Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приемы руководства сюжетно – ролевой игрой детей 3-4 лет | Лузянина Карина Юрьевна. Работа №341190

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем. Сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Для работы по развитию игровой деятельности необходимо использовать разнообразные методы и приемы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 15»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Методы и приемы руководства

сюжетно – ролевой игрой детей 3-4 лет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Лузянина Карина Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чернушка, 2023

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем. Сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка-дошкольника.

Л. С. Выготский: «Игра — преобладающий или ведущий тип деятельности? Может быть, она только ЗЕРКАЛО процессов, совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изображаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучать предмет».

Сходную мысль высказал значительно раньше и К. Д. Ушинский: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно займётся сам ребёнок.

Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребёнка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».

Д. Б. Эльконин предлагает различать сюжет и содержание игры.

Сюжет — это та сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре. Наиболее общая типология сюжетов детских игр включает бытовые, производственные и общественно-политические сюжеты.

Содержание игры - это содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребёнком в ходе развёртывания сюжета, моделирование социальных и межличностных отношений и жизненных событий и ситуаций. Содержание не остаётся неизменным на протяжении дошкольного детства, а развивается, отражая развитие познания ребёнком мира, — от внешних действенно-предметных сторон человеческой деятельности к её внутренним смыслам и нравственно-ценностным нормативам.

Игра становится способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря которому возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребёнка к действительности.

Д. Б. Эльконин различает следующие структурные компоненты сюжетно – ролевой игры:

замысел

;

роль;

игровые действия;

игровое употребление предметов (замещение);

реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.

Работая с младшими дошкольниками, отмечаю, что в этом возрасте дети играют одни. Игра носит предметно-манипулятивной и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.

Согласно Стандарту, в методическом пособии определены задачи педагога в развитии игровой деятельности:

обеспечить развивающую игровую предметную среду;

предоставить время, свободное от организованных взрослыми форм деятельности, в режиме дня;

создать атмосферу эмоционального комфорта и безопасности для всех детей группы, которая позволит им свободно реализовать собственные игровые замыслы.

Начинаю работу по развитию игровой деятельности с педагогической диагностики для определения направлений работы с группой детей и каждого ребенка индивидуально.

Организую работу, используя на каждом этапе развития игры следующие методы и приемы.

 

Этапы развития сюжетно – ролевой игры «Кухня»

Этапы

Программное содержание

Методы и приемы

1 этап

Формировать представление о профессии повара (профессиональной одежде, инструментах, профессиональных действиях)

Рассматривание иллюстрации о поваре.

Чтение художественной литературы.

Экскурсия на кухню.

2 этап

Обучение детей игровым действиям в сюжетно – ролевой игре, в соответствии с принятой ролью.

Пополнение РППС.

Внесение атрибутов к игре, рассматривание.

Рассматривание алгоритма ролевых действий повара.

Дидактическая игра «Кому что нужно?», «Что делает?»,

«Это кто?»,

Загадки-движения. Изготовление игрушек – заместителей.

3 этап

Обучение ролевому диалогу в сюжетно – ролевой игре «Кухня». Формировать умение создавать сюжет сюжетно – ролевой игры «Кухня»

Активизирующее общение взрослого с ребёнком в процессе игры.

4 этап

Финальная часть (принятие решения , определенной ритуал завершения), направленный на создание определенного эмоционального состояния, стимулирующего потребность в дальнейшей совместной деятельности,

Анализ деятельности детей:

степень активности участников и их удовлетворенность от участия в игре

особенность индивидуальных проявлений (исполнение роли, вопросы, эмоциональное состояние, реакция и т.д.);

 

Беседа, вопросы воспитателя детям.

 

Я предложила нескольким детям поиграть в игру «Кухня». Сообщила детям, что в группу приехал повар. Достала атрибуты, рассмотрела с детьми их, вместе с детьми вспомнили, как, что называется. Я попробовала дать детям самостоятельно распределить обязанности, кто кем будет работать в кафе (все дети захотели быть поваром). На начальном этапе ведущую роль взяла на себя я – роль повара, а в дальнейшем эту роль выполняли дети.

Воспитатель говорит детям, что ему – повару, только что позвонили и рассказали, о том, что дети после прогулки сильно проголодались и их нужно покормить.

Далее игра развивается по замыслу.

Процедура готовки пищи проводилась 3 раза. В процессе игры проводилась смена детьми игровых ролей. В игре выяснилось, что опыт детей достаточно беден. В ходе игры дети научились новым игровым действиям. Осуществлялись лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание было направлено на взаимодействие и вежливый ролевой диалог. Во время игры формировались такие качества как взаимопомощь, уважение друг к другу.

До и после игры была проведена беседа о соблюдении правил, взаимоотношениях играющих. Важно поощрять детей, хвалить за их успехи, рассказать детям о том, как во время игры всем было интересно.

 

 

 

 

Литература:

О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет». Методическое пособие для воспитателей.


 

Алгоритм игровых действий повара

 

 

 


Алгоритм ролевых действий повара:

Готовит свое рабочее место, следит за качеством продуктов.

Получает заказ.

Приступает к готовке заказанных блюд.

Выкладывает блюдо на тарелку.

Украшает блюдо.

Отдает готовое блюдо.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X