Методы и приемы руководства сюжетно – ролевой игрой детей 3-4 лет | Лузянина Карина Юрьевна. Работа №341190
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем. Сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
Для работы по развитию игровой деятельности необходимо использовать разнообразные методы и приемы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 15»
«Методы и приемы руководства
сюжетно – ролевой игрой детей 3-4 лет»
Воспитатель
Лузянина Карина Юрьевна
г. Чернушка, 2023
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем. Сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка-дошкольника.
Л. С. Выготский: «Игра — преобладающий или ведущий тип деятельности? Может быть, она только ЗЕРКАЛО процессов, совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изображаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучать предмет».
Сходную мысль высказал значительно раньше и К. Д. Ушинский: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно займётся сам ребёнок.
Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребёнка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».
Д. Б. Эльконин предлагает различать сюжет и содержание игры.
Сюжет — это та сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре. Наиболее общая типология сюжетов детских игр включает бытовые, производственные и общественно-политические сюжеты.
Содержание игры - это содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребёнком в ходе развёртывания сюжета, моделирование социальных и межличностных отношений и жизненных событий и ситуаций. Содержание не остаётся неизменным на протяжении дошкольного детства, а развивается, отражая развитие познания ребёнком мира, — от внешних действенно-предметных сторон человеческой деятельности к её внутренним смыслам и нравственно-ценностным нормативам.
Игра становится способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря которому возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребёнка к действительности.
Д. Б. Эльконин различает следующие структурные компоненты сюжетно – ролевой игры:
замысел
;
роль;
игровые действия;
игровое употребление предметов (замещение);
реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.
Работая с младшими дошкольниками, отмечаю, что в этом возрасте дети играют одни. Игра носит предметно-манипулятивной и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.
Согласно Стандарту, в методическом пособии определены задачи педагога в развитии игровой деятельности:
обеспечить развивающую игровую предметную среду;
предоставить время, свободное от организованных взрослыми форм деятельности, в режиме дня;
создать атмосферу эмоционального комфорта и безопасности для всех детей группы, которая позволит им свободно реализовать собственные игровые замыслы.
Начинаю работу по развитию игровой деятельности с педагогической диагностики для определения направлений работы с группой детей и каждого ребенка индивидуально.
Организую работу, используя на каждом этапе развития игры следующие методы и приемы.
Этапы развития сюжетно – ролевой игры «Кухня»
Этапы
Программное содержание
Методы и приемы
1 этап
Формировать представление о профессии повара (профессиональной одежде, инструментах, профессиональных действиях)
Рассматривание иллюстрации о поваре.
Чтение художественной литературы.
Экскурсия на кухню.
2 этап
Обучение детей игровым действиям в сюжетно – ролевой игре, в соответствии с принятой ролью.
Пополнение РППС.
Внесение атрибутов к игре, рассматривание.
Рассматривание алгоритма ролевых действий повара.
Дидактическая игра «Кому что нужно?», «Что делает?»,
«Это кто?»,
Загадки-движения. Изготовление игрушек – заместителей.
3 этап
Обучение ролевому диалогу в сюжетно – ролевой игре «Кухня». Формировать умение создавать сюжет сюжетно – ролевой игры «Кухня»
Активизирующее общение взрослого с ребёнком в процессе игры.
4 этап
Финальная часть (принятие решения , определенной ритуал завершения), направленный на создание определенного эмоционального состояния, стимулирующего потребность в дальнейшей совместной деятельности,
Анализ деятельности детей:
степень активности участников и их удовлетворенность от участия в игре
особенность индивидуальных проявлений (исполнение роли, вопросы, эмоциональное состояние, реакция и т.д.);
Беседа, вопросы воспитателя детям.
Я предложила нескольким детям поиграть в игру «Кухня». Сообщила детям, что в группу приехал повар. Достала атрибуты, рассмотрела с детьми их, вместе с детьми вспомнили, как, что называется. Я попробовала дать детям самостоятельно распределить обязанности, кто кем будет работать в кафе (все дети захотели быть поваром). На начальном этапе ведущую роль взяла на себя я – роль повара, а в дальнейшем эту роль выполняли дети.
Воспитатель говорит детям, что ему – повару, только что позвонили и рассказали, о том, что дети после прогулки сильно проголодались и их нужно покормить.
Далее игра развивается по замыслу.
Процедура готовки пищи проводилась 3 раза. В процессе игры проводилась смена детьми игровых ролей. В игре выяснилось, что опыт детей достаточно беден. В ходе игры дети научились новым игровым действиям. Осуществлялись лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание было направлено на взаимодействие и вежливый ролевой диалог. Во время игры формировались такие качества как взаимопомощь, уважение друг к другу.
До и после игры была проведена беседа о соблюдении правил, взаимоотношениях играющих. Важно поощрять детей, хвалить за их успехи, рассказать детям о том, как во время игры всем было интересно.
Литература:
О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет». Методическое пособие для воспитателей.
Алгоритм игровых действий повара
Алгоритм ролевых действий повара:
Готовит свое рабочее место, следит за качеством продуктов.
Получает заказ.
Приступает к готовке заказанных блюд.
Выкладывает блюдо на тарелку.
Украшает блюдо.
Отдает готовое блюдо.