Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы работы над ансамблем в классе балалайки ДШИ | Аскарова Венера Рафиковна. Работа №331581

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Краткое описание  Какой прекрасный инструмент балалайка. Что такое Ансамбль. Как он влияет на развитие слуха, ритма, музыкальную память, фантазию участников. Подбор репертуара, учитывая возрастную категорию. И рассматриваются 3 этапа работы над ансамблем. Знакомство с произведением. Игра каждой партий. Работа над единым целым, звуком, динамикой. Над качеством звучания. Подготовка к концертному исполнению, начальное единое целое. Пробные концерты на родительских собраниях, концерт класса.  Заключение.

Доклад
на тему: Методы работы над ансамблем в классе балалайки ДШИ
Выполнила:
Аскарова Венера Рафиковна
преподаватель высшей категории
по классу балалайки
МБУДО ДШИ№2 г. Сургут ХМАО-Югра
2024
Какая прелесть эти балалайки!
Какой поразительный эффект
могут они дать в оркестре!
По тембру – это незаменимый инструмент.
Именно так отозвался выдающийся русский композитор Петр Ильич Чайковский о выступлении Кружка любителей игры на балалайках под руководством великого виртуоза-балалаечника, отца современной балалайки и создателя первого оркестра русских народных инструментов – Василия Васильевича Андреева, деятельность которого послужила основой для развития народно-инструментального жанра.
Ансамбль – строчное сочетание различных элементов, встречае6тся во всех областях. Особенно ансамблевое музицирование развито на отделениях народных инструментов, которые могут похвастаться разнообразием инструментального состава своих ансамблей. Среди них и смешанные ансамбли народных инструментов, и однородные ансамбли баянистов, аккордеонистов, домристов, гитаристов и балалаечников (дуэты, трио, квартеты), оркестр.
В настоящее время в детских музыкальных школах и школах искусств большое внимание уделяется коллективному музицированию. На базе школ создаются различные по составу инструментальные и вокальные ансамбли. И это неспроста, педагогическая практика показывает, что играть в ансамбле детям нравится, они получают радость от совместного творчества, а это очень важно, ведь обучение музыке должно приносить положительные эмоции.
Балалайка, среди струнных инструментов, является самым богатым по количеству приемов игры на ней инструментом. Благодаря различным приемам игры, на балалайке одинаково удачно звучат как лирические, протяжные мелодии, так и веселые, задорные пьесы. Это говорит об универсальности ансамбля балалаечников, который может исполнять любые по жанру, форме и характеру произведения.
Ансамбль в классе балалайки является очень интересным и плодотворным видом музицирования как для учащихся, так и для его преподавателя - руководителя. Игра в ансамбле выступает как обязательная составляющая комплексного обучения юного музыканта. Независимо от того, свяжет ли он в будущем свою жизнь с музыкой или нет, умения и навыки, полученные на уроках ансамбля, ему, несомненно, пригодятся.
Руководитель-преподаватель оркестра, ансамбля балалаечников должен научить детей понимать и любить музыку, привить уважение к народно-инструментальному творчеству, развить природные музыкальные данные каждого учащегося, увлечь ансамблевым музицированием на балалайке.
Балалайка является солирующим инструментом, поэтому в классе балалайки и, в том числе, в ансамбле балалаечников необходим концертмейстер. Им может быть как пианист, так и баянист или аккордеонист. В настоящее время в ДШИ солистам-балалаечникам и ансамблям балалаечников аккомпанируют в основном пианисты.
Ансамблевое музицирование очень хорошо дисциплинирует и развивает такие необходимые в жизни качества как усидчивость, терпеливость и внимательность, умение слушать партнеров, чувства коллективизма, ответственности и долга. Также игра в ансамбле развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкальный кругозор и фантазию участников коллектива.
Все это свидетельствует о том, что прививать юным музыкантам навыки ансамблевого музицирования нужно начинать как можно раньше. Сначала это может быть игра несложных детских пьесок в дуэте с преподавателем, далее – игра с концертмейстером, а потом уже – игра в ансамбле с другими детьми. К игре в ансамбле следует привлекать всех учащихся, независимо от их природных музыкальных данных.
Ансамбли балалаечников могут быть различными по количественному составу. В ансамблях малых форм (дуэтах и трио) разумно объединять учащихся примерно равных по возрасту и исполнительским возможностям. В ансамблях же большего состава плодотворным будет соединение более сильных в техническом и музыкальном плане учащихся с менее продвинутыми. Это является очень полезным и для тех, и для других, так как слабые учащиеся начнут брать пример с сильных и будут тянутся к их уровню, а сильные в свою очередь научатся вести за собой, тем самым приобретая навыки концертмейстера.
Помимо привычных балалаек прим, для обогащения звучания в ансамблях балалаечников можно использовать балалайку секунду и (или) альт, балалайку бас и (или) контрабас и различные шумовые инструменты (ложки, бубен, трещотка, бубенцы, треугольник и т.д.). Шумовые инструменты придают ансамблю балалаечников праздничность и яркость, тем самым делая выступление запоминающимся и интересным.
Подбор репертуара в детском инструментальном коллективе всегда являлся очень важным и ответственным моментом. В этом вопросе вся ответственности ложится на плечи руководителя коллектива. Репертуар ансамбля должен быть разнообразным и интересным, а главное – он должен нравиться детям, чтобы им было приятно его исполнять. В него следует включать обработки народных песен и танцев, произведения зарубежных русских и татарских композиторов, а также произведения современных авторов. В настоящее время очень остро ощущается нехватка учебного материала для детских ансамблей, в связи с этим руководитель должен сам делать аранжировки произведений с целью обогащения репертуара коллектива. При подборе репертуара и аранжировке пьес следует учитывать возрастные особенности детей, их технические возможности и уровень музыкального развития. Каждое новое произведение должно нести педагогическую ценность и научить ансамблистов чему-то новому. Грамотно подобранная программа является залогом успешного развития как ансамбля в целом, так и развития отдельных учащихся в техническом и музыкальном плане.
На уроках ансамбля должны развиваться умения и навыки, полученные на уроках по специальности, поэтому правильная посадка и постановка рук, приемы звукоизвлечения неизменно остаются объектом постоянного внимания со стороны руководителя ансамбля.
Работа над любым произведением в ансамбле состоит из 3х этапов:
- знакомство с произведением; разучивание отдельно своей партии каждым ансамблистом;
- соединение всех партий в единое целое;
- работа над художественным образом, формой произведения.
На первом этапе приступая к работе над музыкальным произведением, нужно ознакомить учащихся с его жанром, формой и характером, познакомить с композитором, пояснить значения музыкальных терминов, объяснить каждому учащемуся функцию его партии.
На втором этапе учащиеся проигрывает произведение с листа, после предварительного ознакомления партий. Погрешности в исполнении не должны приковывать к себе внимание ни педагога, ни учащихся.
Основная задача является преодоление технических трудностей. До встречи общего состава ансамбля ученик должен очень хорошо (желательно наизусть), знать свою партию со всеми штрихами и нюансами. Для этого ученик сначала педагогом, а затем играет в дуэте с педагогом, а затем вместе с другими учащимися. При готовности коллектива возможны первые выступления на родительском собрании или концерте класса, что мною и используется на педагогической практике.
В игре ансамбля следует работать над синхронностью звучания и балансом, это является основным правилом ансамблевого музицирования. Каждый участник ансамбля должен научиться слышать не только себя, но и остальных. Играть вместе очень сложно, так как у каждого ребенка свое чувство ритма, поэтому в ансамбле обязательно должен быть человек с хорошим чувством ритма, который сможет держать всех остальных, им может быть как учащийся, так и преподаватель. Необходимым для качественного и синхронного звучания ансамбля является не только слуховой контакт, но и зрительный. Очень важным моментом произведения являются начальное единое вступление всех ансамблистов вместе и синхронное окончание пьесы, для этого все исполнители должны быть внимательны и сконцентрированы. Перед тем как начать и закончить, все должны посмотреть на того, кто показывает начало и окончание, для этого используется кивок головой.
На третьем этапе очень важно выбрать темп исполняемого произведения, он должен быть удобным для всех ансамблистов, но одновременно с этим не противоречить замыслу автора.
Работа над качеством звука, ритмом, динамикой, фразировкой, штрихами и характером исполняемых произведений должна вестись на протяжении всего периода обучения учащихся.
Руководитель - преподаватель ансамбля должен научить, каждого участника грамотно исполнять свою партию, добиваться полноценного единого звука – хорошего прослушивания основной мелодии и гибкого ненавязчивого исполнения аккомпанемента и подголосков.
В заключении, основным направлением работы ансамбля балалаечников являются выступления на различных мероприятиях, а также участия в конкурсах и фестивалях разного уровня. Практика и опыт показывают, что все это повышает мотивацию учащихся к обучению игре на инструменте, одновременно способствуя повышению интереса публики к народно-инструментальной музыке, и к балалайке в частности. Всё это говорит о необходимости заниматься с обучающиеся ДШИ ансамблевым музицированием.
Использованная литература:
1. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс,2002.-288с.
2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб.ное пособие для ВУЗов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 400с.
3.Стороженко А.М. Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства: Учебное пособие. – Самара: Кн.из-во, 199- 112с
4. Шалов А.Б. Основы игры на балалайке. – Л.: Музыка, 1970. – 56с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×