Методы и приёмы развития самоанализа у детей старшего дошкольного возраста | Наталья Станиславовна Меншутина. Работа №308887
Самоанализ – это рефлексия
Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. В психологии, а также в обиходном смысле, рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:
· физическую (успел – не успел)
· сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)
· интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
· духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:
· рефлексия настроения и эмоционального состояния
· рефлексия деятельности
· рефлексия содержания учебного материала.
Самоанализ – это рефлексия
Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. В психологии, а также в обиходном смысле, рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:
физическую (успел – не успел)
сенсорную
(самочувствие: комфортно — дискомфортно)
интеллектуальную
(что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала.
С детьми младшего дошкольного возраста мы используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.
Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.
Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:
радостный,
улыбающийся,
задумчивый/грустный,
слезливый,
сердитый.
Рефлексию настроения или эмоционального состояния можно проводить, используя приём «Огонёк общения».
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
сегодня меня порадовало…
сегодня меня огорчило…
Или когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».
Со среднего дошкольного возраста.
1. Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»
Сегодня на занятии было самое интересное….
Мне особенно понравилась…
Я не очень понял…
Мне еще хотелось бы заняться …
или
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
«Ёлочка настроения» (можно проводить в преддверии новогодних праздников)
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
«Пантомима»
Детям предлагается с помощью пантомимы показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Банки с вареньем» (можно применять при проведении викторин, конкурсов)
Две стеклянные/пластиковые банки, на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой – «Я не справился» (знак «–»). Дети бросают фишки-ягодки в разные банки в зависимости от результатов.
Старший возраст
2. «Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
Красной – дело не понравилось, скучно.
3. «Сказочное дерево»
Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок –
довольно неплохо
;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
Жёлтый листик – неудовлетворённость.
4. Метод «Лестница успеха»
Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:
Уверен
в своих знаниях…
В основном
уверен
…
Нужно ещё повторить…
Нуждаюсь в помощи…
«Запрещено»
Этот
прием применяется
,
когда
дети
размышляя о себе и происходящих событиях пользуются фразами
:
«я не смогу…»
,
«я не знаю, как…»
,
«у меня не выходит…»
. Детям не разрешается говорить
«Я не …»
,
а делается предложение эту же мысль выразить другими словами
: что необходимо, чтобы получилось;
какие
навыки мне нужны для этого;
какая
еще информация мне нужна для этого и т. п.
Применение этого
приема
дает возможность преображения пассивного поведения в позитивную, активную
рефлексию своего опыта
.
«Яблоневое дерево»
На доске нарисована яблоня. Детям выдаются яблоки, вырезанные из цветной бумаги или нарисованные. Эти яблоки имеют два цвета – красный и зелёный. Если ребенок считает, что он сделал все правильно, то прикрепляет к яблоне зеленое яблоко, если на оборот, то красное.
«Смайлики»
Рефлексия настроения
, ее использование возможно на разных этапах занятия. На листах бумаги дети рисуют
«смайлики»
, которые отражают их настроение. Так же можно заранее приготовить смайлики и дать детям выбрать.
«Слоненок»
Детям дается задание, изобразить на листочках слоненка. После, рисунки собираются
педагогом
и делается анализ работы ребенка на занятии.
Если уши ярко выражены, это означает, что ребенок внимательно слушает, большую часть информации воспринимает на слух;
ярко выражены глаза - ребенок внимательно смотрит, большее количество информации воспринимает зрительно;
величина хобота – подразумевает количество знаний, которые приобретены
голова – выражает мыслительные процессы;
необходимо сравнить соотношение головы и туловища
: если голова большого размера – человек действует больше головой;
ноги худые –
сомневается
в чем либо.
«Флажок»
Дети передают флажок друг другу, по окончанию музыки или считалки, тот, у кого в руках остался флажок, делает самоанализ работы на занятии.
«Горячий мяч»
Дети по цепочке дают ответы на вопросы, передавая из рук в руки мяч.
Вопросы могут быть следующими
:
-Что интересного ты узнал?
-Какие знания понадобились тебе при работе?
-Какие знания, умения, полученные на занятии, тебе могут пригодиться в дальнейшем?
- Какое задание тебе удалось лучше всего?
- Где ты чувствовал себя успешным?
- О чем ты думал во время работы?
- В чем ты испытал затруднение?
Дети также могут высказать свое мнение относительно работы над заданием, не отраженное в вопросах.
«Города»
Ребятам предлагается выбрать,
в каком из предложенных городов они находятся в конце занятия
: город Удовлетворения, город Огорчения, город Знаний, город Радости.
Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.
Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, на наш взгляд, является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо:
1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.