Методы образной персонификации | Кашолкина Любовь Владимировна. Работа №319883
В настоящее время преподаватель истории встречается с рядом различных проблем, среди которых немаловажными и часто обсуждаемыми являются вопросы: как повысить эффективность преподавания истории в школе? Как привить интерес к истории своей страны и достижениям выдающихся исторических деятелей? Какие эффективные методы применить? В статье рассказывается о методах образной персонификации которые создают условия для самостоятельного анализа и осмысления учащимися поступков какой-либо личности, создавая атмосферу заинтересованности в освоении предмета.
Методы образной персонификации
В настоящее время преподаватель истории встречается с рядом различных проблем, среди которых немаловажными и часто обсуждаемыми являются вопросы: как повысить эффективность преподавания истории в школе? Как привить интерес к истории своей страны и достижениям выдающихся исторических деятелей? Какие эффективные методы применить? И множество других актуальных вопросов.
По мнению советского методиста Александра Александровича Вагина, чтобы увлечь обучающихся и пробудить в них личное отношение к историческому факту нужно, в ходе изучения раскрыть такие его стороны, которые в какой-то степени связаны с интересами, мыслями, стремлениями и переживаниями учащихся.1
Следует отметить, что изучение истории начинается с создания определенных образов о каких-либо исторических событиях, фактах, личностях. Поэтому формирование исторических знаний у школьников в образной и образно - эмоциональной форме имеет особое место на уроках истории, несмотря на постоянную нехватку времени в ходе учебного процесса.
Образ – это представление об историческом факте, либо мысленная картина исторических событий. Наиболее быстрым способом создания исторических образов является наглядность, особенно предметная наглядность. Чаще всего большинство исторических образов формируется на основе изобразительной наглядности (картины, фильмы).2 При этом необходимо помнить, что важно не просто ознакомить, но и суметь донести и сделать акцент на важные моменты и черты. Воссоздавая типичный образ, например, представителя того или иного социального слоя, учитель может поощрить проявление творческой фантазии, однако, она недолжна выходить за рамки реального.
Особенно актуальным в наше время стали проблемы манипуляции сознанием и чувствами обучающихся с помощью образной информации и способов её предъявления в образовательном процессе. Поэтому работа над созданием героических или трагических образов исторического прошлого сопряжена с их проецированием в конкретные обстоятельства. Учебные тексты и образы (картинки) при этом представляются в совокупности. Это формирует условия для комплексного и наиболее полного усвоения содержания учебного материала.
Односторонний взгляд на историю с точки зрения определенных социальных групп или слоев широко представлен в СМИ и может проникать в школьные учебники. Осознание этого обстоятельства особенно актуально с точки зрения решения задачи сохранения социальной памяти, а также противодействия таким попыткам искажения и политизации истории, которые уже являются, или потенциально могут стать составной частью современной антироссийской пропаганды не только в странах ближнего и дальнего зарубежья, но и у нас в стране.3
В настоящее время историческая наука быстро развивается, создаются новые научные школы, переосмысливаются устоявшиеся ранее точки зрения, выводы и оценки. По целому ряду сюжетов и событий не прекращаются научные дискуссии и споры. В оборот водятся неизвестные ранее документы. Это определяет особую значимость теоретических и методологических знаний учителя.
Российский методист истории Стрелова Ю.Ю. в своей статье пишет о том, что историческое образование работает на создание у обучающихся индивидуальных, личностных образов прошлого. Под образом при этом понимается представление о ком или чем-либо, которое отличается от стереотипа и возникает в индивидуальном порядке, а не передается в готовом виде.4
По мнению Репиной Л.П., особенностью формирования образов прошлого является их обусловленность господствующими на определенном этапе общественного развития идеями, например, в советское время, или значительный интерес к ним изучающими историю. Образы прошлого не столько воссоздаются, сколько создаются потомками, которые, позитивно или негативно оценивая предшественников, обосновывают, таким образом, собственные решения и действия.5
Одним из эффективных методов, который может помочь педагогам заинтересовать обучающихся и ознакомить с историей нашей страны, достижениями выдающихся исторических деятелей, является персонификация. Название подразумевает диалог персон прошлого и настоящего, в котором современный школьник вступает в содействие и сопереживание с какой-либо исторической личностью.
Персонификация - это комплекс, в который входит ряд образных методов:
1. Метод смыслового персонифицированного образа помогает вызвать смысловые сопереживания, опираясь на стихийный чувственный опыт обучающегося.
2. Метод этического персонифицированного образа открывает энергию этического мышления детей, которые вместе с персонами истории определяют путь нравственного выбора для будущего смыслового поступка. В методическом смысле этический образ представляет собой захватывающий урок-интригу, в котором заложен конфликт нравственного выбора.
3. Метод событийно-персонифицированного образа вдохновляет школьников на акт соучастия в смысловом событии, где они решают, как поступить, и поступают, соотнося свой опыт и опыт исторической персоны.6
Таким образом, методы образной персонификации создают условия для самостоятельного анализа и осмысления поступков какой-либо личности, пробуждая субъективное детское сознание к сопереживанию. Однако, создание подобной атмосферы заинтересованности в освоении предмета, увлеченности темой и изучением выдающихся исторических личностей требует особых условий и подготовки, которые помогают понять величие поступка персоны истории через собственную возможность поступка.
Примечания
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1984. – 434 с.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях/ М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 1999. – 190 с.
Новейшая история России: преподавание в школе: Учебное пособие / Ю.А. Никифоров, Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе; Под ред. В.Д. Нечаева. - М: НИЦ Инфра-М, 2013. – 384 с.
Стрелова, О.Ю. Образы-мифы-фальсификации / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 8. – C. 22–25.
Репина, Л.П. История исторического знания. / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М: Дрофа, 2004. – 288 с.
Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. –475 с.