Методы повышения мотивации учащихся к изучению классической литературы в условиях современного общества | Попова Надежда Владимировна. Работа №350487
Аннотация. В статье рассматриваются основные методы, способствующие повышению интереса учащихся к классической литературе в условиях современного общества. Анализируются подходы, направленные на развитие личной мотивации, вовлеченность школьников в литературный процесс и формирование эмоциональной связи с произведениями прошлого. Подчеркивается значимость интеграции современных технологий и интерактивных методик в учебный процесс, чтобы сделать восприятие классики более доступным и интересным для учащихся. Статья ориентирована на учителей, стремящихся создать на уроках литературы атмосферу познания и понимания культурного наследия через адаптацию учебного процесса к запросам молодого поколения.
Ключевые слова: мотивация, классическая литература, современное общество, интерактивные методы, технологии, образовательный процесс, эмоциональная вовлеченность.
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Попова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», г. Вологда
Аннотация. В статье рассматриваются основные методы, способствующие повышению интереса учащихся к классической литературе в условиях современного общества. Анализируются подходы, направленные на развитие личной мотивации, вовлеченность школьников в литературный процесс и формирование эмоциональной связи с произведениями прошлого. Подчеркивается значимость интеграции современных технологий и интерактивных методик в учебный процесс, чтобы сделать восприятие классики более доступным и интересным для учащихся. Статья ориентирована на учителей, стремящихся создать на уроках литературы атмосферу познания и понимания культурного наследия через адаптацию учебного процесса к запросам молодого поколения.
Ключевые слова: мотивация, классическая литература, современное общество, интерактивные методы, технологии, образовательный процесс, эмоциональная вовлеченность.
Проблема мотивации учащихся к изучению классической литературы в условиях современного общества становится все более актуальной. Современные школьники часто отдают предпочтение интерактивным формам досуга, таким как цифровые технологии и социальные сети, и многим из них кажется, что произведения классики мало связаны с их реальной жизнью. Тем не менее, задача учителя литературы заключается в том, чтобы найти способы, способствующие формированию интереса к культурному наследию, осознанию ценности классических произведений и их значимости для личностного развития. Развивая у школьников интерес к изучению классической литературы, учитель может способствовать их духовному и интеллектуальному росту, формированию критического мышления и развитой эмоциональной сферы.
Одним из ключевых факторов в повышении мотивации к изучению классической литературы является эмоциональное вовлечение школьников в процесс чтения. Произведения классиков, несмотря на их историческую дистанцию, отражают вечные темы и переживания, такие как любовь, дружба, поиск себя и преодоление трудностей. Учителю важно создать на уроке атмосферу, при которой учащиеся смогут прочувствовать и осознать актуальность этих тем для себя. Например, обсуждение вопросов, поднятых в произведении, через призму жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются сами школьники, помогает сблизить их с героями и идеями текста. Учитель может предложить учащимся представить, как бы они поступили в тех или иных ситуациях, каким образом реагировали бы на жизненные вызовы героев, что способствует созданию эмоциональной связи с произведением и вовлечению в его смысловое поле.
Использование театральных и ролевых элементов также является эффективным методом повышения мотивации. Через постановку сцен из произведения, выполнение ролевых заданий, где учащиеся могут примерить на себя роли персонажей, школьники лучше понимают и интерпретируют тексты. Такие методики позволяют не только погрузиться в культурный контекст, но и помогают раскрыть внутренний мир героев, понять их психологию и мотивацию. Кроме того, театральные приемы способствуют развитию у школьников навыков анализа и интерпретации, что создает у них более осознанное отношение к тексту. Перевоплощение в персонажей, сопереживание их судьбам и осознание их моральных дилемм повышает личную заинтересованность в изучении литературы, а также углубляет восприятие художественного произведения.
Важную роль в повышении мотивации играет интеграция современных технологий в процесс изучения литературы. Цифровые инструменты, такие как интерактивные презентации, видеоконтент, виртуальные экскурсии и электронные ресурсы, позволяют учителю создать более динамичную и интерактивную среду на уроках. Так, просмотр экранизаций литературных произведений или фрагментов театральных постановок может способствовать более глубокому пониманию текста, давая учащимся возможность визуализировать образы и сюжеты. Использование электронных библиотек и учебных платформ, которые предоставляют доступ к дополнительным материалам и комментариям, помогает учащимся расширить свои знания о произведении и его историческом контексте. Данные подходы помогают сделать процесс изучения литературы более увлекательным и доступным, особенно для современных школьников, привыкших к быстрому получению информации через цифровые устройства.
Проектная деятельность также может способствовать повышению интереса к классической литературе, поскольку дает учащимся возможность исследовать произведение более глубоко и многогранно. Учитель может предложить школьникам выполнять исследовательские проекты, связанные с анализом тем, мотивов и символики произведения, изучением биографии писателя или исторического контекста, в котором создавалось произведение. Проекты могут быть выполнены в различных форматах, включая создание иллюстраций, создание веб-сайтов или блогов, эссе или презентаций. Участие в проектной деятельности помогает учащимся сформировать более личное отношение к изучаемому материалу, а также развивает навыки анализа, критического мышления и самостоятельной работы.
Формирование у школьников мотивации к изучению классической литературы также требует ориентации на индивидуальные интересы и потребности учащихся. Современные школьники представляют собой разнородную аудиторию с разнообразными интересами и уровнями восприятия, поэтому учителю важно учитывать эти особенности при организации урока. Например, при изучении литературных тем можно предоставлять учащимся возможность выбора произведений или заданий, что позволит каждому из них найти наиболее близкие для себя темы и сюжеты. Включение произведений, затрагивающих актуальные для молодых людей вопросы, например, произведений о самоопределении и социальной справедливости, может сделать изучение классики более значимым и актуальным.
Критическое осмысление текста — еще один важный метод, который позволяет школьникам воспринимать произведения не просто как исторические памятники, но как живые тексты, полные идей и вопросов, актуальных в любой эпохе. На уроках учитель может побуждать учащихся к анализу и обсуждению текстов, к выработке собственных интерпретаций и оценок. Важно, чтобы школьники ощущали свободу в выражении своего мнения, научились аргументировать свои позиции и уважать мнение других. Критическое осмысление позволяет учащимся не только глубже понять произведение, но и выработать собственное отношение к нему, формируя при этом уважение к классическому наследию и понимание его значимости для современного общества.
Таким образом, повышение мотивации учащихся к изучению классической литературы требует от учителя комплексного подхода, включающего разнообразные методы и техники. Эмоциональное вовлечение, театральные элементы, цифровые технологии, проектная деятельность и ориентация на индивидуальные интересы учащихся помогают сделать изучение классики увлекательным и значимым процессом. Вовлекая школьников в мир классической литературы, учитель не только способствует их культурному и интеллектуальному развитию, но и закладывает основы для формирования критического мышления, способности к анализу и глубокой эмоциональной восприимчивости, столь важных для полноценного понимания мира и места человека в нем.
Список литературы
1. Борисова Л. В. Формирование интереса к русской классической литературе у подростков / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 451-453.
2. Панибрашина Д. Е. Мотивация к чтению современных школьников как методическая проблема учителя-словесника / Д. Е. Панибрашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 49-51.