Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и средства воспитания во внеучебной деятельности | Зуева Карина Олеговна. Работа №332842

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современное образование стоит на пороге внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Образовательное учреждение осуществляет эту деятельность и предоставляет ребёнку условия для успешного развития.

Актуальность организации внеурочной работы заключается в углубление и расширении базовых знаний и умений, которые влияют на развитие способностей, познавательного интереса, творческой активности и социальных отношений среди обучающихся. Внеучебная работа обеспечивает больше возможностей для осуществления воспитательных функций в образовательном учреждении. 

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Камышловский техникум промышленности и транспорта
Доклад на тему:
Методы и средства воспитания во внеучебной деятельности
Автор:
Зуева Карина Олеговна
Камышлов, 2023 г.ОГЛАВЛЕНИЕ
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc152872541" HYPER14ВВЕДЕНИЕHYPER13 PAGEREF _Toc152872541 \h HYPER143HYPER15
1. Сущность внеурочной деятельности в системе образованияHYPER13 PAGEREF _Toc152872542 \h HYPER145HYPER15
2. Средства и методы воспитания во внеучебной деятельностиHYPER13 PAGEREF _Toc152872543 \h HYPER148HYPER15
3. Модели внеурочной деятельности в воспитательном процессеHYPER13 PAGEREF _Toc152872544 \h HYPER1411HYPER15
4. Проверка эффективности использования средств и методов воспитания во внеучебной деятельностиHYPER13 PAGEREF _Toc152872545 \h HYPER1415HYPER15
ЗАКЛЮЧЕНИЕHYPER13 PAGEREF _Toc152872546 \h HYPER1420HYPER15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВHYPER13 PAGEREF _Toc152872547 \h HYPER1421HYPER15
ПРИЛОЖЕНИЕHYPER13 PAGEREF _Toc152872548 \h HYPER1423HYPER15
HYPER15
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование стоит на пороге внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Образовательное учреждение осуществляет эту деятельность и предоставляет ребёнку условия для успешного развития.
Методологической базой стандарта выступает Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, которая определяет воспитательную цель и базовые ценности общества. В новом стандарте воспитание выходит на первый план, поскольку гражданские, патриотические, нравственные, экологические и др. направления должны пронизывать учебный процесс и внеурочную деятельность, основывая тем самым воспитательную среду, в которой гармонично развивается личность ребенка [1].
Актуальность организации внеурочной работы заключается в углубление и расширении базовых знаний и умений, которые влияют на развитие способностей, познавательного интереса, творческой активности и социальных отношений среди обучающихся. Внеучебная работа обеспечивает больше возможностей для осуществления воспитательных функций в образовательном учреждении. В современном мире важно привлечь внимание обучающихся к учебному предмету и повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только через продуманную систему внеурочной деятельности. Вот почему внеклассная работа является важным звеном учебно-воспитательного процесса и всё ещё остается актуальной в данный момент. Но в организации воспитательного процесса бывают небольшие трудностей: не понимание ученика и учителя, конфликтные между сверстниками, не усвоение учебного материала, и поэтому использование системы внеурочной деятельности занимает особое место в планировании учебно-воспитательной работы.
Целью реферата является исследование и анализ различных подходов к воспитанию учащихся во внеучебное время, изучение эффективности использования различных методов и средств для достижения воспитательных целей.
Объект исследования: образовательный процесс в учреждении.
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности детей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Определить сущность внеурочной деятельности в системе образования;
Рассмотреть различные методы и средства воспитания во внеучебной деятельности;
Проанализировать особенности воспитания во внеучебной деятельности;
Исследовать эффективность внеучебной деятельности в процессе воспитания.
Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. К методам теоретического исследования, использованных в работе, можно отнести теоретический анализ научной и методической литературы, обобщение, описание, моделирование, анализ и синтез информации. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемого явления.
1. Сущность внеурочной деятельности в системе образования
Согласно Федеральному закону Об образовании в РФ, Согласно Федеральному закону Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ отмечается, что образование включает в себя обучение и воспитание как одно целое. Достижение всех целей современного образования, как образовательных, так и воспитательных, должно быть системным — оно достигается усилиями не только учителя на уроке, но в сочетании основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности [11].
Участие обучающихся во внеучебной деятельности направлена на воспитание в них самостоятельности, целенаправленности в действиях и поступках, развитие способностей к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
В любом учреждении внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она заключается в деятельности, осуществляемой в свободное время от учебы, и зависит от самостоятельного выбора учащегося.
Сначала определимся с тем, что такое внеурочная деятельность. В педагогике часто понятия внеурочная, воспитательная, внеучебная и внеклассная используются как синонимы. Однако это неверно, так как у каждого из этих понятий есть свой смысл, их значения пересекаются, но не совпадают. Термин воспитательная относится к целям педагогического воздействия, внеклассная - к форме организации, внеучебная определяет отношение к основному программному содержанию образования, а внеурочная – это выходе за рамки урока по форме и содержанию.
Внеучебной деятельности всегда уделялось пристальное внимание учителей, методистов и ученых. Особую роль внеучебной деятельности в развитии личности отводили Дж. Дьюи, Макаренко А. С., Шацкий С. Т., которые считали, что педагогические возможности воспитания выступают в роли средства для обеспечения развития личности обучающихся.
Внеучебная деятельность определяется Заводовой Т. Е., Лежневой Ю. А. как деятельность, которая выполняется во внеурочное время, она является необязательной для учащихся и основывается на добровольном выборе направления деятельности. Поэтому все программы внеурочной деятельности составлены с учетом интересов школьников, их работы в коллективе и общими интересами [2].
По мнению Ждановой С. В., внеучебная деятельность как часть социально-педагогической деятельности, направлена на целенаправленное использование возможностей социальной среды как дополнительного педагогического средства воздействия на личность учащегося, обеспечение условий эффективного социального воспитания, творческой самореализации, формирования социальной активности, успешного социального развития личности [3].
Авторы пособия Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Григорьев Д. В. и Степанов П. В. рассматривают внеурочную деятельность как часть коллективной жизнедеятельности группы учащихся, которая осуществляется за пределами классно-урочной организации. Такая деятельность имеет добровольный характер, гибкий подход к формированию состава участников, может организовываться по инициативе воспитанников и взрослых: педагогов, родителей, общества [4].
Независимо от вышеперечисленных терминов основное внимание во внеурочной деятельности уделяется объединению всех направлений работы со школьниками, в которых должно быть целесообразное решение задач их воспитания и социализации.
Несомненно, внеурочная деятельность связана с дополнительным образованием, цели и задачи, которых направлены на создание условий для развития творческих и познавательных интересов детей. Но в отличие от направлений дополнительного образования, где дети могут выбрать и активно включиться в освоение определенного вида творчества, двигаясь к достижению конкретного результата, внеурочная деятельность, прежде всего, помогает школьнику попробовать свои силы в разных видах деятельности вне зависимости от имеющихся способностей и перспектив достижения высоких результатов.
Формы организации внеурочной деятельности учреждение определяет самостоятельно, с учетом интересов обучающихся и их родителей. При этом рекомендуется использовать разнообразные методы организации деятельности, которые различаются целями, охватом школьников, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий.
Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие личности. Взаимосвязь результатов и методов внеурочной деятельности помогает педагогам:
разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четкими результатами;
подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение прописанных результатов;
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
оценивать качество программ внеурочной деятельности [5].
Таким образом, основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время. Роль внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению актуальных задач воспитания, обеспечивает у обучающихся развитие творческих способностей, устойчивых интересов к предметам.
2. Средства и методы воспитания во внеучебной деятельности
Метод (от греч. слова mеtоdоs – буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели определенным упорядоченным образом. Методом обучения называют способ взаимосвязанной работы преподавателя и обучаемых, а также деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Существуют различные классификации методов. Остановимся на группе методов организации и осуществления внеурочной деятельности. В данной группе методов классификация производится по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические. Авторами данной классификации являются Перовский С. И., Голант Е. Я. Строилась она по основанию источника знаний, ориентируясь на золотое правило дидактики [6].
К группа словесных методов относятся такие виды как: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию (плакаты, таблицы, картины, картины, макеты, муляжи) и демонстрацию (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных продуктов).
К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры. Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления внеурочной деятельности и сочетает в себе все ранее названные методы.
Кроме того, планируя внеурочное занятие учителю предлагается использование разнообразных активных и интерактивных методов обучения, как наиболее эффективных. Это могут быть кейс метод, проблемный метод, эвристический метод, исследовательский метод, метод мыслительной обработки данных (анализ и выделение главного, сравнение, аналогия, синтез, обобщение, конкретизация, доказательство, определение и оценка), различные практические работы (лабораторные работы, эксперимент, работа в мастерских, опыты), методы исследовательской работы обучающихся [7].
Средства внеурочной деятельности — это те средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
1)беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
2)упражнение,
3)поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
4)методы игры в различных вариантах,
5)составление плана и т. д.
Данные мероприятия имеют положительное влияние и формируют позитивное мнение обучающихся и родителей на внеучебную деятельность. Стоит обратить внимание на систему с обучающимися, которая должна происходит в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами ОУ. Также во время занятий следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы влияют на развитие компетентности у каждого обучающегося.
Средствами развития личности во внеурочной деятельности являются:
- материал и задания, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру;
- технология проблемного диалога на этапе изучения материала;
- работа в малых группах и т.д.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения основных общеобразовательных программ, таких как:
- осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
- умение давать оценку своим действиям;
- ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
- осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
- умение выражать собственное мнение и т. д.
Все эти методы и средства используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности. Внеурочная деятельность предоставляет возможность подростку не только свободы выбора, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Таким образом, учитель должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих методов работы. В частности, следует осознавать, что в разных методах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воспитания.
3. Модели внеурочной деятельности в воспитательном процессе
Рассмотрение моделей внеурочной деятельности считается необходимым начать с уточнения понятия модель. Классик Е. Б. Евладова подчеркивает: В образовании модель рассматривается прежде всего как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями [8].
Общеобразовательным учреждениям для ознакомления и первичного анализа предлагаются модели внеурочной деятельности, основание выбора и примерные названия которых представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Моделирование внеурочной деятельности
Основание выбора моделей
Модели внеурочной деятельности
Условия организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, соответствующие целями внеурочной деятельности
Модель организации общеобразовательным учреждением внеурочной деятельности самостоятельно на базе самого образовательного учреждения (внутри школьная)
Модель организации общеобразовательным учреждением внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (учреждения дополнительного образования, культуры и спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя)
Модель организации внеурочной деятельности на базе общеобразовательного учреждения (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная)
Внутренняя модель организации внеурочной деятельности реализует в учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов, разрабатывает и осуществляет механизм координации, определяет из числа их работников организации и проведения внеурочной деятельности, находит оптимальные формы её реализации, рассчитывает источник финансирования внутри фонда оплаты труда.
Внешняя модель организация внеурочной деятельности реализуется в образовательном учреждении при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений (например, социальных партнеров). Механизмами координации внеурочной деятельности в этом случае могут быть договоры о совместной деятельности, в которых согласуются кадровые, финансовые, организационные, методические и иные условия взаимодействия. При этом образовательное учреждение является для своих партнёров основным заказчиком услуг, поскольку реализуемые за его пределами программы внеурочной деятельности должны обеспечивать выполнение программы данного учреждения.
Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие образовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой – заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. В условиях смешанной модели учреждение организует внеурочную деятельность с опорой на точный анализ собственных ресурсов, возможностей их восполнения за счёт других учреждений, на основе чего и разрабатывается механизм взаимодействия, отвечающий потребностям реализации программ внеурочной деятельности [9].
Для реализации любой модели воспитания используются разнообразные формы организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Например: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями [10].
В образовательных учреждениях чаще всего используются следующие формы организации внеурочной деятельности:
Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Его можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Клуб - форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.
Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:
специфические образовательные задачи;
принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;
ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;
демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений. Это место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений.
Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды).
Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою школу - производство учеников, последователей.
Таким образом, вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Все формы внеурочной деятельности должны найти своё место на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и модели внеурочной деятельности.
4. Проверка эффективности использования средств и методов воспитания во внеучебной деятельности
Согласно ФГОС, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, а воспитание рассматривается как миссия образования. Основным документом, регламентирующим организацию внеурочной деятельности, является разработанная основная образовательная программа, на основании которого разрабатываются учебные планы по ступеням, состоящие из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
По общепринятым правилам внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, реализуются по выбору учащихся и родителей. Объем внеурочной деятельности на одного обучающегося составляет 10 часов в неделю. Расписание урочной и внеурочной деятельности организуется согласно составленному расписанию и утвержденному директором учреждения.
В этом учебном году наша школа работает по оптимизационной модели. Она объединяет все виды деятельности, в которых решается задача воспитания и социализации детей. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его форм и методов проведения внеурочной деятельности.
Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа. В июне, а затем в августе учителями был проведён мониторинг родителей с целью выявления направлений внеурочных занятий.
По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а учителями были составлены планы внеурочной деятельности по своему направлению (см. Приложение А).
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию образовательной программы учреждения. Тематический план занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей, и реализуется посредством различных форм организации: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.
Для реализации внеурочной деятельности составляются рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в образовательной программе. Для составления рабочих программ используют специальную структуру (см. Приложение Б).
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде, школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности использования методов и средств воспитания во внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС в школе разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся:
Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных достижений.
Результативность работы системы внеурочной деятельности определяется через диагностику обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекты, конференции, практические работы, самооценка, наблюдения).
Целью диагностики является определение эффективности использования определенных методов и средств воспитания во внеурочной деятельности. Делается это для того, чтобы обнаружить и решить проблемы, существующие во внеурочной сфере, проанализировать, обобщить и распространить позитивный опыт использования методов и средств воспитания.
Первый предмет диагностики – это личность самого воспитанника.
Портфолио школьника
Наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам.
Анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.
Второй предмет диагностики – детский коллектив
Диагностическая методика А. Н. Лутошкина Какой у нас коллектив
Методика социометрии.
Третий предмет диагностики – профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика.
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности (см. Приложение В).
Проведенный в учреждении мониторинг эффективности показал, что нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствоваться, шире использовать методы и средства воспитания.
Мы пришли к выводу, что успешность организации внеурочной деятельности во многом зависит от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, педагогов, воспитателей, обучающихся и их родителей (законных представителей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Огромное значение для обучающихся имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу, ответственность и открытость. Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных методов и средств, но и чёткости, выразительности организационных форм воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности позволил сделать следующий вывод: главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию внутреннего потенциала, его природных сил и возможностей. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке, поэтому внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности навыки работы с разными средствами развиваю у обучающихся умение планировать, анализировать и обобщать.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы – это специальная подготовка педагогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: Просвещении, 2014.
Лежнева Ю. А. Методическая работа в школе / Ю. А. Лежнева, С. В. Тарадайко – Минск: Красико-Принт, 2008.
Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262).
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014.
Попова, И. Н. Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №33-1. URL: https://сybеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/аktuаlnyе-аspеkty-оrgаnizаtsii-vnеurосhnоy-dеyаtеlnоsti-uсhаsсhihsyа-v-uslоviyаh-rеаlizаtsii-fgоs (дата обращения: 05.12.2023).
Околелов О. П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога: справочник – ДиректМедиа, 2015. – 272 с. – [Электронный ресурс] –https://е.muiv.ru/librаry.php?bооk_id=145689
Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения // Изд-во ТетраСистемс, 2013г.
Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал Воспитание школьников. – 2012. – №4.
Баранова А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А. В. Кисляков. – М.: Просвещение, 2015.
Астахова, Н. И. Технологии внеурочной деятельности обучающихся / Н. И. Астахова, Л. Н. Гиенко, Л. Г. Куликова, Маланичева А. В. – Барнаул : АлтГПУ, 2019. – 193 с. – ISBN 978-5-88210-945-4. – URL: https://librаry.аltspu.ru/dс/pdf/shаtаlоvа4.pdf (дата обращения: 12.11.2023).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) Об образовании в РФ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Примерный план внеурочной деятельности
Название курса
Направление внеурочной деятельности
Кол-во часов
Решаемые задачи
Маршруты родного города
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное
социальное
спортивно-оздоровительное
1
Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества
Мой край
1
Народные игры: лапта
духовно-нравственное;
социальное
спортивно-оздоровительное
1
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Школа чемпионов
1
Подарки своими руками
духовно-нравственное;
общекультурное
0,5
Воспитание бережного отношения к результатам человеческого труда, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности
Волшебные узоры
0,5
Сайт моего класса
общеинтеллектуальное
общекультурное
социальное
1
Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме
Занимательная физика
духовно-нравственное;
социальное
общеинтеллектуальное
0, 5
Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомство с различными видами человеческой деятельности, возможность раннего выявления интересов и склонностей
Занимательная химия
0, 5
Живая планета
0, 5
Живая классика
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное
общекультурное
0, 5
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Компьютерная анимация
1
В мире книг (смысловое чтение)
общеинтеллектуальное
социальное
общекультурное
1
Овладение аналитическим чтением, формирование способности читать информацию, которая предоставлена нам окружающим миром
Итого
10
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Структура программы внеурочной деятельности

Структура программы
Содержание структурных компонентов программы
1
Титульный лист
Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
Название города.
Год создания программы.
2
Пояснительная записка
Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
• актуальность, практическая значимость;
• связь с уже существующими по данному направлению программами;
• вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
• новизна (для претендующих на авторство).
2. Цель и задачи программы. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Отличительные особенности программы:
• базовые теоретические идеи; ключевые понятия;
• этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных занятий.
4. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).
3
Учебно -
тематический
план
Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.
4
Содержание программы
Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
• ее название;
• основные узловые моменты;
• формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.
5
Методическое обеспечение
программы
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
• Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.
• Перечень дидактических материалов.
• материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).
6
Список литературы
Приводятся два списка литературы:
- используемая педагогом для разработки; программы и организации образовательного процесса;
- рекомендуемая для детей и родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Мониторинг компетентностей обучающихся
Компетенции ученика
Показатели
Методический инструментарий
Сформированность познавательного потенциала личности обуч-ся и особенности мотивации.
1.Познавательная активность обуч-ся.2. Произвольность психических процессов.3. Эмоциональное состояние (уровень тревожности)
1. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка.2. Педагогическое наблюдение.3. Оценка уровня тревожности Филипса Шкала тревожности.
Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива.
1. Коммуникабельность
2. Знание этикета.
3. Комфортность ребёнка
4. Совместная деятельности.
5. Взаимодействие со взрослыми, родителями, педагогами.
6. Соблюдение социальных и этических норм.
1.Методика выявления коммуникативных склонностей обуч-ся.2. Педагогическое наблюдение.3. Методика А.А.Андреева Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью.4. Методики Наши отношения, Психологическая атмосфера в коллективе. 5. Анкета Ты и твоя школа.6. Наблюдения педагогов.
Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося.
1. Нравственная направленность личности.2. Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. 3.Развитость чувства прекрасного.
1. Тест Н.Е.Щурковой Размышляем о жизненном опыте.2. Наблюдения педагогов3. Изучение документации
4. Мониторинг общего поведения
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×