Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приёмы развития самоанализа у детей старшего дошкольного возраста | Наталья Станиславовна Меншутина. Работа №308887

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Самоанализ – это рефлексия

Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. В психологии, а также в обиходном смысле, рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

В теоретической литературе выделяется  несколько классификаций рефлексии:

·                  физическую (успел – не успел)

·                  сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)

·                  интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

·                  духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид  классификации, на наш взгляд,  наиболее приемлем  для использования в практике дошкольного образования:

·                  рефлексия настроения и эмоционального состояния

·                  рефлексия деятельности

 

·                  рефлексия содержания учебного материала.

 

Самоанализ – это рефлексия

Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. В психологии, а также в обиходном смысле, рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

В теоретической литературе выделяется  несколько классификаций рефлексии:

физическую (успел – не успел)

сенсорную

(самочувствие: комфортно — дискомфортно)

интеллектуальную

(что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид  классификации, на наш взгляд,  наиболее приемлем  для использования в практике дошкольного образования:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала.

 

С детьми младшего дошкольного возраста мы используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения):  смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер. 

Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов,  они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и  объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

радостный,

улыбающийся,

задумчивый/грустный,

слезливый,

сердитый.

Рефлексию настроения или эмоционального состояния  можно проводить, используя приём «Огонёк общения».

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

сегодня меня порадовало…

сегодня меня огорчило…

Или когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».

 

Со среднего дошкольного возраста.

1.  Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»

Сегодня на занятии было самое интересное….

Мне особенно понравилась…

Я не очень понял…

Мне еще хотелось бы заняться …  

или

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

«Ёлочка настроения» (можно проводить в преддверии новогодних праздников)

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

«Пантомима»

Детям предлагается с помощью  пантомимы  показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Банки с вареньем» (можно применять при проведении викторин, конкурсов)

Две стеклянные/пластиковые  банки, на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой – «Я не справился» (знак «–»).  Дети бросают  фишки-ягодки в разные банки в зависимости от результатов.  

 

 

Старший возраст

2. «Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно;

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;

Красной – дело не понравилось, скучно.

3. «Сказочное дерево»

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок –

довольно неплохо

;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён;

Жёлтый листик –  неудовлетворённость.

4.  Метод  «Лестница успеха»

Детям предлагается разместить  свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:

Уверен

в своих знаниях…

В основном

уверен

Нужно ещё повторить…

Нуждаюсь в помощи…

 

«Запрещено»

Этот 

прием применяется

когда

дети

размышляя о себе и происходящих событиях пользуются фразами

«я не смогу…»

«я не знаю, как…»

«у меня не выходит…»

. Детям не разрешается говорить 

«Я не …»

а делается предложение эту же мысль выразить другими словами

: что необходимо, чтобы получилось;

какие

навыки мне нужны для этого;

какая

еще информация мне нужна для этого и т. п.

Применение этого 

приема

 дает возможность преображения пассивного поведения в позитивную, активную 

рефлексию своего опыта

.

«Яблоневое дерево»

На доске нарисована яблоня. Детям выдаются яблоки, вырезанные из цветной бумаги или нарисованные. Эти яблоки имеют два цвета – красный и зелёный. Если ребенок считает, что он сделал все правильно, то прикрепляет к яблоне зеленое яблоко, если на оборот, то красное.

«Смайлики»

Рефлексия настроения

, ее использование возможно на разных этапах занятия. На листах бумаги дети рисуют 

«смайлики»

, которые отражают их настроение. Так же можно заранее приготовить смайлики и дать детям выбрать.

«Слоненок»

Детям дается задание, изобразить на листочках слоненка. После, рисунки собираются

педагогом

и делается анализ работы ребенка на занятии.

Если уши ярко выражены, это означает, что ребенок внимательно слушает, большую часть информации воспринимает на слух;

ярко выражены глаза - ребенок внимательно смотрит, большее количество информации воспринимает зрительно;

величина хобота – подразумевает количество знаний, которые приобретены

голова – выражает мыслительные процессы;

необходимо сравнить соотношение головы и туловища

: если голова большого размера – человек действует больше головой;

ноги худые –

сомневается

в чем либо.

«Флажок»

Дети передают флажок друг другу, по окончанию музыки или считалки, тот, у кого в руках остался флажок, делает самоанализ работы на занятии.

«Горячий мяч»

Дети по цепочке дают ответы на вопросы, передавая из рук в руки мяч. 

Вопросы могут быть следующими

:

-Что интересного ты узнал?

-Какие знания понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на занятии, тебе могут пригодиться в дальнейшем?

- Какое задание тебе удалось лучше всего?

- Где ты чувствовал себя успешным?

- О чем ты думал во время работы?

- В чем ты испытал затруднение?

Дети также могут высказать свое мнение относительно работы над заданием, не отраженное в вопросах.

«Города»

Ребятам предлагается выбрать, 

в каком из предложенных городов они находятся в конце занятия

: город Удовлетворения, город Огорчения, город Знаний, город Радости.

Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например,  именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, на наш взгляд, является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.

 

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Для того   чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля  и самооценки педагогу необходимо:

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные  особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз