Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приемы работы с патриотической темой на уроках музыки в школе | Гучас Елена Викторовна. Работа №343018

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы работы с патриотической темой на уроках музыки в школе. Музыкальное образование играет важную роль в формировании патриотических чувств у детей и подростков, особенно через изучение и исполнение произведений, связанных с историей страны, её культурой и традициями. В статье описываются практические приемы, направленные на вовлечение учащихся в процесс осмысления патриотической темы, и предлагаются способы развития эмоциональной и духовной сферы школьников через музыку.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, уроки музыки, патриотические песни, духовно-нравственное развитие, методы и приемы, музыкальное образование.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

 

Гучас Елена Викторовна, учитель музыки

ГБОУ СОШ № 358 Московского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы работы с патриотической темой на уроках музыки в школе. Музыкальное образование играет важную роль в формировании патриотических чувств у детей и подростков, особенно через изучение и исполнение произведений, связанных с историей страны, её культурой и традициями. В статье описываются практические приемы, направленные на вовлечение учащихся в процесс осмысления патриотической темы, и предлагаются способы развития эмоциональной и духовной сферы школьников через музыку.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, уроки музыки, патриотические песни, духовно-нравственное развитие, методы и приемы, музыкальное образование.

 

Музыка является хорошим средством формирования мировоззрения, эмоциональной сферы и духовных ценностей детей. В условиях современной школы одним из важнейших направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание. Уроки музыки играют в этом процессе значительную роль, поскольку через музыкальные произведения можно передать дух времени, отразить культурные и исторические достижения страны. Патриотическая тема в рамках данного предмета способствует развитию чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и истории своего народа. Именно поэтому важно правильно организовать уроки музыки с учетом патриотической составляющей.

Один из эффективных способов работы с патриотической темой – изучение и исполнение произведений, отражающих национальные события и достижения. Это могут быть как классические произведения, так и современные композиции, которые помогают учащимся осмыслить значение истории страны. К примеру, песни военных лет, посвященные Великой Отечественной войне, пробуждают у школьников чувства гордости и уважения к подвигам предков. Такие произведения, как «День Победы» Давида Тухманова или «Катюша» Матвея Блантера, помогают ученикам глубже понять смысл событий и переживаний военного времени.

Народные песни и музыкальные традиции являются важной частью патриотического воспитания. На уроках музыки можно использовать народные песни, отражающие культурное наследие страны. Фольклорные произведения помогают детям осознавать богатство и разнообразие родной культуры, формируют чувство национальной идентичности. Учитель может предложить учащимся разучить и исполнить народные песни, организовать коллективные выступления, инсценировки и хоровые исполнения.

Для формирования патриотических чувств у школьников на уроках музыки целесообразно знакомить их с произведениями отечественных композиторов, чьи работы посвящены теме Родины. Например, музыка Петра Чайковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича отражает глубокую связь с историей и культурой России. Эти произведения передают любовь к родной земле, восхищение её красотой и мужеством народа. Анализ музыкальных произведений, исполнение отрывков и обсуждение их содержания позволит учащимся глубже погружаться в патриотическую тематику.

Организация проектов и творческих заданий, посвященных патриотической теме, также способствует эффективной работе на уроках музыки. Учитель может предложить учащимся создать свои музыкальные композиции на тему Родины, подготовить музыкальные выступления или презентации о композиторах, чьи произведения связаны с патриотикой. Совместные музыкальные проекты укрепляют интерес учащихся к изучению истории и культуры своей страны, а также способствуют развитию их музыкальных и творческих навыков.

В современных условиях важно использовать инновационные технологии, которые делают процесс обучения более интересным и наглядным. Включение мультимедийных презентаций, аудио- и видеоматериалов позволяет детям погружаться в атмосферу музыкальных произведений, связанных с историческими событиями. Например, просмотр фрагментов фильмов о войне или документальных хроник в сочетании с музыкальным сопровождением помогает ученикам более глубоко воспринимать данную тему.

Учитель музыки может стать организатором патриотических концертов и мероприятий, где школьники будут исполнять патриотические произведения. Такие мероприятия могут быть приурочены к значимым датам в истории страны, например, ко Дню Победы, Дню Защитника Отечества или Дню Конституции. Участие в таких мероприятиях развивает у детей чувство коллективизма, ответственность за общее дело и способствует укреплению патриотических настроений.

Так, патриотическое воспитание является важной составляющей процесса образования, а уроки музыки предоставляют уникальные возможности для формирования у учащихся любви к Родине и гордости за её достижения. Использование разнообразных методов и приемов работы с патриотической темой на уроках музыки помогает не только развить музыкальные способности детей, но и формировать их духовно-нравственные ценности, чувство уважения к истории и культуре своей страны. Организация музыкальных мероприятий, проектных заданий, а также использование мультимедийных технологий делают процесс обучения более интересным и эффективным.

Список литературы

Волков, Ю. В. Патриотическое воспитание школьников через искусство. – М.: Педагогика, 2015.

Королёва, О. А. Музыка и патриотизм: методические советы для учителей. – М.: ВАКО, 2018.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×