Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников в коррекционной школе | Дядяшева Елена Валентиновна. Работа №349705

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников в условиях коррекционной школы. Воспитание и обучение детей с нарушениями в поведении требует от педагогов специальной подготовки и понимания особенностей психологического и эмоционального развития таких учащихся. Автор анализирует основные методы и подходы, позволяющие предотвратить негативные проявления поведения и способствующие формированию социально приемлемых норм у детей и подростков с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: коррекционная школа, отклоняющееся поведение, профилактика, коррекция, педагогическая поддержка, эмоциональное развитие.

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

 

Дядяшева Елена Валентиновна, воспитатель

КОУ ВО «Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»,

с. Красное

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников в условиях коррекционной школы. Воспитание и обучение детей с нарушениями в поведении требует от педагогов специальной подготовки и понимания особенностей психологического и эмоционального развития таких учащихся. Автор анализирует основные методы и подходы, позволяющие предотвратить негативные проявления поведения и способствующие формированию социально приемлемых норм у детей и подростков с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: коррекционная школа, отклоняющееся поведение, профилактика, коррекция, педагогическая поддержка, эмоциональное развитие.

 

Проблема отклоняющегося поведения у детей и подростков, обучающихся в коррекционных школах, остается одной из ключевых в сфере специального образования. Поведенческие отклонения могут выражаться в агрессии, замкнутости, повышенной тревожности или социальной неадаптированности, что затрудняет учебный процесс и мешает социализации учащихся. Воспитателю в коррекционной школе отводится значимая роль в формировании позитивных моделей поведения у детей и подростков, что требует от педагога высокой профессиональной подготовки, терпения и понимания механизмов возникновения отклоняющегося поведения.

Среди основных причин поведенческих отклонений у детей и подростков с особыми образовательными потребностями выделяются биологические, психологические и социальные факторы. Биологические факторы могут включать генетическую предрасположенность и особенности нервной системы ребенка, а также возможные соматические заболевания. Психологические причины связаны с индивидуальными особенностями личности, такими как низкий уровень самоконтроля, повышенная возбудимость или склонность к тревожности. Социальные факторы касаются неблагоприятной семейной обстановки, отсутствия поддержки и понимания со стороны окружающих, что особенно важно для детей, воспитывающихся в коррекционной среде.

В условиях коррекционной школы система профилактики отклоняющегося поведения включает не только педагогическое воздействие, но и целый комплекс мер, направленных на гармонизацию эмоционального состояния ребенка. Важно, чтобы воспитатель умел своевременно выявить изменения в поведении учащегося, что позволит оперативно предпринять меры по устранению агрессивных или замкнутых проявлений. Основная задача профилактических мер заключается в предотвращении негативных моделей поведения и их замещении на положительные образцы. В этом контексте крайне важно создание безопасной и доверительной образовательной среды, где каждый ученик будет чувствовать поддержку и защищенность.

Эффективным методом профилактики отклоняющегося поведения является создание у воспитанника мотивации к учебе и межличностному взаимодействию. Это достигается через различные формы групповой и индивидуальной работы, способствующие формированию у ребенка ощущения успеха и социальной значимости. Важно также развивать у учащихся навыки самоконтроля, что способствует снижению уровня конфликтности и агрессивных проявлений. Воспитатель может использовать методы вербального и невербального поощрения, которые помогут ребенку почувствовать уверенность в себе и сформировать положительное отношение к обучению. При этом акцент делается на поддержание дисциплины и создание условий для самовыражения, что позволяет учащимся осознавать последствия своего поведения и контролировать эмоциональные всплески.

Существенной частью профилактической работы является также вовлечение учащихся в коллективные мероприятия, что способствует их социализации и улучшению коммуникативных навыков. Коллективные занятия способствуют формированию позитивных социальных связей и позволяют учащимся перенимать положительные модели поведения у сверстников. В процессе совместных занятий дети учатся поддерживать друг друга, соблюдать правила поведения и делиться своими эмоциями, что постепенно развивает у них чувство принадлежности к коллективу и укрепляет доверие к окружающим.

В случае, если у ребенка наблюдаются устойчивые поведенческие отклонения, педагогу необходимо применять методы коррекционного воздействия, которые направлены на адаптацию ребенка к социальным нормам и требованиям. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику позволяет учитывать его эмоциональное состояние и особенности характера, а также уровень интеллектуального развития. Коррекционная работа должна быть направлена на повышение самооценки ребенка, развитие его умения строить межличностные отношения и контролировать собственное поведение. Эффективными методами в данном случае могут быть арт-терапия, игровая терапия и приемы когнитивно-поведенческого воздействия. Например, через ролевые игры дети учатся адекватно реагировать на трудные ситуации, а также правильно выражать свои эмоции и управлять ими.

Арт-терапия, в свою очередь, предоставляет ребенку возможность выразить свои переживания через творчество, что способствует снижению тревожности и укреплению эмоциональной устойчивости. Данный метод позволяет выявить скрытые эмоциональные проблемы и мягко направить ребенка к принятию социально приемлемых моделей поведения. Игровая терапия также является эффективным способом для коррекции агрессивных или импульсивных проявлений, так как помогает ребенку отработать сценарии поведения в игровой форме. Это позволяет учащимся осознать свои чувства и обрести навыки конструктивного поведения.

Особое внимание в коррекционной работе уделяется поддержанию доверительных отношений с ребенком. Для детей с отклоняющимся поведением характерна повышенная тревожность и недоверие к окружающим, что усложняет их социализацию и мешает формированию адекватных моделей поведения. Воспитатель должен проявлять эмпатию и терпение, поддерживать и направлять ребенка, что поможет ему преодолеть внутренние конфликты и научиться справляться со своими эмоциями. Это требует от педагога умения грамотно сочетать требовательность и понимание, создавая атмосферу, в которой ребенок сможет довериться педагогу и открыть свои внутренние переживания.

Таким образом, методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в коррекционной школе представляют собой сложный комплекс мер, направленных на развитие у детей социально значимых моделей поведения и формирование устойчивого интереса к учебному процессу. Важное значение в данной работе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, поддержание доверительных отношений и создание безопасной образовательной среды. Сочетание профилактических и коррекционных мер позволяет воспитывать у школьников уверенность в собственных силах, формировать положительное отношение к учебе и улучшать их коммуникативные навыки.

 

Список литературы

1. Евсюткина П. А. Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности / П. А. Евсюткина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 303-305.

2. Умархаджиева С. Р. Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения / С. Р. Умархаджиева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 105-107.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×