Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи | Шмакова Цанка Стояновна. Работа №344542

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. Описаны подходы к работе с детьми, направленные на улучшение артикуляции и правильного произношения звуков. Внимание уделено игровым и практическим упражнениям, которые помогают сделать процесс коррекции увлекательным и эффективным для детей. Приводятся примеры работы логопеда, демонстрирующие эффективность каждого метода в конкретных ситуациях.

Ключевые слова: звукопроизношение, логопед, артикуляция, коррекция речи, дети с нарушениями речи, упражнения, игры, артикуляционная гимнастика.

Методы коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи

 

Шмакова Цанка Стояновна, учитель-логопед

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 им. Б.А. Феофанова»

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. Описаны подходы к работе с детьми, направленные на улучшение артикуляции и правильного произношения звуков. Внимание уделено игровым и практическим упражнениям, которые помогают сделать процесс коррекции увлекательным и эффективным для детей. Приводятся примеры работы логопеда, демонстрирующие эффективность каждого метода в конкретных ситуациях.

Ключевые слова: звукопроизношение, логопед, артикуляция, коррекция речи, дети с нарушениями речи, упражнения, игры, артикуляционная гимнастика.

 

Коррекция звукопроизношения у детей с нарушениями речи одна из самых сложных и ответственных задач в работе логопеда. Неправильное произношение звуков или их замена влечет за собой трудности в коммуникации, влияющие на успеваемость ребенка в школе и его социальную адаптацию. Для того чтобы помочь ребенку справиться с проблемами звукопроизношения, необходимо применять различные методы коррекции, которые могут сочетать в себе как традиционные, так и игровые формы.

Первым шагом в коррекционной работе является диагностика. Учитель-логопед определяет, какие именно звуки и в каких позициях (в начале, середине или конце слова) ребенок произносит неправильно. Например, часто встречаются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков, таких как «с», «ш», «з», «ж». Определение конкретных проблем позволяет более точно выбрать соответствующий метод коррекции.

Одним из наиболее эффективных методов коррекции является артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленных на тренировку органов речи языка, губ, мягкого неба, которые активно участвуют в процессе произношения. Дети выполняют упражнения, такие как «Трубочка» (вытягивание губ вперед), «Качели» (перемещение языка вверх и вниз) или «Змейка» (высовывание языка вперед). Эти упражнения развивают подвижность и силу мышц, что помогает ребенку более четко произносить звуки. Важно, чтобы гимнастика проводилась регулярно, и логопед следил за правильным выполнением каждого движения.

Для детей с нарушениями речи важно делать процесс коррекции увлекательным и игровым. Игровые методы включают в себя такие задания, как «Поймай звук» игра, где ребенок на слух определяет и выделяет заданные звуки в словах. Например, учитель-логопед называет слова, а ребенок поднимает карточку с соответствующим символом, когда слышит целевой звук. Такие игры не только развивают фонематический слух, но и способствуют более осознанному восприятию произношения.

Другим важным методом является использование зрительной опоры. Учитель-логопед показывает ребенку изображение или схему, на которой визуализирован процесс произношения звука. Например, для звука «с» можно показать картинку с изображением зубов и языка, чтобы ребенок понял, как нужно правильно ставить язык при его произнесении. Визуальные подсказки помогают детям лучше осознавать свои ошибки и постепенно исправлять их.

Важным элементом коррекционной работы является автоматизация звуков. Даже если ребенок научился правильно произносить звук изолированно, его необходимо интегрировать в речь на уровне слов, фраз и предложений. На этом этапе используются упражнения по повторению слов, содержащих проблемные звуки, а затем переход к составлению предложений и рассказов. Для этого учитель-логопед может предложить ребенку интересные сюжеты и темы, например, рассказать о любимом животном или событии, используя как можно больше слов с целевыми звуками. Таким образом, ребенок учится произносить звук в контексте.

Также немаловажным методом является работа с дыханием. Многие нарушения звукопроизношения связаны с неправильным дыханием во время речи. Для развития правильного речевого дыхания применяются упражнения на удлинение выдоха и его равномерное распределение. Например, игра «Подуй на мячик» помогает ребенку научиться контролировать длительность выдоха. Ребенку предлагается дуть на легкий мячик, заставляя его катиться по поверхности. Такие упражнения развивают дыхательные мышцы и учат правильной координации дыхания и речи.

Звуковые игры также занимают важное место в работе логопеда. Например, игра «Звуковой пазл» это игра, где ребенок должен составить слова из отдельных звуков, что помогает ему лучше запомнить и произнести их. Ребенок выкладывает буквы на специальном магнитном поле, проговаривая каждый звук и проверяя правильность своего произношения. Учитель-логопед может помочь ребенку, если тот испытывает трудности, и корректировать процесс в ходе игры.

Работа над звукопроизношением требует не только вовлечения ребенка, но и активного участия родителей. Учитель-логопед должен обучить родителей основным приемам и упражнениям, которые они могут выполнять дома. Для этого проводятся консультации, где родителям объясняются важные аспекты коррекционной работы, такие как регулярность занятий, поощрение ребенка за успехи и поддержка в случае неудач.

Коррекция звукопроизношения у детей это процесс, который требует терпения, регулярной работы и индивидуального подхода к каждому ребенку. Комбинирование различных методов от артикуляционной гимнастики до игровых упражнений и дыхательных техник позволяет добиться устойчивых результатов и помочь ребенку избавиться от проблем с речью. Учитель-логопед в этом процессе играет ключевую роль, направляя ребенка на успешное освоение правильного произношения и помогая ему преодолевать трудности на пути к свободной и правильной речи.

 

 

Список литературы

Васильева

Е

.

Б

.

Использование

метода

моделирования

,

как

средства

коррекции

звукопроизношения

у

детей

с

нарушением

зрения

и

речи

//

Материалы

Всероссийской

научно

-

практической

конференции

«Наука

и

социум»

. 2018.

9. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-modelirovaniya-kak-sredstva-korrektsii-zvukoproiznosheniya-u-detey-s-narusheniem-zreniya-i-rechi

(

дата

обращения

: 20.09.2024).

C

ат

Н

.

Д

.

К

оррекция

нарушения

звукопроизношения

у

детей

//

Вестник

Тувинского

государственного

университета

.

Педагогические

науки

. 2022.

3 (99). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniya-zvukoproiznosheniya-u-detey

(

дата

обращения

: 20.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×