Методы контроля знаний и диагностики учебного процесса | Пономарёв Артём Дмитриевич. Работа №330961
Контроль в обучении является процессом, суть которого заключается в обеспечении обратной взаимосвязи между учеником и учителем. Он является целью получить определенную информацию, которая затем анализируется педагогом для оперативного внесения необходимых корректив в ход обучения. Контроль знаний является очень важной частью в образовательном процессе, поэтому для того, чтобы обеспечить эффективное усвоение знаний необходим эффективный контроль знаний и понимание данного процесса преподавателем.
Данное исследование посвящено поиску и анализу методов контроля знаний и диагностики учебного процесса.
Для того чтобы эффективно проводить образовательный процесс, необходимы методы, упрощающие контроль и диагностику знаний. В данной работе представлены материалы и исследования, способствующие эффективному применению средств контроля знаний и диагностики учебного процесса.
Методы контроля знаний и диагностики учебного процесса
Автор: А.Д. Пономарёв, Российский Государственный Профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, Klules@yandex.ru.
Аннотация:
Контроль в обучении является процессом, суть которого заключается в обеспечении обратной взаимосвязи между учеником и учителем. Он является целью получить определенную информацию, которая затем анализируется педагогом для оперативного внесения необходимых корректив в ход обучения. Контроль знаний является очень важной частью в образовательном процессе, поэтому для того, чтобы обеспечить эффективное усвоение знаний, необходим эффективный контроль знаний и понимание данного процесса преподавателем.
Данное исследование посвящено поиску и анализу методов контроля знаний и диагностики учебного процесса.
Для того чтобы эффективно проводить образовательный процесс, необходимы методы, упрощающие контроль и диагностику знаний. В данной работе представлены материалы и исследования, способствующие эффективному применению средств контроля знаний и диагностики учебного процесса.
Для того чтобы понять, как используются контроль знаний в образовательном процессе, нужно дать определение двум терминам.
Образовательный или педагогический процесс — это организованное взаимодействие обучающегося и педагога, которое направлено на решение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач. При этом педагог всегда движется к заранее запланированной цели воспитания. Это может быть появление у воспитуемого новых качеств, преобразование свойств или изменение его состояния.
Во время образовательного процесса педагог трансформирует некий социальный опыт в конкретные качества, черты, идеалы личности. Эвристический опыт многих поколений создает образованную, культурную и нравственную личность, обладающую определенными чертами характера, привычками и способностями.
Согласно методическому пособию Л.Б. Шаршаковой, педагогическая диагностика — это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода к обучающимся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. Она обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества. При этом под диагностической деятельностью она предлагает понимать процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии, педагог наблюдает за обучающимися и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Педагогическая диагностика строится на изучении результативности учебно-воспитательного процесса, на основе изменений в уровне воспитанности обучающихся и росте педагогического мастерства учителей.
Отличительной особенностью педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Педагогическая диагностика учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают те или иные изменения в обучающемся. Иными словами, объектами педагогической диагностики являются: педагог, обучающийся, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она имеет циклический характер и не исчерпывается решением одной педагогической задачи. Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих воспитанников, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа. Конечно, при том условии, что педагог не просто примет к сведению полученные диагностические результаты, а всерьез проанализирует их и будет строить следующие этапы своей работы, развивая плюсы и минимизируя недостатки. Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров.
Педагогическая диагностика отвечает на следующие вопросы:
что и зачем изучать;
по каким показателям;
какими методами;
при каких условиях (самоконтроль, самопознание)
Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе. В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка. Для обучающегося она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут. Для педагога она направлена на выявление затруднений в процессе образования как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений. Под результативностью педагогического процесса может пониматься мера соответствия полученных реальных результатов предполагаемым результатам, которые были обозначены в качестве целей педагогического процесса в своих программах.
Педагогическая диагностика играет значимую роль в отслеживании результатов реализации образовательной программы. Особенная ценность педагогической диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных программ. Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящий и перспективы. Очень важно правильно оценить возможности обучающегося, правильно ориентировать его, определить роль обучающегося как полноправного субъекта образовательного процесса.
Исходя из этого, можно определить цели, задачи и функции педагогической диагностики. Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала обучающегося.
Задачи педагогической диагностики
Обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода.
Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога.
Свести к минимуму педагогические ошибки.
Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования.
Определить условия для эффективного саморазвития личности
обучающегося
.
Оценить деятельность педагога
Функции педагогической диагностики (согласно Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.)
О
братной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);
О
ценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);
В
оспитательная (формирование системы отношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включение каждого
обучающегося
в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);
К
оммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);
К
онструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);
И
нформационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны);
П
рогностическая (прогнозирование, определение перспектив развития).
После рассмотрения педагогической диагностики перейдём к анализу актуальных методов контроля знаний.
Современная дидактика выделяет методы устного, письменного контроля и методы тестирования.
Методы устного контроля составляет речь, беседа или опрос. Индивидуальный опрос позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения.
Для монологической речи действующими показателями уровня обученности являются:
соответствие высказывания коммуникативной задаче;
количество фраз, построенных по моделям языка;
разнообразие моделей;
грамматическая и фонетическая корректность высказывания.
Для диалогической речи вводится ещё такой показатель, как количество реплик на каждого собеседника. В реплику входит ответ на вопрос (реакция на стимул) и побуждение к продолжению диалога.
Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний обучающихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и обучающимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных возможностей усвоения обучающимися учебного материала. Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех обучающихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.
Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой; Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех обучающихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы обучающихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение обучающимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность обучающихся к их выполнению.
Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать обучающихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа («Что произойдет...», «Как изменится...»); на сравнение («В чем сходство и различие...», «Чем отличается,..»); на объяснение причины («Почему...», «Для чего..,»); и выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений («Укажите важные свойства...», «В каких случаях...», «Какие условия необходимы...»); на установление значения того или иного явления, процесса («Какое значение имеет...», «Какое влияние оказывает...»); на обоснование («Чем объяснить...», «Как обосновать...»).
Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы обучающихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления обучающихся.
Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед обучающимися вопросы, требующие развернутого ответа.
Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать обучающихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводи и этим способствовать объективному выявлению знаний обучающихся.
Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков обучающегося: Однородность работ, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми обучающимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым. Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий
Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (математические, химические, чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов.
Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинаковой. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.
Для проверки применения иностранного языка в письменном виде, требуются сосредоточить внимание на следующем:
умение правильно писать слова и словосочетания входящие в лексический минимум, определённый программой;
умение заполнить бланк, написать стандартное деловое письмо;
умение изложить в письменной форме содержание текста
Метод тестового контроля открывает направления повышения качества обучения, путем совершенствования системы контроля результатов обучения в условиях сотрудничества педагога и обучающегося. Обоснованное, целенаправленное сочетание традиционных и тестовых методов контроля повышает эффективность управления процессами обучения.
Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдается обучающимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом обучающегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов обучающихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.
При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
При безмашинном контроле ответы обучающихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех обучающихся. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность обучающихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение); поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.
Подводя итог данного исследования, стоит отметить, что поставленной целью являлось исследование методов предназначенных для контроля знаний и диагностики учебного процесса. Само исследование помогло разобраться с различными методами контроля знаний и диагностики учебного процесса.
Работа имела задачу изучить основные понятия для данной работы: «педагогическая диагностика», а также провести анализ существующих средств контроля знаний и диагностики учебного процесса. Было установлено, что образовательный или процесс — это организованное взаимодействие обучающихся и педагога, которое направлено на решение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, педагогическая диагностика — это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса. Стоит отметить, что использование различных методов контроля знаний и диагностики во время обучения способствует более эффективному и качественному усвоению знаний.
Список литературы:
1. Дорофеева О.И. Формирование диагностической компетентности педагогов: Методическое пособие / Под ред. И. Ю. Дробининой. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. - 80 с.
2. Дудина М. М. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 190 с.
3. Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий : учеб. издание. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. 131 с.
4. Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД, 2013. - 52 с.
5. Щербакова М.В. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС : сборник научных трудов; Воронежский государственный университет. – Воронеж : Издательский дом ВГУ. – 2019. 418 c.
6. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика : учеб. пособие для препод. и студ. М. : Филоматис, 2004. 416 с.
7. Якунин В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. 2-е изд. СПб. : Изд-во Михайлова, 2000. 348 с.