Методы и стратегии формирования универсальных учебных действий у младших школьников | Соловьева Елена Васильевна. Работа №342699
Аннотация. Статья рассматривает методы и стратегии формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников. УУД являются основой для формирования ключевых компетенций, необходимых в процессе обучения и в жизни. Рассматриваются различные подходы к организации учебного процесса, направленные на развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных учебных действий. Особое внимание уделяется практическому применению методов и их интеграции в образовательный процесс.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, младшие школьники, методы обучения, регулятивные действия, коммуникативные действия, личностные действия, образовательный процесс.
МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Соловьева Елена Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 34
Аннотация. Статья рассматривает методы и стратегии формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников. УУД являются основой для формирования ключевых компетенций, необходимых в процессе обучения и в жизни. Рассматриваются различные подходы к организации учебного процесса, направленные на развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных учебных действий. Особое внимание уделяется практическому применению методов и их интеграции в образовательный процесс.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, младшие школьники, методы обучения, регулятивные действия, коммуникативные действия, личностные действия, образовательный процесс.
Формирование универсальных учебных действий является одной из ключевых задач в начальной школе. УУД помогают ученикам овладевать способами самостоятельного познания, способствуют развитию мышления и творческих способностей, а также помогают в самоорганизации и социализации. Учебные действия подразделяются на четыре основные группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Развитие этих компетенций — важный аспект воспитания успешного и активного ученика.
Универсальные учебные действия представляют собой набор ключевых навыков, которые позволяют школьнику эффективно учиться и адаптироваться к разным видам деятельности.
К познавательности относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование и другие виды интеллектуальной деятельности. Эти действия развивают у детей способность к самостоятельному поиску информации, анализу и применению полученных знаний на практике.
Регулятивные действия включают в себя целеполагание, планирование, контроль и коррекцию. Они помогают учащимся управлять своим учебным процессом, ставить цели и корректировать свои действия в зависимости от результата.
К коммуникативным действиям относятся умения взаимодействовать с окружающими, слушать, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, а также работать в группе.
Личностные УУД направлены на развитие у школьников самооценки, осознания собственных возможностей, нравственного и эстетического воспитания.
Формирование УУД требует комплексного подхода и разнообразных методов. Основное внимание уделяется тому, как организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети развивали не только предметные знания, но и универсальные навыки.
Метод проблемного обучения направлен на развитие познавательных и регулятивных действий. Учитель создаёт учебную проблему, которую ученики решают самостоятельно или в группах. Проблемное обучение развивает у детей умение самостоятельно находить решения, анализировать и обобщать информацию.
Проекты способствуют развитию всех видов УУД, так как дети работают над задачей в течение определённого времени, исследуют проблему, планируют свои действия, выполняют задания и представляют результаты. Проектная работа особенно эффективно развивает регулятивные и коммуникативные умения, так как учащиеся учатся планировать работу и взаимодействовать друг с другом.
Игровые методы особенно эффективны в начальной школе. Через игры дети учатся ставить цели, решать задачи, работать в команде. Они также развивают коммуникативные и познавательные УУД. Например, сюжетные ролевые игры помогают развивать творческое мышление, воображение и коммуникацию.
Работа с различными текстами и информационными материалами способствует развитию познавательных и регулятивных действий. Чтение с последующим анализом, постановкой вопросов и обсуждением помогает развивать навыки мышления, сравнения, синтеза и умения выражать свои мысли.
Метод дискуссий и диалогов помогает развивать коммуникативные УУД, обучая детей аргументировать свою точку зрения, слушать других и строить свою речь. Важную роль играет формирование навыков взаимодействия, коллективного принятия решений.
Для формирования УУД необходимо не только выбирать соответствующие методы обучения, но и внедрять стратегии, направленные на активное включение детей в учебный процесс.
Для того чтобы дети могли овладевать УУД, важно, чтобы учитель интегрировал эти навыки в содержание урока. Например, на каждом уроке необходимо выделять этапы целеполагания, планирования и рефлексии. Это помогает обучающимся осознать свои действия и развивать способность к самостоятельной организации.
Рефлексия — это важная часть формирования УУД. В конце урока важно задавать детям вопросы: «Что вы узнали?», «Что было сложно?», «Как можно улучшить работу?». Это помогает развивать регулятивные УУД, особенно умение анализировать свою деятельность.
Работа в малых группах развивает коммуникативные УУД, а также учит детей работать в команде, договариваться, планировать свои действия совместно с другими. Групповая работа также способствует развитию навыков лидерства и ответственности.
Примером практической реализации методов формирования учебных действий может служить проектная работа на тему «Моя малая родина». Ученики исследуют историю и культуру своего региона, анализируют информацию, работают в группах над созданием макета города или презентации о памятниках архитектуры. Такая работа требует применения всех видов УУД: регулятивных (планирование и контроль), познавательных (анализ и синтез информации), коммуникативных (совместная работа), личностных (формирование гражданских качеств и самооценки).
Так, формирование универсальных учебных действий у младших школьников — это процесс, требующий постоянного внимания и планирования со стороны учителя. Использование разнообразных методов и стратегий позволяет учащимся не только успешно усваивать учебный материал, но и развивать ключевые компетенции, которые необходимы для дальнейшего обучения и жизни. Важно, чтобы каждый урок был направлен на развитие не только знаний, но и навыков, способствующих всестороннему развитию ребёнка.
Список литературы
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014 – 251 с.
Зимнякова
И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников / И.Ю.
Зимнякова
// Наука и образование: новое время. 2015, № 1 — с. 532-534.