Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЗАПОМИНАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ | Карачков Иван Николаевич. Работа №353887

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья предназначена для преподавателей музыкальных отделений детских школ искусств и детских музыкальных школ, раскрывает методы запоминания музыкального текста. Однозначного видения решения этого вопроса не существует. Только практическим путем и индивидуальным подходом можно решить, как и когда, в какой форме данному ученику нужно запоминать произведения.

Карачков Иван Николаевич,

Преподаватель,
МБУ ДО ДМШ №1,
г.о. Жигулевск, Самарская область,
Российская Федерация.

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЗАПОМИНАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Любой музыкант – исполнитель знает, что для современного концертного выступления музыканта исполнение без нот является нормой. Запомнить нотный текст является целью любого исполнителя. Для этого нужна осознанная установка на запоминание. Иначе даже многократное исполнение музыкального произведения не приводит к запоминанию (не имею в виду выступления концертмейстеров на концертах, играющих на нотах и не ставящих своей целью выучить материал наизусть).

В музыкальной школе уже на начальном этапе обучения мы сталкиваемся с проблемой запоминания исполняемых пьес. В настоящее время, век техники и гаджетов, детям школьного возраста свойственно клиповое мышление, а значит, удерживание музыкального материала в долговременной памяти практически невозможно без усилий.

Как же быть? Вспомним высказывания известных педагогов музыкального образования. Л. А. Баренбойм считает, что «начиная с первой исполняемой пьесы, все разучиваемые учащимися музыкальные произведения должны выучиваться на память, и с первых же шагов обучения должна начаться работа с учеником не только над запоминанием отдельных разучиваемых пьес, но и над относительно длительным удерживанием в памяти пройденного репертуара»

Л. Маккиннон, А. Гольденвейзер считали, что ученику нужно специально учить на память все, что ему задается, но только после разбора текста, на стадии технической работы, либо в конце её. При этом необходимо пользоваться нотным текстом, чтобы избежать неточностей и ошибок.

Что же касается самого способа запоминания музыкального материала, тут мнения музыкантов разделились на два лагеря: 1) запоминание музыки должно быть намеренным, основано на тщательном продумывании разучиваемого
(С. Савшинский, А. Гольденвейзер); 2) Г. Нейгауз, С. Рихтер, К. Игумнов и др. придерживались мнения, что запоминание происходит в период работы над образным содержанием.

Думаю, что однозначного видения решения этого вопроса не существует. Только практическим путем и индивидуальным подходом можно решить, как и когда, в какой форме данному ученику нужно запоминать произведения.

Работая преподавателем в музыкальной школе, я сталкиваюсь с распространенной практикой запоминания текста: многократного и однообразного повторения отдельных фраз и предложений. В результате на академическом зачете в полугодии многие учащиеся, выходя на сцену, исполняют произведение, лишенное осмысленности и художественного образа, думая только о тексте. В таком случае неизбежны остановки и неточности, принимая во внимание еще и фактор «боязни сцены».

Каким же образом ускорить запоминание? Больше всего подходит сравнение молодого музыканта с театральным актером. Уверен, что актер вдумчиво изучает свою роль, проговаривает текст, используя глубокие ассоциативные связи и эмоциональные приемы и способы, а не бессмысленно заучивает фразы, чтобы потом чуть прибавить выразительности.

Так и ученику музыкальной школы следует творчески отнестись к заучиванию текста произведения и всегда думать при работе над ним.

В своей работе я придерживаюсь следующих этапов запоминания музыкального произведения наизусть:

Подготовительный этап:

Разбор текста. Глубокое и вдумчивое

изучение –

особенности

звуковедения

, гармоническая основа, анализ формы и стиля.

Игра произведения по нотам медленно, вдумчиво, осмысленно, осознавая все его музыкально-выразительные средства

, с пониманием всей формы в целом.

Варианты работы с текстом: без инструмента, за инструментом, без инструмента и без нот.

Основной этап:

Пробное исполнение текста. Места, где память «отказала», сыграть «своими словами», в дальнейшем их проверить, проанализировать и уточнить.

Через некоторое время повторить (и не раз) исполнение текста наизусть. Обычно с каждым разом запоминается все больший отрывок произведения.

К выученному тексту добавляется новый, который

вскоре запоминается, и т.д.

Многократные повторения

отдельных кусочков музыки, которые остались вне памяти

. Как правило, заняти

е

в режиме умственной

сосредоточенности («альфа-волн») поддерживается в течение короткого отрезка времени, поэтому необходимы передышки и расслабление.

Важно! Не перетруждать свою память, повторять трудные места не более трех раз.

С течением времени у ученика формируется навыки воспроизведения музыкального текста с любого места, в предельно медленном темпе, игры на память отдельными руками. Это и есть та свобода артиста, позволяющая чувствовать себя на сцене уверенно, свободно и думать о художественной стороне исполнения.

Список использованной литературы:

Маккиннон

Л. Игра наизусть. Л.,1967

.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947

https://infourok.ru/metodicheskiy-doklad-na-temu-vidi-muzikalnoy-pamyati-igra-naizust-2572731.html

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×