Методы психокоррекции по преодолению страхов у детей | Кайшенова Алия Аскеровна. Работа №351572
Одной из самых ярких и сильных эмоций является страх. Данная эмоция сигнализирует человеку о наличии опасности. В статье рассмотрено понятие "страх", его отличие от других эмоциональных состояний. В работе приведены ведущие методы психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей: игровые, творческие...
Методы психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей
Одной из самых ярких и сильных эмоций является страх. Данная эмоция сигнализирует человеку о наличии опасности.
В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх – базовая эмоция, которая является «врожденным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием» (Изард, с. 54).
С точки зрения А.И. Захарова, страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.
Страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом и свидетельствует о наличии неблагополучия в развитии эмоциональной сферы.
От переживания страха следует отличать состояние тревоги и тревожности. Понимать различие страха и тревоги необходимо для правильной коррекционной помощи ребенку. В отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Если существует реальная объективная опасность, то можно говорить о страхе, а при переживаниях опасения, которое не имеет объективного основания, можно говорить о тревоге.
Дж. Уотсон (1929) рассматривал в качестве основания для различения страха и тревоги разный характер действий, реализующих эти эмоциональные состояния в поведении. При страхе мы можем наблюдать две поведенческие реакции: борьбу или уход от ситуации. В случае тревоги имеет место недифференцированная поисковая активность человека.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако страхи, сохраняющиеся длительное время, служат признаком эмоционального неблагополучия, негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка. В связи с этим встает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы психологической коррекции детских страхов и поиска путей преодоления психического неблагополучия ребенка.
К наиболее часто встречающимся методам психокоррекции страхов относится арт-терапия – терапию искусством (сказкотерапия, куклотерапия) и игровая терапия. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка.
Игра имеет несколько функций и одна из них – терапевтическая. По мнению Е.С. Жорняк, игровая терапия – нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем.
О.А. Карабанова в своей книге «Игра в коррекции психического развития ребенка» называет основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:
1) моделирование системы социальных отношений в особых игровых условиях, исследование ребенком этих отношений и ориентировка в этих отношениях;
2) принятие разнообразных ролей ребенком, способствующее изменению его позиции, преодолению личностного и познавательного эгоцентризма;
3) организация ориентировки ребенка в переживаемых им эмоциональных состояниях, обеспечение их осознания благодаря вербализации;
4) формирование наряду с игровыми реальных отношений между детьми как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации.
Один из приемов арт-терапии – рисование – определяется как творческий акт, который позволяет детям ощутить радость свершений. Он позволяет также детям свободно выражать свои чувства. Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней []. А.А.
Осипова выделяет основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования:
1) предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании;
2) выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования;
3) поиск адекватной формы выражения;
4) развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация;
5) разрешение конфликтно-травмирующей ситуации в символической форме.
Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов в детском возрасте дан в работах А.И. Захарова. При анализе рисунка уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Важно то, как с помощью художественных средств (цвет, форма, размер и т.д.) передаются эмоциональные переживания субъекта.
Другим часто встречающимся методом коррекции детских страхов, относящихся к арт-терапевтическому направлению, является сказкотерапия – «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром».
Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиска нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, как безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.
Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, в том числе и с детскими страхами. Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают ребенку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и позволяют справиться с психотравмирующими ситуациями. И.Е. Кулинцова обращает внимание на то, что каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенной ситуации.
На основе игры и арт-терапии выделился отдельный и очень эффективный метод психокоррекции страхов. Это куклотерапия. Он основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой. Это частный метод арт-терапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции довольно долгое время выступают куклы.
Куклотерапия популярна как в зарубежной (Ф. Зимбардо, 1991), так и в отечественной практике коррекционной работы (И.Г. Выгодская, 1984; А.И. Захаров, 1986; А.С. Спиваковская, 1988).
А.А. Осипова выделяет в процессе куклотерапии два этапа:
1) изготовление кукол;
2) использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. В куклотерапии используются следующие варианты кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.
Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.
Также достаточно распространенными методами, применяемыми в коррекции детских страхов, являются методы поведенческой психотерапии. Поведенческая терапия состоит в «попытке изменить человеческое поведение и чувства в позитивном направлении с использованием современных теорий научения».
Выделяют несколько методов воздействия в поведенческой терапии: оперантные методы; метод конфронтации; когнитивное переструктурирование; тренинг уверенности в себе; способы самоконтроля; систематическую десенсибилизацию.
В большинстве случаев в работе с детскими страхами используются элементы или отдельные методы работы. Примером может служить метод систематической десенсибилизации. Предложенная в 1950-х гг. Д. Вольпе cистематическая десенсибилизация является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Это метод «систематического постепенного уменьшения сензитивности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а, следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам» (Вольпе, с. 215).
Вариантом вербальной десенсибилизации в работе с детьми является методика эмотивного воображения: используется воображение ребенка, позволяющее ему отождествлять себя с любимым героем и разыгрывать ситуации, в которых тот участвует. Психолог направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли своего любимого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает в себя следующие стадии: составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций; выявление любимого героя, с которым бы ребенок легко себя идентифицировал; выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить; начало ролевой игры. Ребенка (с закрытыми глазами) просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя; собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлечен в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующей ситуации.
Литература
Осипова, А.А. Общая психокоррекция : Учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2000. - 508, [1] с.
Психология страха: Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур (Москва, 16 апреля 2014 г.) / Военный университет МО РФ, Общество психологов силовых структур, Школа современных психотехнологий - М.: ВУ, 2014. - 254 с.
Уотсон, Д.Б. Психология как наука о поведении / Джон Б. Уотсон Пер. со 2-го англ. изд. В. М. Боровского. – М.; Ленинград : Гос. изд-во, 1926. - X, [2], 384 с.