Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и техники коррекционной работы с агрессивными подростками | Исаева Ирина Михайловна. Работа №342335

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  Статья посвящена рассмотрению методов и техник коррекционной работы с агрессивными подростками. Проблема агрессии среди подростков требует комплексного подхода и применения разнообразных психологических инструментов, направленных на осознание своих эмоций, развитие навыков управления агрессией и социальной адаптации. Приводятся примеры методов, таких как арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и тренинги эмоциональной регуляции, а также техники работы с семьей подростка.

Ключевые слова: агрессия, коррекционная работа, подростки, арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, эмоциональная регуляция, социальная адаптация.

Методы и техники коррекционной работы с агрессивными подростками

 

Исаева Ирина Михайловна, педагог-психолог

МКОУ «Прокоп - Салдинская средняя общеобразовательная школа»

 

Аннотация.  Статья посвящена рассмотрению методов и техник коррекционной работы с агрессивными подростками. Проблема агрессии среди подростков требует комплексного подхода и применения разнообразных психологических инструментов, направленных на осознание своих эмоций, развитие навыков управления агрессией и социальной адаптации. Приводятся примеры методов, таких как арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и тренинги эмоциональной регуляции, а также техники работы с семьей подростка.

Ключевые слова: агрессия, коррекционная работа, подростки, арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, эмоциональная регуляция, социальная адаптация.

 

Агрессивное поведение у подростков является одной из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и психологи. Этот период развития характеризуется повышенной эмоциональной неустойчивостью, конфликтностью и стремлением к самоутверждению. Агрессия у подростков может проявляться в виде физического насилия, словесных оскорблений, проявлений жестокости, что создаёт серьезные трудности как для самого подростка, так и для его окружения. Коррекционная работа с агрессивными подростками требует внимательного и многоуровневого подхода, который включает работу не только с самими подростками, но и с их семьями и школьной средой.

Одним из ключевых методов коррекционной работы является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которая направлена на осознание подростком своих агрессивных мыслей и поведения, а также обучение контролю над ними. КПТ помогает подростку распознавать триггеры агрессии, заменять агрессивные реакции более адаптивными и учиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях. Например, в процессе коррекционной работы с агрессивным подростком можно предложить вести «дневник гнева», где он будет записывать моменты, когда испытывал агрессию, анализировать причины и обдумывать альтернативные способы реакции.

Другой эффективной техникой является тренинг эмоциональной регуляции. Подросткам важно научиться понимать, что агрессия это естественная эмоция, которую можно контролировать. В ходе тренингов подростки учатся различать свои эмоции и выражать их социально приемлемыми способами. Например, вместо крика или физической агрессии, подростки могут использовать техники глубокого дыхания, счет до десяти или визуализацию успокаивающих образов. Важно также обучать подростков навыкам ассертивного поведения умению выражать свои мысли и чувства открыто, но без агрессии.

Арт-терапия является ещё одним важным методом работы с агрессивными подростками. Этот метод позволяет подросткам выражать свои негативные эмоции через творчество рисование, лепку, музыкальное творчество и другие формы искусства. Арт-терапия помогает подросткам, испытывающим трудности с вербализацией своих чувств, безопасно выпускать агрессию и стресс. Например, психолог может предложить подростку нарисовать ситуацию, в которой он чувствовал себя агрессивно, а затем проанализировать этот рисунок вместе, что поможет подростку осознать свои эмоции и лучше контролировать их.

Игровая терапия также может быть полезна в работе с агрессивными подростками. В ходе терапевтических игр подростки могут проигрывать различные социальные сценарии, учиться взаимодействовать с окружающими и решать конфликты без применения агрессии. Например, в игре «Решение конфликтов» подростки могут разыгрывать различные конфликтные ситуации и находить мирные пути их разрешения. Это помогает им перенести полученные навыки в реальную жизнь и справляться с конфликтами в школе и семье.

Техники коррекционной работы с агрессивными подростками должны включать и работу с их семьей. Агрессия подростка часто является следствием проблем в семейной среде это может быть недостаток внимания, конфликты в семье или гиперопека. Работа с родителями должна быть направлена на улучшение семейной коммуникации, обучение родителей позитивным методам воспитания и создание в семье поддерживающей атмосферы. Например, родителям могут предложить обучение техникам активного слушания, которые помогут лучше понимать подростка и предотвращать конфликты.

Важно также учитывать индивидуальные особенности подростка при выборе методов коррекционной работы. Некоторые подростки более открыты к вербальным методам работы, таким как КПТ, в то время как другим легче выражать свои эмоции через творчество. Комплексный подход к коррекции агрессии у подростков должен включать сочетание различных методов, чтобы максимально эффективно помочь подростку преодолеть трудности.

Примером успешного применения этих методов может служить случай подростка, который проявлял агрессию в отношении одноклассников и часто вступал в конфликты в школе. После нескольких сеансов КПТ, где подросток учился осознавать свои агрессивные мысли и заменять их на позитивные, он стал меньше конфликтовать. Дополнительно использовалась арт-терапия, где подросток через рисунки выражал свои эмоции. Со временем, благодаря работе с педагогом-психологом и родителями, подросток научился контролировать свои агрессивные импульсы и стал лучше справляться с конфликтами в школе.

Таким образом, коррекционная работа с агрессивными подростками требует системного подхода и использования различных методов и техник. КПТ, тренинги эмоциональной регуляции, арт-терапия и работа с семьей это лишь некоторые из инструментов, которые помогают подросткам лучше понимать свои эмоции и научиться контролировать агрессию.

 

Список литературы

Власова

,

Т

.

И

.

Коррекция

агрессивного

поведения

современных

подростков

(

из

опыта

работы

) /

Т

.

И

.

Власова

,

Г

.

Б

.

Килина

.

Текст:

непосредственный

//

Молодой

ученый

.

2021.

40 (382).

С

. 173-174.

Истрофилова

,

О

.

И

.

Организация

работы

с

агрессивными

детьми

и

подростками:

учебное

пособие

.

Нижневартовск

:

НВГУ

, 2020.

250

с

.

Сорокина

,

И

.

Р

.

Агрессивное

поведение

в

подростковом

возрасте

и

методы

коррекции

/

И

.

Р

.

Сорокина

,

О

.

О

.

Григорьева

.

Текст:

непосредственный

//

Молодой

ученый

.

2016.

9 (113).

С

. 1041-1043.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X