Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приемы развития мелкой моторики детей раннего возраста в домашних условиях. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Демчук Ольга Валерьевна

Методы и приемы развития мелкой моторики детей раннего возраста в домашних условиях.

«Таланты детей находятся на кончиках  пальцев» - так утверждала известный педагог Мария Монтессори.

На перламутровый челнок

                                                                             Натягивая шелка нити,

                                                                                  О пальцы гибкие, начните

                                                                             Очаровательный урок.

О. Мандельштам.

А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Глаза боятся, а руки делают», «Умелые руки не знают скуки», «Мастер на все руки», «Работать не покладая рук», «Золотые руки», «Как рукой сняло». Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

Исследования современных физиологов показывают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму, рисованию, самообслуживанию.

Доказано, что тонкая работа пальцами  способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего  возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения  малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Не зря наши бабушки с младенческого возраста деткам рассказывали потешки, сопровождая их разными движениями: «Сорока-ворона…», «Этот пальчик - дедушка…», «Ладушки» и т. д.

Ладушки – ладушки,                     Здравствуй, пальчик

Звонкие хлопушки,                         Дорогой,

Хлопали в ладошки,                        Вот и встретились

Хлопали немножко.                      С Тобой.

 

Заметьте, как метко было подмечено Шиллером:

В том человека украшенье

И честь, живущая века,

Что сердцем чувствует он значенье

Того, что делает рука.

Мелкая моторика - согласованные движения пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также пополняется  словарный запас вашего малыша.

Врачи и педагоги уделяют её развитию пристальное внимание.    Родители, наблюдая развитие своих детей, замечают, что ребёнок не говорит, либо говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок  не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира. Если вовремя помочь ребёнку, эти проблемы можно успешно решить.

В норме первые слова у ребёнка появляются в 8-9 месяцев. Если после 1г.2м.-1г.3м. ребёнок не произносит ни слова - нужно бить тревогу. После полутора лет у ребёнка появляются двухсловные предложения: «мама дай, папа, би-би». К концу второго года жизни словарный запас от 100 до 300 слов. К концу третьего года – до1200слов. Появляются многословные предложения. В 3года ребёнок правильно произносит большинство звуков речи.

Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующие совершенсвование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, динамичным.

Дети с большим увлечением выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Рисовать можно не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Сегодня родителей вряд ли можно чем-то удивить – журналы и сайты пестрят советами по раннему развитию, магазины предлагают современные игрушки, стимулирующие интеллект, мелкую моторику и т. д. Магазины завалены пирамидками, домиками, «моими первыми книжками». Но, ни один педагог не создал такого придуманного и грандиозного комплекса сенсорно-дидактического материала, как Мария Монтессори. И всё это богатство  она и её последователи создали, ориентируясь на запросы самих детишек, отбирая то, что им нравилось больше всего. Все пособия вы можете создать сами, используя ненужные тряпочки, бутылочки, баночки, бусинки, пуговки. Посмотрите, что лежит ненужным грузом в ящиках и шкафах. В результате у вас получится материал, который будет развивать все органы чувств, мелкую моторику вашего малыша. С этими предметами дети довольно долго  в состоянии заниматься. Научите малыша сортировать пуговицы по размеру, цвету, проталкивать большие пуговицы в большое отверстие, а маленькие – соответственно в маленькое. Любая игра, связанная с вкладыванием мелких предметов (мозаика, пуговицы, бусины), способствует развитию зрительно-моторной координации. Научите малыша нанизывать на шнурок или толстую леску крупные пуговицы или бусины.

Можно также подбирать крышки разного размера к пластиковым баночкам, бутылочкам. А чтобы было интересно, поиграйте в искателей сокровищ. В баночки можно предварительно спрятать различные мелкие игрушки, геометрические фигурки,  буквы, цифры и т. д.

 

Детям доставляет  большое  удовольствие звонкое пересыпание камешков из одной плошки в другую. Когда ребёнок берёт в руки маленькие камешки, то одно это помогает развитию его пальчиков. С неменьшим удовольствием дети пересыпают зерно, фасоль или ту же гальку с помощью ложки. А если предложить им выложить красивый  узор, цифры, буквы из гальки, кедровых орешков, разноцветных бусин и гороховых зёрен, то это вызовет особенный интерес, концентрацию внимания. Как просто!

Очень интересна и полезна работа с прищепками. Многократное повторение движения сжимания и разжимания с усилием прищепки даст отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружок или квадратик – это кормушка. Предложите ребёнку помочь рыбкам пообедать, то есть прикрепить их по периметру фигуры. Другой вариант - можно прикрепить прищепки на одежду малыша и предложить снять их.

Резиночки для волос и скалку (любой цилиндр) также можно превратить в пособие для развития мелкой моторики. Ведь надеть резиночку для волос на цилиндр не так-то просто маленьким детским пальчика. Это упражнение развивает координацию движений, концентрацию внимания, умение ухаживать за собой.

Дети очень любят возиться с водой. Ведь она такая приятна, текучая, прозрачная. Вода – это удивительный развивающий материал. Ведь она может принимать форму того сосуда, в который налита, она может быть холодной или тёплой, прозрачной или цветной, её можно переливать, наливать, вытирать. По - этому вода способна развивать наблюдательность, внимание, аккуратность, глазомер и умение контролировать движения. А начинать нужно с самого простого – переливания воды. Можно обыграть любую сказку, например, «Три медведя». Ребёнок наливает воду из кувшина в три баночки (стаканчика) до нужной отметки. Можно окрасить воду акварельной краской. Возникают трудности при переливании в узкое горлышко бутылки. Воспользуйтесь воронкой.

Если вдруг малыш разлил воду, не ругайте его, а скажите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же через него переплыть? Позовём на помощь волшебную губку и тряпку ».

Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за то, что он что-то пролил, уронил, испачкал. Нужно предложить исправить ошибку и показать ему, как это делается.

Проведите опыт с водой  и яйцом. Позвольте  ребёнку наполнить один стакан водой. В другой стакан с водой добавьте 4 ложки соли и размешайте. Когда соль раствориться, ребёнок в стаканы с водой опускает яйца и видит, что в простой воде – яйцо тонет, а в солёной – нет. Так малыш получает представление о выталкивающей силе солёной воды.

 Очень полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги, замки. Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую.

13слайд- Дети заворожено  наблюдают за тем, как песок из одной  банки пересыпается в другую. Возникают трудности при пересыпании в узкое горлышко, воспользуйтесь воронкой. Чтобы усложнить задачу, на баночках сделайте отметки. Пересыпание песка до нужной отметки, развивает у ребёнка

Детям очень приятно возиться, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней мелкие игрушки, цифры или буквы. Крупу можно взять любую: гречку, горох, пшено и т. д. Предметы нужно периодически менять, чтобы поддерживать интерес и любопытство ребёнка.

Для того чтобы научить ребёнка читать и писать М. Монтессори разработала гениальный по простоте и эффективности материал. Буквы, вырезанные из шершавой (бархатной, наждачной) бумаги, которые ребёнок обводит пальчиком, помогают малышу запоминать их очертание. Завяжите ребёнку глаза и предложите пальчиком обвести буквы. Если ребёнок знает буквы, то предложите на ощупь составить слово из «шершавых» букв. Дети мысленно соединяют буквы в слова, и таким образом происходит плавный переход к умению осознанно читать.

Дети всегда с удовольствием «пишут» пальчиками на песке, прутиком на земле, на снегу. А дома попробуйте написать буквы или цифры на манной крупе, рассыпанной на ярком подносе.

Составлять слова можно  с помощью подвижного алфавита, собранного из разного материала. это могут быть пуговицы, желуди, макароны, спички, фасоль, верёвочки, пластилин, тесто и т. д. Всё зависит от вашей фантазии.

Общее для всех этих приёмов – активные движения руки, что не случайно. Ведь мы с вами знаем, что развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика.

Полезно проводить массаж поверхностей ладоней массажными мячиками – «ёжиками», вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами, состязаясь в меткости.

А можно массажировать пальчики и ладошки шестигранными карандашами. Грани карандаша легко  «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускайте карандаш между одним, двумя – тремя пальцами, покатайте его между ладонями.

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

вышивание по картону помогает ребёнку освоить навык работы с иглой, развивает самостоятельность, сосредоточенность, концентрацию внимания; совершенствование мелкой моторики; аккуратность, развивает воображение и фантазию.

Тонкие дифференцированные движения рук формируются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой.

 

 

 

Вывод:

Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев рук и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.

А чтобы  было проще, превратите любую игру в сказку. Придумайте маленькие рассказики про приключения животных или детей, про волшебные предметы – воду, песок, крупу, которые помогают преодолеть все препятствия.

 

Таким образом, от того, насколько ловко научился ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку малыша к письму, он и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков, плетению косичек), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллект.

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×