Методы и приёмы развития познавательных УУД на предметах естественного цикла как условие достижения учебного успеха | Гончарова Марина Ивановна. Работа №362779
«Методы и приёмы развития познавательных УУД на предметах естественного цикла как условие достижения учебного успеха.»
Не секрет, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, что негативно отражается на качестве образования. Современные ФГОС определяют уже за нас какие результаты мы должны получить на выходе из основной школы, они представлены как личностные, метапредметные, т.е. УУД и предметные. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Как гласит народная мудрость: «Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить напиться». Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия — это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательные универсальные учебные действия становятся основой положительного отношения к учению. Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Классическая педагогика прошлого утверждала — ” Смертельный грех учителя — быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
В нашей школе создана творческая группа учителей географии, биологии, химии, физики «Интеграцияпредметовестественно-научногоцикла». Интеграция это общий и многогранный процесс установления связей между информацией, знаниями, науками, а так же обеспечение их целостности и единой структуры, охватывающей все компоненты в диалектическом единстве. Сущность интегративного подхода в обучении Построение процесса обучения на основе интеграции и родственных предметов c целью формирования целостных представлений об окружающем мире, интеллектуальных умений и познавательного интереса.
Насколько важно чтобы каждый сумел почувствовать себя успешным! Использование разных методов и приёмов даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества и учителя, и обучающихся, способствует раскрытию способностей. Такие уроки развивают потенциал учащихся с различной мотивацией к обучению, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Свои наработки мы показываем через мастер-классы, открытые уроки и внеклассные занятия.Через организацию работы в группах знакомим c методами и приёмами достижения учебного успеха через формирования познавательных УУД.
Так, например, мы проводим мастер-классы для своих коллег в рамках методических недель, которые ежегодно проходят в нашей школе. Например, занятия организовывались по следующим темам
1. Тема «Атмосфера».(знакомим c маршрутными листами для групп и видами заданий).
2. Тема «Вода – основа жизни на земле»
Во время проведения мастер-класса используется групповая работа по маршрутным листам. Для создания стимуляционно-мотивационной ситуации используются различные эпиграфы (пословицы, цитаты из произведений, высказывания известных людей). Например, «Во всем мне хочется дойти до самой сути!» Пастернак, "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю"( китайская пословица), «Всматривайтесь в малое, и вы увидите великое!»
Каждой группе предлагается проблемный вопрос, например «Все ли органы растения дышат? многие считают, что в воздухе больше всего кислорода. Так ли это?», решить который можно было через различные задания: проведение опытов, работа c микропрепаратами, работа с текстом, игровые моменты, просмотр видеороликов, преобразование информации из текстовой в графическую и т.д.
Например игра «Биологическое лото» по теме «Экологические группы растений по отношению к воде».
Обязательно показываем разные методы рефлексии, например «Книга отзывов и предложений», «Методическая корзина», «Лайк или дизлайк на фотографию» и т.д.
Целью данных мастер-классов является знакомство с методами и приемами развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения разных наук ведущие к достижению учебного успеха.
Мы используем следующие методы и приёмы: наглядно-практические (игра, ситуация включения, опытмоделирование, работа с дидактическим материалом, работа с биологическими объектами), словестные (рассказ, беседа, мозговой штурм, работа со справочной литературой, смысловое чтение, работа с кластером)
Японская пословица гласит:
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни». А наша с вами основная задача, уважаемые коллеги, – научить детей учиться.
«Методы и приёмы развития познавательных УУД на предметах естественного цикла как условие достижения учебного успеха.»
Не секрет, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, что негативно отражается на качестве образования. Современные ФГОС определяют уже за нас какие результаты мы должны получить на выходе из основной школы, они представлены как личностные, метапредметные, т.е. УУД и предметные. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Как гласит народная мудрость: «Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить напиться». Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия — это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательные универсальные учебные действия становятся основой положительного отношения к учению. Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Классическая педагогика прошлого утверждала — ” Смертельный грех учителя — быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
В нашей школе создана творческая группа учителей географии, биологии, химии, физики «Интеграцияпредметовестественно-научногоцикла». Интеграция это общий и многогранный процесс установления связей между информацией, знаниями, науками, а так же обеспечение их целостности и единой структуры, охватывающей все компоненты в диалектическом единстве. Сущность интегративного подхода в обучении Построение процесса обучения на основе интеграции и родственных предметов c целью формирования целостных представлений об окружающем мире, интеллектуальных умений и познавательного интереса.
Насколько важно чтобы каждый сумел почувствовать себя успешным! Использование разных методов и приёмов даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества и учителя, и обучающихся, способствует раскрытию способностей. Такие уроки развивают потенциал учащихся с различной мотивацией к обучению, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Свои наработки мы показываем через мастер-классы, открытые уроки и внеклассные занятия.Через организацию работы в группах знакомим c методами и приёмами достижения учебного успеха через формирования познавательных УУД.
Так, например, мы проводим мастер-классы для своих коллег в рамках методических недель, которые ежегодно проходят в нашей школе. Например, занятия организовывались по следующим темам
Тема «Атмосфера».(знакомим c маршрутными листами для групп и видами заданий).
Тема «Вода – основа жизни на земле»
Во время проведения мастер-класса используется групповая работа по маршрутным листам. Для создания стимуляционно-мотивационной ситуации используются различные эпиграфы (пословицы, цитаты из произведений, высказывания известных людей). Например, «Во всем мне хочется дойти до самой сути!» Пастернак, "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю"( китайская пословица).«Всматривайтесь в малое, и вы увидите великое!»
Каждой группе предлагается проблемный вопрос, например «Все ли органы растения дышат? многие считают, что в воздухе больше всего кислорода. Так ли это?», решить который можно было через различные задания: проведение опытов, работа c микропрепаратами, работа с текстом, игровые моменты, просмотр видеороликов, преобразование информации из текстовой в графическую и т.д.
Например игра «Биологическое лото» по теме «Экологические группы растений по отношению к воде».
Обязательно показываем разные методы рефлексии, например «Книга отзывов и предложений», «Методическая корзина», «Лайк или дизлайк на фотографию» и т.д.
Целью данных мастер-классов является знакомство с методами и приемами развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения разных наук ведущие к достижению учебного успеха.
Мы используем следующие методы и приёмы: наглядно-практические (игра, ситуация включения, опытмоделирование, работа с дидактическим материалом, работа с биологическими объектами), словестные (рассказ, беседа, мозговой штурм, работа со справочной литературой, смысловое чтение, работа с кластером)
Японская пословица гласит:
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни». А наша с вами основная задача, уважаемые коллеги, – научить детей учиться.