Методы и приемы развития коммуникативных навыков у воспитанников школы-интерната | Старикова Елена Александровна. Работа №350781
Аннотация. В статье рассматриваются основные методы и приемы развития коммуникативных навыков у воспитанников школы-интерната младших классов. Уделено внимание особенностям обучения детей в условиях интерната, когда коммуникативные навыки формируются не только в процессе образовательной деятельности, но и через воспитательную работу. Описаны практические методы и приемы, которые способствуют развитию у детей умения выражать свои мысли, слушать других, работать в группе, а также формированию эмоционального интеллекта. Предложенные методики помогут педагогам начальных классов эффективно взаимодействовать с воспитанниками и создавать условия для их успешной социальной адаптации.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, начальные классы, школа-интернат, методы обучения, социализация, эмоциональный интеллект.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Старикова Елена Александровна, учитель начальных классов
КГОБУ Пограничная КШИ, Приморский край пгт. Пограничный
Аннотация. В статье рассматриваются основные методы и приемы развития коммуникативных навыков у воспитанников школы-интерната младших классов. Уделено внимание особенностям обучения детей в условиях интерната, когда коммуникативные навыки формируются не только в процессе образовательной деятельности, но и через воспитательную работу. Описаны практические методы и приемы, которые способствуют развитию у детей умения выражать свои мысли, слушать других, работать в группе, а также формированию эмоционального интеллекта. Предложенные методики помогут педагогам начальных классов эффективно взаимодействовать с воспитанниками и создавать условия для их успешной социальной адаптации.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, начальные классы, школа-интернат, методы обучения, социализация, эмоциональный интеллект.
Коммуникативные навыки играют ключевую роль в развитии личности ребенка, способствуя его социальной адаптации и успешному взаимодействию с окружающими. Для детей младшего школьного возраста, особенно в условиях школы-интерната, развитие навыков общения является особенно важным, так как многие из них испытывают сложности в межличностном взаимодействии и требуют особого подхода к социализации. В статье описаны основные методы и приемы, которые помогают педагогам эффективно развивать коммуникативные умения у детей начальных классов школы-интерната.
Особенности коммуникативного развития детей в школе-интернате
Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации работы с детьми младшего возраста:
Особые условия проживания: дети находятся в интернате в постоянном окружении сверстников и педагогов, что позволяет более интенсивно работать над развитием навыков общения.
Психологические особенности детей: некоторые воспитанники испытывают сложности в самовыражении, страдают от тревожности, замкнутости, что требует от педагогов использования специальных методик.
Ситуативное обучение: в школе-интернате создаются уникальные условия для обучения через реальную жизненную практику, когда дети учатся взаимодействовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Основные методы и приемы развития коммуникативных навыков
1. Игровые методы
Игровые приемы и методы являются одним из наиболее эффективных инструментов для развития у детей коммуникативных навыков. Используя игровые ситуации, педагог создает условия для естественного общения детей и обучения взаимодействию. Наиболее распространенными игровыми методами являются:
Ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Школа» и другие ролевые сценарии позволяют детям практиковаться в выражении эмоций и взаимодействии с другими.
Командные игры: игры на совместное достижение цели (например, «Мост доверия», «Построй башню») способствуют развитию умения работать в команде, учитывать мнение других и решать конфликты.
Игры на развитие эмпатии: упражнения, где дети делятся чувствами или учатся понимать состояние других, помогают развивать эмоциональный интеллект и навыки слушания.
2. Метод беседы
Беседа — это способ обсуждения проблемных ситуаций, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли и слушать мнения других. В школе-интернате такой метод может проводиться в формате:
Круглый стол: дети обсуждают общую тему (например, «Что такое дружба?» или «Как помочь другу в беде?»), делятся своими мнениями, учатся уважать чужую точку зрения.
Обсуждение прочитанного: после чтения книги или сказки педагог организует обсуждение, задавая детям наводящие вопросы. Это помогает развивать у них умение формулировать мысли и выражать свои впечатления.
3. Совместные творческие проекты
Творческая деятельность — это мощный инструмент для обучения взаимодействию и развитию навыков общения. Проекты могут включать:
Групповые творческие задания: дети работают над созданием общего рисунка, поделки, сценки, что учит их координировать действия, находить компромиссы и уважать вклад каждого участника.
Совместные постановки и спектакли: участие в театральных постановках помогает детям преодолевать страх публичных выступлений, учит четкости речи и выразительности.
4. Метод моделирования ситуаций
Моделирование — это создание условий, максимально приближенных к реальным, для отработки коммуникативных умений. В интернате можно моделировать такие ситуации, как:
Ситуации помощи и поддержки: педагог создает искусственные ситуации, когда кто-то из детей якобы нуждается в помощи, и наблюдает, как другие реагируют, поощряя взаимовыручку.
Урегулирование конфликтов: педагог моделирует ситуацию, где детям необходимо решить конфликт (например, дележ общего ресурса), помогая им понять алгоритм конструктивного разрешения споров.
5. Метод «Я-сообщений»
«Я-сообщения» — это метод, когда ребенок учится говорить о своих чувствах и эмоциях, начиная с фразы «Я чувствую…». Например, вместо того чтобы сказать: «Ты меня обидел», ребенок учится говорить: «Я чувствую себя грустным, когда ты так делаешь». Это способствует развитию у детей навыка выражения эмоций и умения избежать обвинений.
Приемы работы в процессе повседневного общения
Повседневное общение — это еще одна возможность для развития коммуникативных умений. Педагогам интерната рекомендуется применять:
Похвалу и поощрение за открытое общение и сотрудничество, чтобы формировать у детей уверенность в себе.
Обратную связь: корректное замечание и разъяснение последствий поступков, чтобы дети лучше понимали, как их поведение влияет на других.
Регулярное обсуждение сложных ситуаций: анализ конфликтных случаев, возникших в группе, помогает детям увидеть альтернативные способы общения и выработать навыки регулирования поведения.
Роль воспитателя в школе-интернате
Воспитатель в школе-интернате играет центральную роль в развитии у детей коммуникативных навыков. Ему важно:
Быть образцом для подражания: дети учатся, наблюдая за поведением взрослого, поэтому воспитателю важно демонстрировать образцы корректного и уважительного общения.
Создавать условия для общения: обеспечивать максимально комфортную обстановку, в которой дети могут чувствовать себя свободно и уверенно.
Поддерживать и развивать эмоциональную грамотность у детей, чтобы помочь им лучше понимать собственные эмоции и эмоции окружающих.
Развитие коммуникативных навыков у детей младших классов в условиях школы-интерната требует комплексного подхода, включающего как учебные, так и воспитательные мероприятия. Использование различных методов и приемов — от игровых и творческих заданий до моделирования ситуаций и повседневного общения — помогает формировать у детей важные навыки взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества. Воспитателям важно поддерживать и поощрять у детей стремление к открытому и честному общению, создавая условия для их успешной социальной адаптации и формирования гармоничной личности.
Список литературы
Чимитова Дарима Владимировна, Климентьева Наталья Николаевна Особенности развития коммуникативной компетенции младших школьников в условиях школы-интерната // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o
sobennosti-razvitiya-kommunikativnoi-kompetentsii-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-shkoly-internata
Шифнер Елена Александровна, Куанбекова Макпал Идрисовна, Абильдина Шуга Касымовна, Темирбекова Салтанат Султановна, Шифнер Анита Васильевна Особенности тьют
орского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями // ELS. 2024. №1 май.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tyutorskogo-soprovozhdeniya-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami