Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы обучения функциональной грамотности на уроках литературы | Федорова Валентина Васильевна . Работа №349531

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются методы обучения функциональной грамотности на уроках литературы в общеобразовательной школе. Описываются различные подходы и техники, способствующие развитию критического мышления, анализа текста, понимания его содержательных и эмоциональных аспектов. Уделено внимание формированию у учащихся навыков грамотного восприятия информации, оценки её достоверности и значимости в контексте современного информационного общества. Включены примеры упражнений и заданий, направленных на развитие функциональной грамотности школьников в рамках литературного образования.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Федорова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кемпендяйская политехническая СОШ им. В.И. Иванова»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы обучения функциональной грамотности на уроках литературы в общеобразовательной школе. Описываются различные подходы и техники, способствующие развитию критического мышления, анализа текста, понимания его содержательных и эмоциональных аспектов. Уделено внимание формированию у учащихся навыков грамотного восприятия информации, оценки её достоверности и значимости в контексте современного информационного общества. Включены примеры упражнений и заданий, направленных на развитие функциональной грамотности школьников в рамках литературного образования.

Ключевые слова: функциональная грамотность, литература, критическое мышление, анализ текста, интерпретация, общеобразовательная школа, методы обучения, читательская активность.

 

Функциональная грамотность представляет собой способность человека применять полученные знания для решения практических задач, ориентироваться в информационном поле и использовать информацию для повседневных нужд. На уроках литературы особое внимание уделяется именно читательской грамотности — умению понимать, анализировать и интерпретировать тексты. В эпоху информационного перенасыщения навыки функциональной грамотности становятся необходимыми для успешного существования и адаптации в современном мире.

Работа над функциональной грамотностью на уроках литературы — это процесс, направленный на формирование у учащихся навыков восприятия, оценки и интерпретации прочитанного, а также на развитие умения проводить параллели с жизненными ситуациями, выявлять скрытые смыслы и определять позицию автора. Именно такие знания и умения позволяют ученикам стать активными читателями, критически осмысливающими информацию, способными к анализу и самостоятельному мышлению. Уроки литературы дают для этого уникальную возможность, так как при работе с художественными текстами преподаватель может эффективно развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект, умение работать с подтекстом и выделять важное из второстепенного.

Среди основных методов работы, направленных на формирование функциональной грамотности, можно выделить следующие: анализ текста с использованием вопросов высокого уровня сложности, диалоговые формы обсуждения произведений, приемы визуализации и работы с символикой, а также критический разбор позиции автора и персонажей.

Чтение и анализ текстов с элементами интерпретации являются основой обучения на уроках литературы. Задача учителя — научить школьников понимать, что за каждым словом в художественном произведении скрыт более глубокий смысл, зачастую далекий от очевидного. Например, при изучении произведений классической русской литературы, таких как «Война и мир» Л. Н. Толстого или «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, учащиеся могут анализировать не только сюжет и характеры персонажей, но и социальный контекст, влияние исторических событий на развитие конфликта и мотивацию героев. Такая работа помогает школьникам лучше понимать сложные аспекты человеческой психологии и жизненных ситуаций, критически осмысливать поступки и взгляды, сравнивать их с личным жизненным опытом.

Диалоговая форма обучения позволяет ученикам активнее включаться в процесс интерпретации текста, обмениваться мнениями, формировать собственные взгляды и обоснованно их отстаивать. Такой подход способствует развитию коммуникативных навыков, учит слушать собеседника, задавать вопросы, искать аргументы и противоречия. Примером может служить организация дебатов по произведениям, затрагивающим важные моральные и этические вопросы, такие как «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова и других произведений, которые позволяют раскрыть сложные социальные и нравственные темы. Учащимся предлагается выразить свою точку зрения на поступки героев, оценить их с позиции морали и этики, а также обосновать свои выводы с использованием текстовых доказательств. При этом важно поддерживать дискуссию, задавая вопросы, подталкивающие к анализу и поиску более глубоких смыслов.

Визуализация — важный метод, который помогает учащимся развивать творческое и критическое мышление. На уроках литературы визуализация может включать в себя создание схем, карт мыслей, иллюстраций к прочитанному тексту. Например, при чтении повести «Ася» И. С. Тургенева ученики могут составить схему отношений и мотивов персонажей, где указаны ключевые поступки героев и их причины, что поможет глубже понять психологию персонажей и их внутренние переживания. Также эффективно использовать такие приемы, как составление таймлайнов для отображения событий в хронологическом порядке, чтобы учащиеся могли видеть взаимосвязи и причины поступков героев.

Работа с символикой произведений также способствует формированию функциональной грамотности, так как учит видеть скрытые значения и образы, что особенно важно в произведениях классической литературы, насыщенных символизмом. При изучении, например, «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова можно выделить ключевые символы (книга, свет и тьма, розы) и их значение в контексте произведения, что поможет учащимся глубже проникнуть в замысел автора и лучше понять философские аспекты произведения.

Для развития функциональной грамотности важно научить учащихся оценивать достоверность и объективность информации, отличать факты от мнений и анализировать намерения автора. На уроках литературы такие навыки можно формировать через критический анализ текста, изучение различных интерпретаций произведения. Например, при разборе романа «Обломов» И. А. Гончарова можно предложить учащимся сравнить мнения разных литературных критиков о главном герое, обсудить их интерпретации и сформулировать собственное видение. Это научит школьников анализировать текст через призму мнений других, а также формировать и отстаивать свои аргументированные суждения.

Использование биографического метода на уроках литературы также может стать эффективным инструментом для формирования функциональной грамотности. Изучая биографии писателей, учащиеся начинают понимать, как личный опыт автора, исторические события и культурная среда влияют на его произведения. Знакомство с автобиографическими моментами в жизни, например, А. С. Пушкина или М. Ю. Лермонтова, позволяет ученикам провести параллели между личными переживаниями писателей и темами их произведений, что делает изучение литературы более глубоким и осмысленным.

Эссе как форма письменного изложения мыслей помогает развивать у школьников умение выражать свои мысли, аргументировать точку зрения и анализировать прочитанный текст. Преподаватель может предложить ученикам написать эссе на темы, связанные с произведением, которые требуют анализа и интерпретации текста. Например, после прочтения романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова можно предложить написать эссе на тему «Какое значение имеет образ реки в судьбах героев?». Это упражнение позволит не только развить навыки работы с текстом, но и способствует более глубокому пониманию произведения.

Для успешного формирования функциональной грамотности необходимо также использовать современные информационные технологии, позволяющие более интерактивно подходить к обучению. Это могут быть онлайн-тесты, мультимедийные презентации, работа с электронной библиотекой, где учащиеся могут не только получать информацию, но и анализировать различные источники и их достоверность.

Таким образом, обучение функциональной грамотности на уроках литературы предполагает комплексный подход, включающий разнообразные методы и приемы. Развитие таких навыков помогает учащимся стать полноценными участниками информационного общества, способными воспринимать и анализировать информацию на более глубоком уровне. Умение критически осмысливать прочитанное и интерпретировать текст не только улучшает их академические результаты, но и способствует формированию активной гражданской позиции и культурного мировоззрения.

 

Список литературы

Асхадуллина

Н

.

Н,

Каракеян

Э

.

С

.

Применение методов эвристического обучения на уроках литературы в повышении функциональной грамотности обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №

64-1.

Коровянская

В. В. Ф

ормирование читательской грамотности на уроках литературы

// Экономика и социум. 2024. №5-2 (120).

Юцис

А. Э. М

етоды и подходы к формированию функциональной грамотности школьников

// Вестник науки. 2023. №11 (68).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×