, граф) [Татьянченко, Воровщиков, 2002]. Числовая таблица дает возможность учащимся преимущественно точно и объективно воспринимать много количественных данных. Она не навязывает никакого заранее подготовленного результата, дает возможность сравнивать цифры системно и делать собственные выводы.

Диаграмма - графическое изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные промежутки времени. Данные значений располагаются обычно по степени убывания, что помогает учащимся делать сравнения и обобщения по соответствующей тематике.

Гистограмма - это горизонтальная диаграмма, которая позволяет поместить полное название значения с каждым столбцом. Гистограмма дает менее точную информацию о статистических данных, чем числовая таблица, но визуально быстрее сообщает учащимся суть ее идеи [Начинающему автору..., 2006].

Диаграммы с включением трехмерных форм (изображающие, например, кирпичики) являются необычным, ярким, удобным и привлекательным представлением текстовой информации для учащихся.

График демонстрирует непрерывные динамические отношения - движение во времени или связь между изменяющимися величинами. График позволяет учащимся быстро, более наглядно и экономно увидеть желаемые тенденции в изучаемом явлении. Как и все вышеперечисленные подтипы диаграмм, график также содержит менее точную текстовую информацию, чем числовая таблица [Там же].

Круговая диаграмма используется преимущественно в демонстрации качественных соотношений значений.

Схема - условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними. Схемы удерживают разный объем информации и могут содержать всевозможные слова, символы, знаки, формулы.

Рисунок - изображение объектов или явлений, выполняемое с помощью контурных линий, штрихов, пятен. Рисунок как форма несплошного текста содержит менее точные данные по сравнению с вышеназванными, но обладает самым сильным преимуществом - визуализацией изучаемого образа объекта [Там же].

В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как тексты организованы иначе, содержат особые формальные указания на связи внутри текста (например, осей графика). Для учащихся важно научиться свободно получать информацию, представленную в любой текстовой форме [Добротина, 2011, с. 15].

Каждый несплошной текст предваряется небольшой картой поэтапных информационных действий:

1) осуществлять поиск, восприятие, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников;

2) представлять информацию с учетом заданных условий;

3) использовать приемы просмотрового и изучающего чтения;

4) писать сочинения-рассуждения на заданную тему [Там же].

Тематика несплошных текстов и структура учебных заданий подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и по возможности находилось в сфере познавательных интересов учащихся [Демидова, 2012].

При любой работе с текстами учащимся необходимо использовать разные виды чтения.

Развитие современных технологий ведет к тому, что человек вынужден сталкиваться с колоссальным количеством новой информации, которая не всегда воспринимается в нужном объеме и качестве, особенно школьниками, которые ежедневно усваивают сложный учебный материал. Именно поэтому авторы учебников стремятся к тому, чтобы новая информация воспринималась быстро и качественно. Руководствуясь этим фактом, они создают более доступные так называемые поликодовые тексты, так как благодаря воздействию одновременно на несколько каналов восприятия, информация лучше закрепится в сознании получателя данной информации, а учителям легче будет донести до обучающихся сложный материал. Изучение структуры и функционирования поликодового текста, как текста, содержащего компоненты разных семиотических систем, вызвало особый интерес у многих лингвистов (Л.С. Большакова[1], Е.Е. Анисимова[2], А.Г. Сонин[3]и др).

Как правило, на учебных занятиях поликодовые тексты используются для визуальной, аудиальной или визуально-аудиальной наглядности дидактического материала. Поликодовые тексты позволяют обучающимся понимать и анализировать учебный материал не только с помощью конкретных предметов и их изображения, но и с помощью условных образов какого-либо объекта (иллюстрация (рисунок, фото), таблица, схема, кластер и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Учебный текст как поликодовая система

1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста (не ознакомительный, иллюстративный материал, а полноценный текст с более высоким уровнем сложности для понимания и восприятия):

Ознакомительное чтение

Аналитическое чтение

Цель

Находить основную текстовую информацию

Извлекать текстовую информацию, данную в явном и неявном виде

Конечный результат

Понимание основной текстовой информации

Осмысление всей текстовой информации

Приёмы чтения

– определение вида несплошного текста (таблица, схема, карта и проч.);

– знакомство со структурой текста, определение количества столбцов, строк и проч.;

– выделение ключевых слов (знаков, символов и т.д.);

– выявление разных смысловых блоков несплошного текста;

– формулирование основного содержания несплошного текст

– анализ особенностей и возможностей данного вида несплошного текста;

– анализ структуры текста, обоснование количества столбцов, строк и проч.;

– составление целостного представления о содержании текста на основе выделенных ключевых слов (знаков, символов и т.д.);

– замена смысловых блоков (элементов) текста их развёрнутыми эквивалентами;

– изложение содержания несплошного текста, в том числе – с учётом информации,

2.Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её).

Антиципация:

Приём "Феномен"

Описание: приём интерактивного обучения.

Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После предлагает прочитать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ученик прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется находящимся на стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

Расширение лексикона (развернутые ответы и определенные выражения)

Работа над билетом (карточки)

 

Летом Саша был в Москве. В книге, которую он читал в пути, сохранился билет на выставку. Какую информацию мы можем получить, рассмотрев этот билет?

1. Отметьте верные утверждения значком √.

1) Продолжительность экскурсии – 1 час.

2) Музей находится в Москве.

3) Саша посетил выставку 3 июня.

4) Саша сделал фотографии экспонатов.

5) Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.

 

Приём «Лови ошибку» похож на орфографический аукцион наоборот

- в учебнике по русскому неполные таблицы, упражнения с ошибками: речевыми и грамматическими.

Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

 

3. Умение переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста)

Создание вторичного текста:

Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Умение менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу и т.д.

Приемы графической переработки учебного материала 

Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования 

читательского умения находить и извлекать информацию из текста

 предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:  

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Принять участие в «конкурсе шпаргалок»

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях.

Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А

4

;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце

изучения темы подводятся итоги

.

3.Умение создавать на основе несплошного свой связный текст (письмо по кругу)

4.Умение менять вид несплошного текста:
перевод таблицы в схему (-)

5.Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст (тест с выбором ответа «Пиковая Дама»)

Приём "Коллекционер"

Описание: приём интерактивного обучения.

Пример.

 При подготовке к уроку «Слова исконно русские и заимствованные» (5 класс) В течение нескольких месяцев ученики собирали марки, открытки, наклейки, этикетки с заимствованными словами, а затем вклеили их в альбом в соответствии со страной происхождения слова, дополнив каждое изображение коротким текстом с описанием существенных характеристик. В итоге получился объёмистый самодельный справочник.

(хронограф)

Маркировочные таблицы 

Творческое чтение (похоже на инсерт) .

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется отличать главное от второстепенного. На подготовительном этапе использую просмотровое чтение.

Перед чтением текста предлагают учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст?

Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы.

Далее надо пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.

Приём "Цветные поля"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю,

зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Приём «круги по воде»

Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.

Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.

Последовательность работы по приёму:

Выбрать любое ведущее слово (из 5 – 6 букв, без мягкого знака )

1. Записать это слово в столбик.

2. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы.

3) Составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов или букв

Например:

Папа ел наш арбуз лежа.

Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире,

сущ. в им.п. сущ. в им.п.

• Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.)

 

неожиданное присоединение

• Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.

 

условие совершения действия

• Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)

•«Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор. (Прямая речь)

 

Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи – комплексная работа над текстом 

Метапредметные

результаты

.

Уровень сформированности работы с информацией проверялся по следующим показателям:

Получение, поиск и фиксация информации.

Понимание и преобразование информации.

Применение и представление информации.

Оценка достоверности получаемой информации.

К

одирование информации различными способами:

план,

конспект,

таблица,

схема,

рисунок,

символ.
Прием «Географическая карта»

В кабинете действительно на одной из стен располагается физическая карта Российской Федерации, карта своего края и физическая карта мира, либо карты демонстрируются на слайдах.

При изучении любой темы учащимся предлагается задание на основе материала карты (или учащиеся сами составляют задание).

найдите на карте несклоняемые имена существительные, составьте с ними словосочетания в косвенных падежах, сделайте вывод: озеро Онтарио

 

(Канада), город Токио (Япония), плато

Путорана

(Россия,

полуосторов

Таймыр);

найдите горные вершины России, составьте словосочетания, просклоняйте числительные;

используя сравнительные степени прилагательных, сравните реки России, Уральские горы и горы Алтая;

составьте текст-экскурсию по реке Волге, используя сложноподчинённые предложения;

расположите на карте мира фразеологизмы на основе их происхождения: зубы заговаривать — собственно

русское

,

finitalacommedia

 

комедия окончена (Италия),

Cherchezlafemme

— ищите женщину (Франция)

можно предложить учащимся самостоятельно составить свою собственную карту, например, карту страны «Лексика», где есть города Синоним и Антоним, острова Диалектизмы, реки Архаизм и Историзм и т.п.

Прием «Карточки»

Учащимся предлагается нарисовать свои карточки:

на одной стороне слово с пропущенной буквой, а на обороте правильно написанное слово, затем обменяться карточками и проверить друг друга

с различными схемами предложений, обменяйтесь ими, составьте предложение (или найдите в предложенном тексте) на основе

 

полученных карточек.

нарисована расчёска-гребешок, под ней буквы

О-Ё

. Учащиеся знают, что это правило «Правописание букв О-Ё после шипящих и

Ц

в корне слова», и нужно либо найти слова в предложенном тексте, либо написать свои слова на данное правило

Прием «Жесты»

Некоторым современным детям трудно сидеть 40-45 минут. Учителю в таком случае на помощь может прийти кинетика.

Жесты усиливают впечатление от звучащей (или написанной) речи, экономят время,  позволяют оттенить смысл высказывания, отделить главное от второстепенного, тем более, что жест (знак) — это тоже текст новой природы, особенно если школьник сам его придумал или составил на основе уже известного.

 покажите тип связи придаточных

предложений

аписанных

на доске или приведённых в тексте. Учащийся показывает знак или объясняет жестами: обе руки разведены в стороны —

параллельное

, обе руки повёрнуты влево друг за другом — последовательное, обе руки опущены вниз — однородное.

При повторении слов с безударной гласной показывается знак или жест: правая рука поднята вверх — буква А, левая — О.

Необходимым условием при подобной работе является обязательное использование или самостоятельное составление разных типов сплошных текстов.

При работе с несплошными текстами учащиеся прежде всего учится понимать разные типы текстов, особенно специальные, сопоставлять визуальный знак с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Эти умения, конечно же, пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

Я думаю, что в целях формирования компетентностного подхода работе с несплошными текстами на уроках русского языка на сегодня необходимо уделять особое внимание.

В работах современных исследователей можно найти материал по методике обучения чтению сплошных и несплошных текстов на уровне профессионального образования, однако применительно к школьной практике методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Вот в этом, я считаю, и новизна опыта.

Выводы по главе 1

Тексты окружают нас и сопровождают повсюду. И не всегда даже взрослые, не говоря уже о школьниках, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.  

Сплошные не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.

В несплошных информация передаётся не только словесным способом. На школьных уроках дети читают и составляют таблицы, графики, схемы, опорные конспекты. Иллюстрация с подписью в учебнике – тоже несплошной текст. А в повседневной жизни приходится читать расписания движения транспорта, схемы проезда, афиши, карты сайтов, рекламные постеры, инструкции и разбираться в содержании.

Умеем ли мы читать такие тексты? А дети? Чтобы это определить, попробуйте ответить на вопросы:

1.Вы различаете, сплошной это текст или несплошной, обращаете на это внимание?
2. Умеете вычитывать, например, из таблицы или схемы информацию, данную в явном виде и «между строк»?
3. Можете перевести, например, сплошной текст  –  в таблицу, схему, план или составить связный текст по схеме? 
5. Сможете самостоятельно составить опорный конспект, соединив слова и другие графические знаки? 

 

Глава 2. Практические основы исследования

2.1. Несплошные тексты в системе обучения русскому языку в 5-9 классах

Вот самый простой пример: ученику нужно заполнить таблицу, которая называется «Функции знаков препинания в письменной речи», а затем на основе таблицы составить устный рассказ на ту же тему.
Даны заголовки столбцов таблицы: | Знаки препинания  |   Какую роль играют | и слова, которые нужно распределить по этим столбцам: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.

Как нужно действовать? Сначала прочитать формулировку задания изучающим чтением. Кстати: читать задания многие школьники не умеют, отсюда и результат получается не очень.

1.      Читаем заголовок таблицы: «Функции знаков препинания в письменной речи». 

О чём сказано в явном виде? У знаков препинания в письменной речи есть определённые функции. Что читаем «между строк»? Этих функций несколько (использована форма множественного числа – функции). Какой вопрос возникает у читателя? Сколько этих функций и какие они?

2.      Ищем ответ на этот вопрос: читаем названия столбцов таблицы: Знаки препинания. Какую роль играют

Какую дополнительную информацию они сообщают? Надо назвать знаки препинания и указать их роль в письменной речи. Здесь есть подтекстовая информация: показано два столбца, значит, все данные слова надо по ним распределить, разделить на две группы.

3. Читаем слова, которые нужно перенести в таблицу: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.

Здесь перечислены все знаки препинания и их группы по функции. Вот ответ на вопрос. Подтекст: знаки препинания надо сгруппировать, а поскольку в перечне даны названия трёх групп по функции (завершение, разделение, выделение), а столбцов два, в таблице будет шесть ячеек. В задании об этом напрямую не сказано, но мы эту информацию нашли «между строк».

Результат работы – таблица. Опираясь на неё, нужно рассказать, о трёх группах знаков препинания по функции.

 

Какие читательские умения развиваются при этом?

Прежде всего дети учатся читать задание, понимать, о чём говорится прямо, а о чём в неявном виде (правильно всё понял – правильно выполнил задание!); самостоятельно создавать несплошной текст (таблицу), переводить информацию из одной формы в другую, строить устное связное высказывание.

Это важнейшие, базовые  универсальные действия, которые помогают  работать с информацией: читать и разбираться в содержании любого текста.

Текстоориентированный подход к обучению предполагает, что основной (высшей) дидактической единицей на уроках русского языка является текст [2: с. 4]. Обычно учитель-словесник в процессе преподавания нашего предмета использует так называемые сплошные (традиционные) тексты разных типов и стилей речи. Однако в жизни человеку часто приходится сталкиваться с так называемыми несплошными текстами [3: с. 25-29; 4: с. 105]. Работе с несплошными текстами на уроках русского языка и посвящена наша работа.

Разновидности этих текстов выделяются на основе различных форм представления информации: сплошные тексты (без визуальных изображений) и несплошные (диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики). Сплошные тексты включают: описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, отчет, репортаж); объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); аргументация (научный комментарий, обоснование); инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы) [4: с. 105]. На уроках русского языка учащиеся, как правило, получают знания по разновидностям сплошных текстов. «К несплошным текстам можно отнести: формы (налоговые, визовые, анкеты); информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги); расписки (ваучеры, накладные, квитанции); сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты); призывы и объявления (приглашения, повестки); таблицы и графики; диаграммы; списки; карты» [4: с. 106].

Работа с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни. Поэтому можно утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках русского языка реализует коммуникативно-деятельностный подход: текст является коммуникативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность индивида. Способности к ней формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Мы провели эксперимент, целью которого было выяснить, как учащиеся 8 класса умеют понимать несплошные тексты. Несмотря на то, что несплошные тексты на лингвистические темы есть в учебниках В.В. Бабайцевой «Теория по русскому языку», «Практика по русскому языку» (это различные таблицы и схемы по орфографическим и пунктуационным правилам.), мы решили использовать тексты, включающие сведения из других областей знания.

Каждый ученик работал с тремя разновидностями таких текстов: текстами-схемами, таблицами и диаграммами. Задача учащихся – извлечь как можно больше фактической информации из данной таблицы (схемы, диаграммы) и переработать ее в сплошной текст.

Кратко охарактеризуем каждый текст и особенности его интерпретации восьмиклассниками. В таблице содержится информация о максимальном возрасте определенных животных: черепахи, слона, крокодила, вороны, тигра, кошки. Максимальный возраст животных представлен по принципу убывания. Некоторые ученики максимальный возраст животных приняли за средний, другие приняли изображенную в таблице ворону за сороку, что привело к фактическим ошибкам. Один ученик не уяснил, что требуется составить сплошной текст, и изложил материал в виде небольших отрывков, повторяющих по форме колонки таблицы. Двое учеников не владеют знаниями о тексте: не представляют наличия в нем композиции и смысловой целостности. Некоторые ученики справились с задачей неплохо: вычленили необходимую информацию и представили ее в виде сплошного текста. Другие выбрали иной принцип изложения материала: провели сравнительную характеристику максимального возраста животных.

В схеме содержится информация о царствах и типах живых организмов: существует 5 царств живых организмов, последнее из которых – царство животных – делится на 10 типов, каждый из них включает в себя определенные классы.

В диаграмме представлена информация о максимальной высотной поясности в Гималаях и Альпах. Учащиеся, отталкиваясь от заголовка диаграммы, должны были путем сравнительной характеристики двух гор извлечь информацию об их максимальных высотах и о том, что определенные виды лесов на обеих горах растут на разных высотах.

На основе проведенного эксперимента можно утверждать, что легче всего вычленить необходимую информацию восьмиклассникам удается из текстов-таблиц (восемь человек из восьми), несколько тяжелее – из схемы (шесть человек) и нелегко – из диаграммы (пять человек).

Следующим этапом работы по теме явилось создание на уроках русского языка несплошных текстов самими учащимися на материале разных орфографических тем. Тема урока – «Повторение орфографии». Технология – обучение в сотрудничестве (групповая работа). Групп было три, в двух – по три человека, в одной – два. Группы сформированы по принципу: «сильный», «средний», «слабый», т.е. одна группа состоит из сильных учеников, вторая – из средних, третья – из слабых. Путем жеребьевки учащиеся выбирали форму, по которой им предстояло работать: таблицу, схему или диаграмму. Каждой группе была предоставлена возможность выбрать одну из тем для разработки из раздела орфографии. Первая группа работала с текстом-таблицей и повторяла правило: «Правописание приставок при-, пре-». Другая группа работала с текстом-схемой и обобщала правило: «Правописание О или Ё после шипящих». Третьей группе достался текст-диаграмма, и они выбрали непростую орфограмму: «Правописание Н – НН в разных частях речи». Общим же для всех групп было наличие созданного ими в результате работы несплошного текста, который должен был отражать основное содержание выбранной темы.

Вывод по этой части проведённого нами исследования следующий: на основании известного орфографического материала восьмиклассники вполне успешно умеют «сворачивать» те или иные сведения, демонстрируя репродуктивнй уровень изложения материала.

Цель следующего этапа нашей работы − добиться от учащихся самостоятельного создания несплошных текстов. Для этого каждый ученик получил по 3 текста разного содержания. В первом тексте была представлена информация о человеческих расах. В ходе обработки информации из данного текста ребята должны были составить таблицу. Во втором тексте говорилось о темпераментах человека, содержание данного текста заинтересовало восьмиклассников больше всего. На его основе они составляли схему. В последнем тексте была представлена информация о диапазоне звуков, которые могут расслышать разные животные (собака, дельфин, летучая мышь) и человек. Данная диаграмма вызвала наибольшие затруднения у учащихся, и не все смогли преобразовать информацию в несплошной текст.

Основные трудности при создании несплошных текстов связаны с нарушением логики изложения материала или с неправильным выбором основания для классификации по тем или иным признакам. Результаты данной работы таковы: все ученики справились с порождением текстов-таблиц, тексты-схемы составили все те же шесть человек, а тексты-диаграммы – всего четыре человека.

Как показывает школьная практика, установка на создание текста и сами тексты воспринимаются всеми учащимися по-разному, это связано с индивидуальными особенностями личности. Поэтому, обрабатывая и оценивая ученические работы, необходимо учитывать не только результат, но и затраченные усилия на ту или иную работу. При погружении в работу по созданию собственных несплошных текстов наблюдается дифференциация по некоторым признакам (по скорости создания текстов и выполнения того или иного задания, по уровню сложности, по объему, по закономерностям усвоения материала). Технологии сотрудничества помогает даже слабому ученику осуществить работу с несплошными текстами, стимулируя его к деятельности, поскольку он видит пример учебной личностной активности других учеников, пример учебной коммуникации на лингвистические темы.

Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках русского языка – перспективное направление в деятельности учителя-словесника, позволяющее развивать языковую личность учащегося.

 

2.2.Методические рекомендации по применению несплошных текстов на уроках русского языка

Ежедневно педагоги сталкиваются с проблемой недостаточно глубокого понимания учащимися различных текстов, будь то учебное задание на уроке или в экзаменационном тесте, неумением обучающихся найти в тексте ключевые слова, интерпретировать текст, выявить ключевую проблему, поднятую автором и т. д. Традиционно развитие смыслового чтения осуществляется с помощью сплошных текстов. К сплошным относятся тексты разных типов и жанров, которые учащиеся читают в повседневной жизни, в том числе в школе. Но в то же время сегодня читатель всё чаще сталкивается с так называемыми несплошными текстами. Это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.

К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.

Работа с несплошными текстами требуют несколько иных читательских
навыков, так как организованы эти тексты иначе, содержат особые связи
единиц текста и особые формальные указатели на эти связи.
Согласно результатам исследования PISA в нашей стране существует
тенденция увеличения разрыва в понимании сплошных и несплошных
текстов. Поэтому нам, как педагогам, есть над чем работать в этом направлении.

На уроках русского языка и литературы тоже может осуществляться работа с несплошными текстами. Это позволяет научить ребенка не только критически мыслить, но и способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. На уроках развития речи мы предлагаем учащимся создать текст – описание или повествование на основе несплошного текста афиши. Ребятам предлагается афиша с систематизированной (часто межпредметной) информационной наполняемостью и ряд вопросов. На основе полученных данных ученик должен составить связный сплошной текст. Например, используем афишу «Книжный рынок России и мира». На ее основе ученик может проследить, в каких странах наблюдается тенденция снижения интереса к чтению, на каком месте соотношении стоит Россия, какую литературу предпочитают россияне, каков процент россиян, прочитавших хотя бы одну книгу за последний год и многое другое. Несмотря на то, что учащимся представляется неспошной текст, он наглядно демонстрирует большое количество необходимой информации. Дети анализируют, рассуждают, делают выводы. Подобную работу возможно проводить и в устной форме, что способствует формированию компетентности в общении на основе поиска и выделения необходимой информации.

Подобная работа может осуществляться на основе билета, например, в театр. Формулируются задания на:

- умение найти и извлечь информацию (Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)

- на умение интегрировать и интерпретировать информацию (Когда был в Москве человек, купивший билет? )

  - на умение осмыслить и оценить информацию (На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?).

На основе полученных данных, ученик в устной форме должен описать все, что ему стало известно о владельце билета. Причем часто мнения учеников могут не совпадать, что дает повод для обсуждения и рассуждения. Этот прием направлен в основном на развитие коммуникативных УУД.

При изучении официально-делового стиля речи мы предлагаем следующее задание. Учащемуся предоставляется набор документов с несплошным текстом (грамота, свидетельство о рождении, выписка из медицинской карты или справка, чеки и т.п.). Задание: составьте характеристику на человека, используя полученную информацию. Или подобное задание, но нужно составить резюме, для этого предлагаются: аттестат, дипломы, грамоты и др.

Прием «Обложка» позволит познакомиться с жанром аннотации. Детям предоставляется обложка журнала и памятка, содержащая рекомендации. На их основе, анализируя и систематизируя информацию, ученик создает аннотацию к номеру.

Особо важным является умение перевода сплошного текста в несплошной. Так, например, для структурирования информации, выявления причинноследственных связей главных и второстепенных мыслей текста возможно использовать составление учениками кластеров. Это прием из технологии критического мышления через чтение и письмо.

Ассоциативные кусты помогают наглядно продемонстрировать отношение учащихся к какому-либо понятию или герою. Например, при изучении темы «У войны не женское лицо» попросить детей привести ассоциации к понятиям «женщина» и «война» и, сыграв на контрасте образов, привести к выводу об их несовместимости.

Также интересна такая технология как создание постеров (мини
проектов), коллажей. Главным их достоинством является то, что на одном листе
можно собрать различные виды информации по теме: изображения, карты,
хронологию, тексты и т.д.

При глубоком анализе литературного произведения, ребята могут составить диаграммы частотности средств художественной выразительности или мотивов у автора, либо могут проследить предпочтения в выборе жанров литературных произведений у одноклассников. Это носит не только познавательный характер, но и вызывает большой интерес у школьников. Наряду с предметными и указанными выше коммуникативными УУД, эти приемы направлены на развитие познавательных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Все эти формы и приемы направлены на работу с разными видами текста, что способствует развитию обучающихся и практической направленности их деятельности, в результате создается продукт. Главной задачей становится подбор интересного и значимого для ребенка задания, качественная подготовка к уроку, регулярность использования этих приемов.

На сегодняшний день нам важно не столько дать обучающимся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, сколько вооружить его такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, работа с несплошными текстами способствует такому развитию.

Основной (высшей) дидактической единицей на уроках русского языка является текст.

Текстоориентированный подход к обучению предполагает, что обычно учитель-словесник в процессе преподавания нашего предмета использует так называемые сплошные (традиционные) тексты разных типов и стилей речи. Однако в жизни человеку часто приходится сталкиваться с так называемыми несплошными текстами. Я думаю, что в целях формирования компетентностного подхода работе с несплошными текстами на уроках русского языка  на сегодня необходимо уделять особое внимание! Разновидности этих текстов выделяются на основе различных форм представления информации: сплошные тексты (без визуальных изображений) и несплошные (диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики). Сплошные тексты: • описание (художественное и техническое) • повествование (рассказ, отчёт, репортаж) • объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) • аргументация (комментарий, научное обоснование) • инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы). Несплошные тексты:

• графики

• диаграммы

• таблицы

• карты

• списки

• формы (налоговые, визовые, анкеты и др.)

• информационные листы и объявления (расписания, прейскуранты, каталоги);

• расписки (ваучеры, накладные, квитанции);

• сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты);

• призывы и объявления (приглашения, повестки);

На уроках русского языка учащиеся, как правило, получают знания по разновидностям сплошных текстов. А систематически организованная работа с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни. Поэтому можно утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках русского языка реализует коммуникативно-деятельностный подход: текст является коммуникативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность индивида. Способности к ней формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность!

Для организации такой деятельности мне, как учителю, необходимы:

• разработка метапредметных заданий (модулей) для включения в рабочие программы русского языка и литературы,

• разработка критериев оценки метапредметных результатов;

• создание банка метапредметных заданий,

• разработка контрольно-измерительные материалов метапредметного характера,

• включение метапредметных тем в уроки.

Для начала из разных видов несплошные текстов для работы были отобраны: Тексты аблицы; тексты-схемы; Тексты- диаграммы. Работа с ними предполагает 2 направления: Перевести ("сжать") сплошной текст в несплошной ( таблицу, схему, диаграмму) и обратный процесс- перевести ("развернуть") несплошной текст в связный сплошной. Для этого учащимся необходимо освоить ряд умений:

определять понятия,

создавать обобщения,

устанавливать аналогии,

классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии);

делать выводы.

Для этого начинала с учащимися работу с текстов-таблиц , с ними дети достаточно хорошо знакомы, в том числе с Т-таблицами,

1 этап - с таблицами, содержащими параметры сравнения, которые позволят учащимся организовать информацию для сравнения, противопоставления и обнаружения сходств и различий.

2 этап - выделение параметров объектов для сравнения самостоятельно , самими учеником.

С такой таблицей учащиеся должны визуально противопоставить два объекта, выделив существенные признаки, по которым можно сравнить объекты. К существенным относим признаки, отражающие состав, строение и свойства (функции) объектов. Для этого провожу ряд специально организованных занятий, которые ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности. Задания носят обучающий и развивающий характер.

Тематика занятий

1. Обобщение и ограничение понятий.

2. Выделение существенных признаков предметов ( состав, строение, свойства - функции объектов.)

3. Сравнение понятий.

4. Установление сходства и различия.

5. Выводы (содержат указание на общие и отличительные признаки объектов)!

Пример задания (на основе научно-популярного текста) "Правописание НЕ с сущ прилагательными"

Прочитайте текст.

Выделите в тексте объекты, которые можно сравнить.

Сравните объекты, заполнив ячейки таблицы.

Для сравнения выберите существенные признаки сравнения, отражающие состав, строение и свойства (функции) выбранных объектов.

Укажите общие признаки (сходство) и отличительные признаки (различие).

Критерии оценки работ детей:

Умение выделить признаки объекта;

Определить признаки, которые могут подлежать сравнению.

Сравнить, сделать выводы.

Обработка результатов проводится мной с помощью эталона таблицы. Основные трудности при создании (сжатии) несплошных текстов связаны с неправильным выбором основания для классификации по тем или иным признакам или нарушением логики изложения материала. Второе, не менее важное направление работы с несплошным текстом - умение "развернуть" в сплошной текст информацию из текстов-таблиц с опорой на признаки объектов, отражающие состав, строение и свойства - функции. Кроме того, Особое внимание детей должно быть сосредоточено на опять же сущностных характеристиках сплошного текста:

Композиции и смысловой цельности (не должно быть несвязных отрывков)

ЗАДАНИЕ:

Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

 

Мир Диснея

Уолтер Дисней вырос на ферме и в детстве любил рисовать домашних животных. Собственную киностудию, носящую его имя, основал в 1923 г., а Микки-Мауса нарисовал в 1928 г. Успех таких персонажей, как Микки, Дональд Дак, Плато и Гуффи привёл к съёмкам полнометражных анимационных фильмов. Первыми из них стали «Белоснежка и семь гномов» (1937 г.) и «Пиноккио» (1940 г.). Студия Диснея выпустила больше мультипликационных фильмов, чем любая другая студия мира.

(«Большая энциклопедия школьника» издательство «Росмэн-Пресс», 2002 г.)

1 Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»

Ученик научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

Задание: Используя информацию текста, ответьте, в каком году Уолт Дисней основал собственную студию? Подчеркните ответ.

1) в 1940 г., 2) в 1923 г., 3) в 1937 г., 4) в 1928 г.

Предполагаемый ответ: в 1923 г.

 

2 Раздел «Понимание и преобразование информации»

Ученик научится находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Задание: Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира. Заполните таблицу, вписав очерёдность открытия по возрастанию.

Предполагаемый ответ: Калифорния -1955 г., Флорида - 1960 г., Токио - 1983 г., Париж - 1992 г.

 

3 Раздел «Применение и представление информации»

Ученик научится определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Задание: Используя подготовленную дополнительную литературу, определите, в каких частях света находятся парки развлечений Диснейленд.

Предполагаемый ответ: АзияЕвропа, Америка (для ответа на вопрос необходимо сначала по названию города определить страну, используя дополнительную литературу (атлас), а затем определить часть света).

 

4 Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»

Ученик научится на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Задание: Оцени истинность суждений. Запиши в ответе для каждого из них знак «Х» в подходящем столбце.

Предполагаемый ответ: нет, да, нет

Выводы по главе 2

Таким образом, систематически организованная работа учащихся с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает умения, которые в дальнейшем используются на других предметах, в целом в жизни детей.

Предложенный подход основан на новых реальных достижениях в литературоведческих, педагогических, методических и психологических науках, обеспечивающих соблюдение принципов личностно-ориентированных подходов в обучении, общении и деятельности, а также преемственности и перспективности системы заданий, упражнений с учетом возрастных и личностных особенностей каждого обучающегося. Методом сплошной выборки из учебников по русскому языку с 5 по 9 класс, мы выявили следующие виды поликодового текста:

5 класс − 101 рисунок, 16 таблиц и 9 схем;

6 класс – 96 рисунков, 37 таблиц и 9 схем;

7 класс – 26 рисунков, 39 таблиц, 4 схемы;

8 класс – 4 рисунка, 12 таблиц, 8 схем;

9 класс – 5 таблиц и 4 схемы (см. диаграмма 1).

Как мы видим, один из видов поликодового текста – рисунок (иллюстрация, картина) используется чаще всего в 5-6 классах. Это связано с тем, что именно в этих классах происходит адаптация «вчерашних» младших школьников к средней школе. Для них рисунок – привычный вид получения информации, именно с помощью иллюстраций в начальных классах они усваивали бо́льшую часть нового материала, развивали свои творческие способности, увеличивали словарный запас.

Например, в учебнике для 5 класса (часть 1) в упражнении 145 даны изображения некоторых фразеологических единиц. Обучающиеся на основе своих знаний должны понять, какой фразеологический оборот «скрыт» за каждой иллюстрацией.

В старшем школьном возрасте (7-9 классы) на смену приходят другие виды поликодовых текстов, которые в наибольшей степени направлены на систематизацию нового сложного теоретического материала.

В 7-9 классах распространены таблицы (речевые и языковые) и схемы. Объясняется это тем, что при речевом акте и при использовании условных графических средств левое и правое полушария головного мозга включаются в совместную работу по-разному. При переводе информации из вербальной в графическую систему (и наоборот) попеременное смещение активности из одного полушария в другое ведет к развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, переноса и др.), умений обобщать и систематизиpовать знания за счет их многократной переработки. Языковые таблицы отражают закономерность, суть какого-либо понятия или правила, что способствует быстрому восприятию и усвоению материала. Например, в учебнике для 7 класса при изучении темы «Производные предлоги», мы можем увидеть следующую таблицу «Непроизводные и производные предлоги».

Можно заменить другим предлогом?

Да (производный предлог)

Нет, но можно вставить другое слово (омонимичная часть речи)

Учить в течение (в продолжение) дня. В (быстром) течении реки.

Авария ввиду (из-за) гололеда. Иметь в виду (устойчивое сочетание).

Плыть навстречу (к) волнам. Придти на первую встречу

Договориться насчет поездки (о поездке). Положить деньги на счет банка.

В речевых таблицах, в свою очередь, содержатся слова и словосочетания для обогащения словарного запаса и увеличения орфографической грамотности. Например: В учебниках также широко используются задания, где обучающиеся самостоятельно должны составить таблицу на основе правила в виде сплошного текста, например, во 2 части учебника по русскому языку для 5 класса, обучающимся предложено следующее задание (упражнение 521): «Составьте таблицу «Три склонения имен существительных»»

При выполнении подобных заданий обучающиеся лучше осознают сущность понятия или правила, так как школьник должен проделать сложную работу: прочитать правило в виде сплошного текста, понять его суть, выявить ключевые понятия, а затем представить в виде системы, которую сможет самостоятельно расшифровать даже по истечении продолжительного времени после изучения темы. Так же к наиболее распространенным средствам наглядности необходимо отнести графические схемы. Постоянная работа со схемой вырабатывает у обучающихся умение выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления, умение видеть в любом языковом явлении какую-либо важную закономерность. Подобные умения позволят обучающемуся легко ориентироваться в заданиях, которые будут даны на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего образования указываются требования к результатам освоения основной образовательной программы. Среди метапредметных результатов особое место занимает готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.

Программа международной оценки обучающихся PISA свидетельствует о том, что Россия занимает 26 место по читательской грамотности из 70 стран. Российские учащиеся, которым для выполнения задания необходимо было извлечь информацию из таблицы, схемы или графика, затруднялись найти даже информацию, представленную в явном виде, соотнести информацию из разных источников, объединить её, т.е. показали неготовность работать с несплошными текстами.

Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Она применяется в тестовых заданиях ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной формежедневно педагоги сталкиваются с проблемой недостаточно глубокого понимания учащимися различных текстов, будь то учебное задание на уроке или в экзаменационном тесте, неумением обучающихся найти в тексте ключевые слова, интерпретировать текст, выявить ключевую проблему, поднятую автором и т. д. Традиционно развитие смыслового чтения осуществляется с помощью сплошных текстов. К сплошным относятся тексты разных типов и жанров, которые учащиеся читают в повседневной жизни, в том числе в школе. Но в то же время сегодня читатель всё чаще сталкивается с так называемыми несплошными текстами. Это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.

На уроках развития речи мы предлагаем учащимся создать текст – описание или повествование на основе несплошного текста афиши. Ребятам предлагается афиша с систематизированной (часто межпредметной) информационной наполняемостью и ряд вопросов. На основе полученных данных ученик должен составить связный сплошной текст. Например, используем афишу «Книжный рынок России и мира». На ее основе ученик может проследить, в каких странах наблюдается тенденция снижения интереса к чтению, на каком месте соотношении стоит Россия, какую литературу предпочитают россияне, каков процент россиян, прочитавших хотя бы одну книгу за последний год и многое другое. Несмотря на то, что учащимся представляется несплошной текст, он наглядно демонстрирует большое количество необходимой информации. Дети анализируют, рассуждают, делают выводы. Подобную работу возможно проводить и в устной форме, что способствует формированию компетентности в общении на основе поиска и выделения необходимой информации.

Таким образом, поликодовый текст за счет использования графических и вербальных компонентов делает передаваемую информацию более понятной, логичной, эффективной для легкого усвоения и применения решении лингвистических упражнений, так как взаимодействие изобразительных и вербальных компонентов способствует созданию специальных текстовых единиц, которые влияют на механизмы обработки информации в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список использованной литературы

 

Бабайцева

В.В.,

Беднарская

Л.Д. «Комплексный анализ текста на уроках русского языка».

Большакова Л. С. О содержании понятия «

Поликодовый

текст» // Вестник

СамГУ

. 2008. №63. С. 19–24. 2.Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (К проблеме

креолизованных

и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. №1. С.71–79.

Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов

пед

. вузов

. М.: Дрофа, 2004.

Величко Л.И. «Работа над текстом на уроках русского языка»

.-

М., 1983.

Дейкина

А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Флинта, Наука, 1998.

Ипполитова

Н.А. «Текст в системе изучения русского языка в школе»

.-

М., 1992.

Ишматова А. А.,

Пупышева

Е. Л.

Поликодовый

текст в системе обучения русскому языку: ступень основного общего образования // Молодой ученый. — 2019. — №23.

«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №6(33) 2019 Alley-science.ru

Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004.

Пахнова

Т.М. «Комплексная работа с текстом» // Русский язык (приложение к газете "Первое сентября"), 1996, N 3.

Русский язык. 5 класс.

Учеб

ля

общеобразоват

. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [

Т.А.Ладыженская

, М.Т. Баранов, Л.А.

Тростенцова

и др.; науч. ред. Н.М.

Шанский

]. — М.: Просвещение. 2012. — 192 с.

Русский язык. 5 класс.

Учеб

ля

общеобразоват

. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [

Т.А.Ладыженская

, М.Т. Баранов, Л.А.

Тростенцова

и др.; науч. ред. Н.М.

Шанский

]. — М.: Просвещение. 2012. — 176 с.

Русский язык. 6 класс.

Учеб

ля

общеобразоват

. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Т. Баранов,

Т.А.Ладыженская

, Л.А.

Тростенцова

и др.; науч. ред. Н.М.

Шанский

]. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 191 с.

Русский язык. 6 класс. Учебник для

общеобразоват

. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [М.Т. Баранов,

Т.А.Ладыженская

, Л.А.

Тростенцова

и др.; науч. ред. Н.М.

Шанский

]. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 175 с.

Русский язык. 7 класс :

учеб

ля

общеобразоват

. учреждений. [М.Т. Баранов,

Т.А.Ладыженская

, Л.А.

Тростенцова

и др.; науч. ред. Н.М.

Шанский

]. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.

Русский язык. 8

класс

чеб.для

общеобразоват

. организаций / [Л.А.

Тростенцова,Т.А.Ладыженская

, А.Д.

Дейкина

, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.

Шанский

]. — М.: Просвещение, 2014. — 271 с.

Русский язык. 9

класс

чеб.для

общеобразоват

. организаций / [Л.А.

Тростенцова,Т.А.Ладыженская

, А.Д.

Дейкина

, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.

Шанский

]. — М.: Просвещение, 2014. — 207 с.

Сонин

, А.Г. Экспериментальное исследование

поликодовых

текстов: основные направления // Вопросы языкознания. М., 2005. №6. С. 115– 123.

Учимся учиться и действовать. Мониторинг

метапредметных

универсальных учебных действий

/ П

од ред.

М.Р.Битяновой

,

С.Г.Яковлевой

.- Самара: Издательский дом Федоров: Издательство «Учебная литература»,2012.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.

Асмолов

, Г.В.

Бурменская

, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.

Асмолова

. М.: Просвещение, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО

Электронный ресурс

:

http://www.edu1779.ru/download/fgos/01.pdf  «Виды работы с текстом» (дата обращения…)

Электронный ресурс:

http://do.gendocs.ru/docs/index-88400.html «Современные образовательные технологии» (дата обращения …)

Электронный ресурс:

http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/kto-ne-menjaetsja-tot-ne-idet-vpered-87345.html «Системный подход к формированию результата «смысловое чтение» как основной ресурс повышения результатов обучения» (дата обращения …)

Электронный ресурс:

https://www.alleyscience.ru/domains_data/files/1June19/POLIKODOVYY%20TEKST%20V%20SISTEME%20OBUChENIYa%20RUSSKOMU%20YaZYKU%20STUPEN%20OSNOVNOGO%20OBShEGO%20OBRAZOVANIYa.pdf

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×