Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы кейс-технологии. Технология работы с кейсом в учебном процессе | Звегильская Татьяна Викторовна. Работа №337886

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современная система образования ориентирована на практическое применение полученных умений и навыков.

Для решения этих задач можно использовать кейс-технологию. Эта технология обучения не новая. Она возникла в школе бизнеса Гарвардского университета и заключалась в следующем: студенты на занятиях рассматривали сложные ситуации, в которых когда-то действительно оказывались сотрудники тех или иных фирм. Задачей было познакомить учащихся с практической деятельностью, а также научить высказывать своё мнение, анализировать различные точки зрения, аргументировать свои ответы. 

Методы кейс-технологии. Технология работы с кейсом в учебном процессе. Примеры кейсов

Образовательные технологии не стоят на месте. Раньше учителя старались внедрять новые интересные формы занятий ближе к старшей школе, сейчас же стоит вопрос о том, как заинтересовать учащихся начальной школы. Это обусловлено стремительным технологическим прогрессом и тем фактом, что дети гораздо раньше приобретают навык владения всевозможными гаджетами, поиском информации в интернете.

Активизировать познавательную деятельность школьников становится всё сложнее. Это актуальная проблема.

Современная система образования ориентирована на практическое применение полученных умений и навыков.

Для решения этих задач можно использовать кейс-технологию. Эта технология обучения не новая. Она возникла в школе бизнеса Гарвардского университета и заключалась в следующем: студенты на занятиях рассматривали сложные ситуации, в которых когда-то действительно оказывались сотрудники тех или иных фирм. Задачей было познакомить учащихся с практической деятельностью, а также научить высказывать своё мнение, анализировать различные точки зрения, аргументировать свои ответы. 

Студенты, которые сталкивались с разбором реальных ситуаций во время учёбы, становились более эффективны в своей профессиональной деятельности. 

Со временем кейс-технологии перекочевали в старшую школу, потом в – среднюю школу и сейчас активно внедряются в образовательный процесс начальной школы. Эта тенденция связана в первую очередь с необходимостью формирования у обучающихся коммуникативных УУД.

В России кейс-технологии ещё называют методом анализа конкретных ситуаций или ситуационными задачами.

Метод конкретных ситуаций или кейс-технология – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Подразумевается, что обучающиеся должны изучить ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейс основывается на реальном фактическом материале и приближен к реальной жизненной ситуации.

Конечно, для того чтобы работать с кейсами, учителю необходимо больше времени на подготовку. Ведь нужно продумать реальную ситуацию, которую можно взять за основу, адаптировать её к возрастным особенностям учащихся, сделать её максимально доступной для всех учеников и в то же время органично соединить кейс с темой урока и преподаваемым материалом. 

В кейс-технологии используются следующие методы:

метод инцидентов;

метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

ситуационно-ролевая игра;

метод дискуссии;

метод

кейс-стадии

.

Рассмотрим особенности каждого метода.

Метод инцидентов

Это ключевой метод в кейс-технологии. В центре внимания находится процесс получения информации. Его цель – поиск информации самим учеником и, как следствие, обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом. Обучающиеся получают часть кейса в письменной или устной форме по модели «что-то случилось» или «что-то произошло».

Преимущество этого метода в том, что дети выполняют задания на практике и, соответственно, лучше усваивают материал. Однако, если в старшей школе применить данный метод не составит большого труда (школьники в этом возрасте уже способны дискутировать на серьёзные темы, рассматривать реальные ситуации), то в начальной школе предложенная ситуация должна быть настолько исключительной, чтобы заинтересовать учащихся. Это вызывает определённую трудность, ведь учителю необходимо создать такую атмосферу, чтобы ученику захотелось решить проблему, которая встала перед ним.

Например, возьмём тему урока «Способы размножения растений» по дисциплине «Окружающий мир». 

Описание ситуации:

Дети находят под дверью класса конверт с письмом (лучше заранее подсунуть конверт под дверь, пока дети находятся, к примеру, на уроке физкультуры) от инопланетян, населяющих вымышленную планету. Случилось следующее: из-за того, что жители планеты загрязняли природу, все растения на планете исчезли. Поэтому инопланетяне просят учеников помочь им размножить те образцы, что у них остались.

Реализация: в течение урока дети, объединившись в группы, добывают информацию из заранее подготовленных учителем источников (учебник, распечатки для каждой группы, интернет и т.д.), затем делятся друг с другом полученными знаниями. 

Результат работы: каждая группа пишет письмо для инопланетян о том способе размножения растений, который она изучала. Таким образом дети закрепляют пройденный материал.

Предлагаю вам пример кейса для начальной школы. (Окружающий мир, 2 класс. Тема: «Грибы».)

Мухомор

В этом году Лена пошла в лес, чтобы набрать грибов и порадовать маму. Дождь только прошел, и все грибы как будто ждали встречи с людьми. Они блестели, показывая свои чистые шляпки. Скоро девочка нашла красивые грибы. У них были шляпки красного цвета, усыпанные белыми точками. Потом мне встретились грибочки с коричневыми шляпками. Придя домой, Лена почистила, вымыла грибочки, как это делала мама, сварили суп. Лена так хотела порадовать маму. Вечером девочка угощала родителей грибным супом. Через некоторое время всем членам семьи стало плохо. У всех закружилась голова, заболел живот. Мама успела вызвать скорую помощь. Они все оказались в больнице. Врачам чудом удалось нас спасти. После выздоровления Лена начала изучать грибы. Прочитала много книг о них и узнала много интересного и полезного.

· Русское, а также характерное для большинства славянских языков название «мухомор» возникло из-за массового использования мухомора красного в качестве средства против мух. Первоначально оно относилось только к мухомору красному, а позже было распространено на весь род.

· Шляпка у гриба мясистая, иногда более тонкая, может быть с бугорком, легко отделяется от ножки. Кожица различных оттенков белого, красного и зелёного цветов, обычно покрыта различными лоскутами или хлопьями. Край шляпки гладкий или рубчатый. Ножка цилиндрическая, обычно прямая, часто расширенная в основании. Мякоть белая, у некоторых видов окрашивается на срезе, с запахом или без.

· Большинство мухоморов несъедобны или сильно ядовиты, есть опасные смертельно ядовитые виды, которые иногда путают со съедобными грибами (бледная поганка, мухомор вонючий). Общеизвестный мухомор красный, кроме средней токсичности, обладает также галлюциногенным действием.

· Небольшое число видов мухомора съедобны. Например, обычный в лесах средней полосы мухомор серо-розовый.

· Мухоморы приподнимают края своей шляпки, образуя чашечку - блюдечко. В это «блюдечко» набирается дождевая вода и через некоторое время становится ядовитой для насекомых, которые прилетают утолить жажду.

· Мухомор обладает токсичными возбуждающими свойствами. Древние викинги - великие завоеватели - перед боем выпивали отвар красных мухоморов. Это приводило их в сильное нервное возбуждение. Сражаясь одновременно двумя мечами, они не чувствовали усталости и боли и бились особенно яростно.

· Опытный грибник знает, что мухомор ядовитый гриб, поэтому он никогда его в корзинку не положит. Но мухомор служит для нас указателем. Рядом с ним чаще всего растут хорошие грибы - подосиновики и белые грибы. Я всегда рядом с ним нахожу белые грибы.

· Мухомор обожают животные: слизни, белки, некоторые птицы, например сорока. Лоси, коровы, олени лечатся от глистов.

· Грибница мухомора, посаженная в землю, оплетает корешки деревьев и снабжает их водой и другими веществами, необходимыми для жизни.

· В пленке красного мухомора содержится вещество, которое тормозит развитие опухолей. Из мухомора получают лекарственные препараты, например, для людей страдающих головными болями, хронической ангиной.

Так как вы считаете, ребята, нужно ли уничтожать мухоморы? Вредны мухоморы или полезны?

Метод разбора деловой корреспонденции

Этот метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации или проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов. Цель ученика – занять позицию человека, ответственного за работу с входящими документами и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. 

Данный метод лучше использовать в старшей школе. Однако и для младших школьников его можно адаптировать в формате работы с какой-то входящей информацией, источником информации. 

В качестве примера приведём задание для 4-го класса «Безопасный путь от дома до школы». Суть в том, что четвероклассники как старшие товарищи должны поделиться своими знаниями ПДД с первоклассниками. Все  необходимые материалы по ПДД детям предоставляются (здесь эти материалы выступают в качестве входящей документации).

Результат работы – нарисованная карта пути от дома до школы.

Игровое проектирование

Цель игрового проектирования – создать или усовершенствовать проект. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых разрабатывает свой проект. Такая работа несёт в себе элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять изучаемые явления, увидеть пути развития. 

Проекты могут быть разных типов: творческие, исследовательские, аналитические, прогностические и т.д.

В качестве примера приведём проект для учащихся 3-го класса «Школьный сад» в рамках дисциплины «Окружающий мир». Он подразумевает создание мини-экскурсии по растениям, растущим на территории школы. 

Реализация проекта: дети делятся на группы и выполняют задания. Одна группа помогает учителю собирать информацию, вторая оформляет таблички с названиями и картинками растений, третья группа – экскурсоводы. 

Результат работы: каждый ученик получает легенду о растении, которое есть в школьном саду; организатор проводит участников экскурсии по определённым точкам маршрута, а дети, стоя возле своего растения, рассказывают о нём.

Важно, что в данном случае информация подаётся не сухими фактами о конкретном растении, а переплетается с легендой, связанной с названием, магическими свойствами и т.д.

Преимущество такого вида работы в том, что в ней задействованы все ученики: кто-то выступает в роли экскурсовода и развивает свои коммуникативные навыки (поставленная речь, ответы на вопросы и т.д.), кто-то рисует (творческие способности), кто-то отмечает точки на карте, кто-то водит экскурсию (организаторские способности) и т.д.

Ситуационно-ролевая игра

В основе метода – инсценировка правдивой истории: правовой, социальной, психологической ситуации. Благодаря ему ученики получают возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Возьмём, например, занятие в 1-м классе «Этикет в общественном транспорте». Можно проиграть с детьми несколько ситуаций из общественного транспорта, чтобы оценить, какие правила этикета знакомы учащимся, а какие нет, и в дальнейшем проработать их. 

Метод дискуссии

Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям изучения принадлежат групповые и межгрупповые дискуссии. 

Этот метод больше подходит для старшеклассников, так как он менее наглядный, чем вышеперечисленные

Предлагаю Вам пример кейса для начальной школы, где использованы 2 метода – ситуационно-ролевая игра и метод дискуссий. Поиграем в игру «Суд присяжных». Одна половина коллег «оправдывает» Стрекозу, а другая – Муравья из басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

В качестве пояснения к данному методу хочется отметить, что задача педагога разделить учеников так, чтобы «защитники» не симпатизировали тому, кого защищают – в этом случае достигается большая эффективность.

Метод кейс-стадии

Цель метода – совместными усилиями проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты решения проблемы, оценить их и выбрать лучший. Для метода характерен большой объём материала, так как помимо описания случая предоставляется и дополнительная информация, которой могут пользоваться ученики. Основной упор при рассмотрении ситуации делается на анализ и синтез проблемы,  на принятие решений. Использование кейс-стади помогает получить знания по тем дисциплинам где нет отнозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Например, урок окружающего мира, беседа на тему «Огонь – друг или враг». Давайте попробуем выяснить, что же для нас огонь – друг или враг?

Далее рассмотрим, какие существуют этапы работы с кейсами и почему кейс-технология эффективна.

Этапы работы с кейсами:

Знакомство с ситуацией, её особенностями. 

Выделение основных проблем и персоналий, которые могут р

е

ально воздействовать на ситуацию.

Предложение концепций или тем для мозгового штурма.

Анализ последствий принятия того или иного решения.

Решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Метод развивает следующие навыки:

Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично.

Практические навыки: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень

сложности проблемы, представленной в кейсе способствует

более легкому формированию на практике навыков использ

о

вания теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудн

о

сти теории.

Творческие навыки: Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных реш

е

ний, которые нельзя найти логическим путем.

Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и

ИКТ-средства

, коопер

и

роваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппоне

н

тов, составлять краткий, убедительный отчет.

Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

Самоанализ: несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Выводы

Происходит быстрое распространение метода кейс – технологии в образовании, но при этом возникают и определённые трудности. Прежде всего, они связаны с поверхностным отношением педагогов к методологической основе метода. Часто возникают ситуации, когда под использованием метода кейс - технологии подразумевается привнесение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых «примеров из жизни», а образовательная дискуссия подменяется разговором «про жизнь». В тоже время, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности педагога, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т.к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×