Методы и приемы стимулирования детей дошкольного возраста. | Смолина Ольга Васильевна. Работа №297651
Автор: Смолина Ольга Васильевна
В этой статье рассказывается как педагог дошкольного образовательного учреждения может стимулировать активность ребенка дошкольного возраста на занятиях в детском саду, какие нужно применять методы и приемы в различных видах деятельности. Желание быть лучшим в той или иной степени есть у каждого ребенка любого возраста. Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает наболее эффективные результаты. Главное, чтобы педагог образовательного учреждения определил границы дозволенного, озвучил моральные принципы и правила.
Методы и приемы стимулирования детей дошкольного возраста.
Педагог-психолог Смолина Ольга Васильевна
Педагоги в своей практике применяют различные способы стимулирования. Многие из них отстаивают пользу балльного оценивания и рейтинговой системы для мотивации детей. Почему же балльное оценивание не используется в дошкольной практике?
Не понимают значение отметки как способа оценки их деятельности. Часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда.
Уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).
Отрицательная отметка существенно разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам.
Таким образом, для того чтобы желание ребенка что-либо делать не уменьшилось, а наоборот, увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия на ребенка. Какие именно?
Рассмотрим наиболее применимые и важные по содержанию методы стимулирования поведения и деятельности, условно разделив их на группы: методы словесно-эмоционального воздействия и метод наглядно-практического воздействия.
Методы словесно-эмоционального воздействия:
Метод разъяснения – эмоционально-словесное воздействие на ребенка.
Для детей дошкольного возраста используются элементарные приемы и средства разъяснения типа: «Поступать нужно так
», «
Все делают так», Разъяснение применяется там и тогда, когда воспитаннику необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. В практике дошкольного воспитания разъяснение опирается на внушение, для которого характерно некритическое восприятие воспитанника педагогического воздействия. Незаметно проникая в психику
ребенка внушение
действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности.
Метод увещевания – сочетает просьбу с разъяснением и внушением.
Применяя увещевание
как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет в него веру в лучшее, в возможность достижения вы
соких результатов. О
пора на положительное, похвала, обращение к чувству достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти
безотказного действия увещевания даже в сложных ситуациях.
Метод упражнения – многократное исполнение требуемых действий.
Воспитатель создает такие условия, в которых воспитанник должен действовать и совершать те или иные поступки в соответствии с нормами и правилами поведения. Желаемый тип поведения можно сформировать, только привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности.
Метод поручений – с помощью которого воспитатель приучает ребенка к положительным поступкам.
Поручения имеют разнообразный характер, например: накрыть, убрать со стола, украсить к празднику
, выучить стихотворение…
Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников.
Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.
- Одобрение
–
простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.
-
Похвала
-
словесная, положительная оценка взрослого, направленная прежде всего на действия и поступк
и ребенка. Педагоги должны прав
ильно пользоваться этим методом, так как
дети склонны относить оценку поступков или результатов своей деятельности на себя в целом. Вместо коротких словесных оценок типа «Молодец», «Здорово», рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравиться, как ты это делаешь», «Давай, посоветуемся с другими», «Мне, кажется, что здесь ты ошибся, как ты считаешь?»
Соревнование
– один из давнишних методов стимулирования, основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.
Методы наглядно-практического воздействия.
«Паспорт воспитанника»
- представляет собой
книжку ,
на которой воспитанник пишет свое имя или рисует свой автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным видам занятости ребенка в течение дня: «Игровая деятельность», «Сон», «Самообслуживание», «Занятия». Анализируя в течение дня действия
ребенка
воспитатель ставит в паспорт печати, причем не сколько за результат, сколько за старание
. Ребенок, собравший 10 печатей получает возможность достать из «волшебной
коробки» приз
.
«Времена года»
- на шкафчик ребенка приклеивается пособие (по временам
года: осенью
– корзинка, в которую кладутся осенние листочки, зимой – елочка – елочные украшения, летом – ежик – с яблоками, весной – ваза с подснежниками). Дети стараются собрать как можно больше наград. По окончании определенного времени (заранее оговоренного) подводится итог.
«Оценочные карты»
-
на специальных картах схематически изображена последовательность действий и список детей. Каждому ребенку в соответствующую графу проставляют значки-картинки, свидетельствующие об успехе воспитанника.
Желание быть лучшим в той или иной степени имеется у каждого. Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные результаты. Имея четкие представления о цели, дети стремятся к ее достижению. Главное, чтобы воспитатель конкретно определил границы дозволенного, озвучил моральные принципы и правила.