Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы обучения функциональной грамотности в начальной школе | Сидорова Ольга Викторовна. Работа №353290

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные методы обучения функциональной грамотности учащихся начальных классов. Обосновывается важность формирования функциональной грамотности как базового компонента образовательной подготовки, необходимого для успешной социализации и решения жизненных задач. Особое внимание уделено применению практико-ориентированных подходов, игровых технологий, межпредметной интеграции и развитию критического мышления.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, методы обучения, критическое мышление, игровые технологии, практическая направленность.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сидорова Ольга Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ ООШ д.Старое Мелково, Тверская область д.Старое Мелково

Аннотация. В статье рассматриваются современные методы обучения функциональной грамотности учащихся начальных классов. Обосновывается важность формирования функциональной грамотности как базового компонента образовательной подготовки, необходимого для успешной социализации и решения жизненных задач. Особое внимание уделено применению практико-ориентированных подходов, игровых технологий, межпредметной интеграции и развитию критического мышления.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, методы обучения, критическое мышление, игровые технологии, практическая направленность.

Современное общество предъявляет новые требования к уровню подготовки учащихся. Функциональная грамотность становится одним из ключевых аспектов образовательной деятельности, так как она предполагает способность использовать знания для решения реальных жизненных задач. Для учителя начальных классов важно не только передать базовые знания, но и научить детей применять их на практике.

Функциональная грамотность охватывает несколько компонентов: читательскую, математическую, научную грамотность, финансовую грамотность, а также компетенции, связанные с цифровыми технологиями и личностным развитием. Формирование этих навыков требует применения специальных методов и подходов.

Основные методы обучения функциональной грамотности

1. Практическая направленность обучения

Основой функциональной грамотности является умение применять знания в жизненных ситуациях. В начальной школе этому способствуют задания, связанные с решением практических задач, например:

чтение инструкций и выполнение действий по ним;

решение математических задач, связанных с покупками, временем, измерениями;

анализ простых текстов для поиска необходимой информации.

Пример: урок математики может включать задачи, связанные с планированием бюджета на покупку школьных принадлежностей. Это не только укрепляет математические навыки, но и развивает финансовую грамотность.

2. Игровые технологии

Игра — естественная форма деятельности младших школьников. Через игру учащиеся легче осваивают новые навыки и знания. Эффективные формы:

ролевые игры (например, магазин, почта, банк);

игры-викторины с вопросами на читательскую или научную грамотность;

настольные игры с образовательной составляющей.

Игры позволяют интегрировать различные виды грамотности: математическую, читательскую, социальную.

3. Развитие критического мышления

Критическое мышление — важный компонент функциональной грамотности. Для его формирования можно использовать методы:

дискуссии на основе прочитанных текстов;

задания на поиск ошибок в текстах или задачах;

анализ ситуаций и выработка решений.

Пример: учащиеся читают короткий рассказ, где персонажи совершают ошибки, и предлагают, как поступить правильно.

4. Межпредметная интеграция

Функциональная грамотность развивается в процессе межпредметного взаимодействия. Например:

урок окружающего мира, где используется чтение карт и диаграмм;

математические задачи на тему экологии;

обсуждение литературных героев с точки зрения их действий и моральных принципов.

Такие подходы показывают детям, как разные области знаний связаны между собой и могут быть полезны в жизни.

5. Использование цифровых технологий

Цифровая грамотность — неотъемлемая часть функциональной грамотности. В начальной школе можно использовать:

образовательные платформы для выполнения интерактивных заданий;

приложения для чтения и решения математических задач;

игры для развития логического мышления.

Важным аспектом является обучение безопасному и ответственному поведению в цифровой среде.

Практические рекомендации для учителей

Создавайте разнообразные задания. Применяйте задания, которые требуют использования нескольких видов грамотности одновременно.

Ориентируйтесь на интересы детей. Примеры из повседневной жизни и их увлечений помогут сделать обучение более мотивирующим.

Внедряйте проекты. Групповые проекты, связанные с решением реальных проблем, стимулируют детей к совместной работе и применению знаний.

Оценивайте не только результат, но и процесс. Фокусируйтесь на том, как ученик подходит к решению задачи.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе — важная задача, от решения которой зависит успешность ученика в будущем. Использование методов практической направленности, игровых технологий, межпредметной интеграции и развития критического мышления позволяет эффективно развивать этот навык. Учителю важно создавать условия для активной, творческой и осмысленной деятельности учащихся, помогая им осваивать мир через призму функциональной грамотности.

Формирование устойчивых базовых навыков не только открывает перед детьми новые горизонты, но и делает их полноценными участниками общества.

Список литературы

Асхадуллина Наиля Нургаяновна МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-nachalnyh-klassov-problemy-tendentsii-perspektivy

Зайцева Светлана Александровна, Воробьева Анастасия Олеговна ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-raboty-kak-sredstvo-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mlladshih-shkolnikov

Молокова А. В., Смолеусова Т. В., Погребняк Е. В., Лукашенко Н. С., Понуровская В. В. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: МЕТОДИЧЕСКАЯ СЕССИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ // Нижегородское образование. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-nachalnoy-shkoly-metodicheskaya-sessiya-dlya-uchiteley

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×