Методы интеграции логоритмики в музыкальные занятия в детском саду | Титова Евгения Владимировна. Работа №352256
Аннотация: В статье рассматриваются методы интеграции логоритмики в музыкальные занятия в детском саду. Логоритмика представляет собой уникальное направление, направленное на развитие речи и музыкальных способностей у детей. В статье акцентируется внимание на значении этого метода в воспитательном процессе, его применении для улучшения моторики, координации и слухового восприятия, а также на формировании у детей музыкальных навыков через движения. Описаны основные способы интеграции логоритмики в музыкальные занятия, предложены конкретные примеры упражнений и игр. Статья предназначена для музыкальных руководителей, педагогов и всех тех, кто занимается развитием детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: логоритмика, музыкальные занятия, детский сад, интеграция, речь, музыка, моторика, координация, слуховое восприятие, педагогические методы.
Титова Евгения Владимировна, музыкальный руководитель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2048
Аннотация: В статье рассматриваются методы интеграции логоритмики в музыкальные занятия в детском саду. Логоритмика представляет собой уникальное направление, направленное на развитие речи и музыкальных способностей у детей. В статье акцентируется внимание на значении этого метода в воспитательном процессе, его применении для улучшения моторики, координации и слухового восприятия, а также на формировании у детей музыкальных навыков через движения. Описаны основные способы интеграции логоритмики в музыкальные занятия, предложены конкретные примеры упражнений и игр. Статья предназначена для музыкальных руководителей, педагогов и всех тех, кто занимается развитием детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: логоритмика, музыкальные занятия, детский сад, интеграция, речь, музыка, моторика, координация, слуховое восприятие, педагогические методы.
Современные образовательные практики в дошкольных учреждениях требуют применения инновационных и комплексных методов, которые способствуют всестороннему развитию детей. Одним из таких методов является логоритмика, которая, несмотря на свою относительную новизну, зарекомендовала себя как эффективное средство для развития не только речи, но и музыкальных и двигательных навыков. В интеграции логоритмики в музыкальные занятия кроется огромный педагогический потенциал, способствующий гармоничному развитию дошкольников.
Логоритмика – это методика, которая сочетает в себе элементы музыкальной и речевой активности, направленные на развитие речи через музыкальные и двигательные упражнения. В основе логоритмики лежит идея о том, что через движение и музыку можно значительно улучшить артикуляцию, произношение, слуховую и двигательную координацию у детей. Данный подход включает в себя работу с голосом, ритмическими движениями и координацией, что помогает не только улучшить речевую деятельность, но и развить музыкальное восприятие, моторные навыки и чувство ритма.
Когда мы говорим о применении логоритмики в музыкальных занятиях, важно понимать, что это не просто совмещение музыки и движений, а метод, который позволяет гармонично соединить элементы двигательной активности и речевых упражнений. Это дает музыкальному руководителю уникальные возможности для работы с детьми дошкольного возраста, так как позволяет задействовать сразу несколько каналов восприятия: слуховой, двигательный и зрительный. Интеграция логоритмики в музыкальные занятия направлена на развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, а также на улучшение артикуляции, дикции и речевого дыхания.
Методы логоритмики в музыкальных занятиях строятся на ритмичных движениях, которые сопровождаются речевыми упражнениями или пением. Например, можно использовать такие элементы, как простые танцевальные движения, которые дети выполняют под музыку, а также совместить их с упражнениями на дыхание, артикуляцию или произношение. Такое сочетание различных видов деятельности помогает детям развивать не только физическую координацию, но и речевую активность, что особенно важно в возрасте от трех до семи лет.
Одним из важных аспектов использования логоритмики является внимание к индивидуальным особенностям детей. В рамках музыкальных занятий с логоритмическим уклоном необходимо учитывать возрастные и личностные характеристики каждого ребенка, его уровень физической и речевой подготовки. Это позволит создать для ребенка комфортные условия для освоения новых навыков и развить его творческие способности.
Примером простого, но эффективного упражнения является использование тактильных и слуховых сигналов для развития чувства ритма. Например, педагог может предложить детям выполнять простые движения руками или ногами в такт музыке, одновременно проговаривая слова или фразы, которые соответствуют этому движению. Такое упражнение помогает детям не только развить чувство ритма, но и улучшить произношение и координацию движений. Важно, чтобы эти упражнения были простыми и доступными для детей разного возраста и уровня подготовки.
Другим примером интеграции логоритмики в музыкальные занятия может быть использование песни с движениями, которые дети должны выполнять в процессе пения. Например, можно взять простую песню и добавить к ней движения, которые соответствуют тексту песни. Это не только способствует развитию слуха, но и помогает детям запомнить текст песни, улучшить артикуляцию и развить физическую координацию. Важно, чтобы движения были легкими, игривыми и легко воспринимаемыми детьми. Также можно использовать игровые формы, например, попросить детей представить, что они поют песню с помощью движений тела, а не только через голос.
Для более сложных упражнений можно предложить детям игровые ситуации, в которых они выполняют действия в соответствии с ритмическими паттернами. Например, в процессе игры Маленькие шаги дети могут выполнять различные движения в такт музыке, меняя их в зависимости от темпа и характера произведения. Эти упражнения позволяют детям не только развивать музыкальные и двигательные навыки, но и улучшать речевое восприятие, так как в процессе игры важно произносить слова четко и согласованно с ритмом.
Еще одним важным моментом является использование логоритмических упражнений для развития вокальных навыков. В процессе пения дети могут одновременно работать над развитием дыхания, артикуляции, а также учиться координировать движения рук и тела с музыкальными фразами. Это позволяет детям не только научиться петь, но и почувствовать музыку всем телом. Важным элементом таких занятий является правильное дыхание, которое развивается через различные логоритмические упражнения, такие как дыхание через нос, дыхание через живот или дыхание в ритм.
Преимущества интеграции логоритмики в музыкальные занятия заключаются в том, что она позволяет создать живую, динамичную атмосферу, в которой дети могут активно участвовать, экспериментировать и развивать свою креативность. Кроме того, такие занятия способствуют улучшению физического здоровья детей, так как включают элементы двигательной активности, которые развивают моторику, гибкость, силу и координацию.
Важно отметить, что успех применения логоритмики в музыкальных занятиях зависит от творческого подхода педагога. Использование разнообразных музыкальных инструментов, ритмических упражнений, активных игр, пения с движениями и других методов позволяет создавать для детей уникальную образовательную среду, в которой музыкальное восприятие сочетается с речевым развитием и физической активностью.
Интеграция логоритмики в музыкальные занятия в детском саду помогает не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка, укрепляя его уверенность в собственных силах, улучшая координацию и обогащая эмоциональный опыт. Применяя этот метод, педагоги могут достигнуть более глубоких и многогранных результатов, которые будут способствовать развитию детей на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном, физическом и творческом.
Таким образом, методы интеграции логоритмики в музыкальные занятия дают музыкальным руководителям инструменты для создания комплексных и увлекательных программ, способных развивать как индивидуальные, так и коллективные навыки детей. В результате таких занятий дети не только учат музыку, но и учат жизнь, научаются взаимодействовать с окружающими, выражать свои эмоции, развивают творческие способности, что является основой гармоничного развития личности в раннем детстве.
Список литературы
Ефремова И. В. Логоритмика как средство развития музыкальных способностей у детей с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной организации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logoritmika-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalnyh-sposobnostey-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy
Новоторцева Н.В., Анисимова Г.И. Системный подход в использовании музыки на логоритмическихческих занятиях с дошкольниками // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-ispolzovanii-muzyki-na-logoritmicheskihcheskih-zanyatiyah-s-doshkolnikami
Рокош Л.И. Приемы логоритмики как элемент музыкального занятия в ДОО // Глобус. 2019. №6 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-logoritmiki-kak-element-muzykalnogo-zanyatiya-v-doo