Методы и приемы развития речи у детей дошкольного возраста | Томилова Екатерина Николаевна. Работа №346652. Номер работы: №346652
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Томилова Екатерина Николаевна, воспитатель
МДОУ Детский сад №15 "Рябинушка"
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста. Описаны основные подходы, которые способствуют формированию речевых навыков, развитию словарного запаса, улучшению связной речи и коммуникативных умений.
Ключевые слова: развитие речи, дошкольники, методы, словарный запас, связная речь, коммуникативные навыки, обучение.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Томилова Екатерина Николаевна, воспитатель
МДОУ Детский сад №15 "Рябинушка"
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста. Описаны основные подходы, которые способствуют формированию речевых навыков, развитию словарного запаса, улучшению связной речи и коммуникативных умений.
Ключевые слова: развитие речи, дошкольники, методы, словарный запас, связная речь, коммуникативные навыки, обучение.
Развитие речи у детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач в образовательной программе детских садов. В этот период ребёнок осваивает не только основы лексики и грамматики, но и учится выражать свои мысли, строить предложения, понимать и воспринимать речь окружающих. Важно, чтобы процесс развития речи проходил через разнообразные методы и приёмы, которые способствуют активному вовлечению детей и формированию у них устойчивых речевых навыков.
Одним из ключевых методов является чтение и пересказ сказок. Чтение детям книг, особенно народных сказок, помогает развивать их словарный запас, учит воспринимать структуру рассказа, последовательность событий и строить логические связи. После чтения воспитатель может предложить детям пересказать услышанное, задавая наводящие вопросы, которые помогут ребёнку вспомнить детали сюжета. Например, можно задать вопросы: "Что произошло в начале сказки?" или "Какой герой помог Колобку?" Пересказ помогает ребёнку усваивать новые слова, учит строить связные предложения и развивает умение логически излагать мысли.
Ещё одним эффективным приёмом является развитие речи через диалог. В процессе повседневного общения воспитатель может стимулировать детей к диалогам, задавая вопросы о повседневных событиях или предлагая обсудить тему, связанную с их личным опытом. Например, можно обсудить, как ребёнок провёл выходные, что он увидел на прогулке или какие игры ему нравятся. Важным элементом таких диалогов является вовлечение детей в активное использование новых слов и выражений, что помогает расширить их словарный запас и улучшить коммуникативные навыки. Диалоги учат детей поддерживать беседу, правильно реагировать на вопросы и выражать свои мысли более точно.
Игровые методы также играют важную роль в развитии речи. Например, в игре "Назови и покажи" воспитатель может показывать детям картинки с изображениями животных, предметов или растений, а дети должны называть их и рассказывать, для чего они нужны или что делают. Это помогает активизировать словарный запас детей и развивает их умение строить короткие описательные предложения. Такие игры стимулируют познавательную активность и делают процесс обучения увлекательным, что способствует лучшему запоминанию слов и фраз.
Пальчиковые игры и артикуляционные упражнения помогают развивать у детей не только речевые навыки, но и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. В процессе игры дети выполняют движения пальцами рук, которые сопровождаются простыми рифмовками или стихами. Например, игра "Сорока-ворона" помогает детям тренировать артикуляцию и ритмичность речи, что способствует развитию чёткого произношения. Артикуляционные упражнения, такие как "змейка" (высовывание языка вперёд и обратно) или "лопатка" (расширение языка на нижнюю губу), помогают детям лучше управлять речевым аппаратом и развивают правильную артикуляцию звуков.
Ролевые игры также оказывают большое влияние на развитие речи. В таких играх дети могут разыгрывать различные ситуации, например, играть в "магазин", "больницу" или "поездку в гости". В процессе игры дети активно используют речевые навыки для общения с другими участниками игры, строят диалоги, используют изученные фразы и слова. Это помогает им развивать связную речь и учит применять язык в различных жизненных ситуациях. Ролевые игры также развивают у детей уверенность в себе, так как они учатся выражать свои мысли и общаться в коллективе.
Творческая деятельность также способствует развитию речи. Воспитатели могут предложить детям рисовать или делать поделки, а затем попросить их описать свои работы. Например, после создания рисунка ребёнок может рассказать, что изображено на картине, какие цвета он использовал и почему. Это развивает у детей воображение, учит их строить описательные предложения и выражать свои мысли в последовательной форме.
Кроме того, для развития речи у детей дошкольного возраста важным является пение песен и заучивание стихов. Песни помогают детям лучше усваивать ритмику и интонацию речи, развивают память и внимание к звукам. Воспитатели могут включать простые песни в ежедневные занятия, что поможет детям лучше чувствовать ритм языка и научиться правильному произношению. Заучивание стихов также развивает память и учит детей строить предложения в правильной последовательности, что способствует улучшению связной речи.
Таким образом, методы и приёмы развития речи у детей дошкольного возраста разнообразны и включают в себя как игровые, так и обучающие элементы. Чтение сказок, диалоги, ролевые и пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, творческая деятельность и пение способствуют активному развитию речевых навыков, обогащению словарного запаса и улучшению коммуникативных умений. Важно, чтобы процесс обучения был увлекательным и интересным для детей, что позволит им с удовольствием развивать свои речевые способности.
Список литературы
1. Левшина Н.И, Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Детский сад: теория и практика. – 2024. – № 6. – С. 94–103.
2. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Cовременные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992/
3. Мирзаева Д.Ш., Рахматова Д.Х.К. Методы развития речи в процессе развития речи у детей // Academy, 2020. № 6 (57).