Методы работы при подготовке к ГИА на уроках математики | Мартовицкая Марина Николаевна. Работа №330073
Экзамен по математике в 9-м классе – это итог совместной работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Обучающиеся одного и того же класса имеют разный уровень подготовки по предмету, различную учебную мотивацию, различный психологический настрой. В таких условиях, учителю приходится выстраивать практически индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовать разные методики подготовки выпускников к экзамену. Для нас, учителей общеобразовательных школ, успешно сдать экзамен это, прежде всего, написать его без двоек. А число учеников этой «группы риска», к сожалению, только растет. Поэтому работа по подготовке к ОГЭ со слабоуспевающими учениками для нас особенно актуальна и отнестись к ней нужно со всей ответственностью.
Методы работы при подготовке к ГИА на уроках математики
ГИА глазами пессимиста
Вот снова у меня девятый класс.
Так мало грамотных средь них!
Я вглядываюсь в лица: сдаст, не сдаст
В июне ГИА каждый из двоих.
Потом разборки: как и почему;
Системы нет, готовили не так…
И снова я у совести в плену,
Морали–то читать - любой мастак.
А что учитель? Пашет словно вол:
С урока выйдет – мокрая спина.
И думает, чтоб школу не подвёл,
Когда наступит страшная ГИА.
Совсем скоро нам предстоит сдать ОГЭ по математике. Почему НАМ?
Экзамен по математике в 9-м классе – это итог совместной работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Обучающиеся одного и того же класса имеют разный уровень подготовки по предмету, различную учебную мотивацию, различный психологический настрой. В таких условиях, учителю приходится выстраивать практически индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовать разные методики подготовки выпускников к экзамену. Для нас, учителей общеобразовательных школ, успешно сдать экзамен это, прежде всего, написать его без двоек. А число учеников этой «группы риска», к сожалению, только растет. Поэтому работа по подготовке к ОГЭ со слабоуспевающими учениками для нас особенно актуальна и отнестись к ней нужно со всей ответственностью.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Какие же методы и приемы помогут достичь этой готовности?
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ.
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
В прошлом году я выпустила параллель 9-х классов и сегодня хочу поделиться своим опытом работы.
Работа с родителями.
Особое место в подготовке к ГИА занимает работа с родителями.
В сентябре проводим общешкольное родительское собрание, на котором
директор и завуч школы
рассказыва
ют
о результатах ГИА
прошлого года,
об организации и проведении ГИА. Знакомим родителей с нормативно
-
правовыми документами. Рассказываем какие варианты
для успешной подготовке
к ГИА предлагает наша школа в этом году. Стараемся вовлечь родителей в эту работу.
В начале второго полугодия, непосредственно перед пробными ОГЭ
,
зам директора
проводи
т
повторное собрание и более подробно знакоми
т
с теми изменениями
,
к
оторые произошли в этом учебном году,
с порядком проведе
ния экзамена и системой оценивания.
Учител
я-предметники
непосредственно выход
я
т
на род
собрания.
Со многими родителями
и детьми
приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.
Т.о. родителей стараемся тоже озадачить и вовлечь в подготовку к ОГЭ.
Информационный стенд
Информационное обеспечение осуществляем через уголки подготовки к итоговой аттестации. На уголках размещаются положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ГИА, права учащихся во время проведения ГИА, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям , демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации. Так же на сайте школы размещены ссылки на ресурсы, на которых можно найти всю необходимую информацию.
Материалы для подготовки к экзамену
В начале учебного года закупили для каждого сборники 3000 задач для подготовкие к ОГЭ по математике. И активно их использовали как на уроках, так и для домашней работы.
Различные пособия для подготовки к ГИА
Бесплатные
On-line
тесты ГИА 9 класс
сайт ФИПИ с открытым банком заданий
http://www.fipi.ru/
Видеоуроки для подготовки к ГИА.
Сайт Дмитрия Гущина
Полезные ссылки
http://karmanform.ucoz.ru/
http://alexlarin.net/
http://statgrad.mioo.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://burukinann.ucoz.ru/
http://le-savchen.ucoz.ru/
http://mathematics-120.ucoz.ru/
http://www.fipi.ru/
Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.
В учебниках чаще всего встречаются традиционные формулировки заданий, поэтому решаем и разбираем задания из КИМов.
После объяснения нового материала и его первичного закрепления, стараюсь продемонстрировать все разнообразие заданий по данной теме из первой и второй части экзаменационных материалов.
И затем включаю такие задания из открытого банка задач в текущие и самостоятельные и контрольные работы.
Например, тема «Квадратичная функция». Она отражена в 10, частично в 14 задании (при решении квадратных неравенств) и в задании № 23.
Устная работа
Особое внимание уделяю устной работе на уроках. Это один из важных приемов при подготовке учащихся к ГИА.
Система устного повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Поэтому на каждом уроке даем устные задания из ОГЭ открытого банка задач первой части.
Например, задание №3. Числа на прямой, сравнение чисел.
№4. Несложные вычисления со степенями и корнями.
№10. Работа с графиками функций.
№19. Геометрия на клетчатой основе.
Домашнее задание в соответствии с КИМами
Применяю различные формы домашнего задание задания из сборника типовых экзаменационных вариантов (под ред. И.В. Ященко) и открытого банка заданий: 4 - 5 заданий из варианта или тематические задания. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем на доске.
Тематическое повторение.
Оставляю запас времени для повторения.
Несмотря на систематическую работу в течении года, всё же стараюсь закончить изучение текущего материала к концу третьей четверти, чтобы всю 4 четверть оставить для повторения. Начинаю тематическое повторение.
Начинаем повторять по темам – кратко и только нужное, и сразу смотрим где эта теория применяется. 3-4 урока провели – затем зачет или самостоятельная работа. И тоже фиксируем в таблице мониторинга.
Повторение геометрии
Не секрет, что дети задания из раздела геометрии, решают хуже. И стараются как можно больше баллов набрать при решении заданий раздела «алгебра». Поэтому перед тематическим повторением вопросов геометрии , сначала провожу теоретический зачет. Для этого вывешиваю список основных вопросов: теоремы, определения, свойства фигур, формулы площадей и тд. Потом провожу мини опрос и только 1 урок посвящаю работе с 20 заданием, и еще раз провожу зачет непосредственно по нему. И только затем начинаем работу с остальными заданиями раздела.
Дифференцированный подход
Я делила учащихся на группы в зависимости от уровня их математической подготовки. Это позволяло осуществлять мне дифференцированный подход и параллельно работать как со слабоуспевающими, так и предоставить более широкие возможности для хорошо успевающих ребят. Например, для одной группы я готовила карточки-помощники с краткой справочной информацией по какому-либо заданию и там же образцы рассуждений, а для второй группы делала подборку заданий из второй части по данной же теме и ключи к ним.
Ребят второй группы регулярно знакомила с новыми возможностями по подготовке к экзамену. Например, вебинары- как один из эффективных элементов дистанционного обучения.
Регулярно решала задания 2 части и вывешивала их на информационном стенде, с тем чтобы ребята могли самостоятельной знакомиться с интересными решениями и грамотным оформлением решения.
Организация работы с тестами
Даже работу с тестами можно организовать по –разному. Например, на первых порах тесты разбираются совместно с учителем в классе. Затем, можно организовать работу в парах (причем по одинаковым силам), дети даже сами с удовольствием выбирают себе напарника, и это далеко не друг-подружка, они в 9 классе очень четко понимают, что получат гораздо большее, если их силы будут равны. Во второй половине года, многие уже желают работать самостоятельно, получив потом ключи от учителя и задав вопросы по тем, заданиям, где не могут найти ошибку. 3-4 задания , которые вызвали наибольшие затруднения, разбираем вместе на доске.
Тренировочные работы в течение года.
Основной метод подготовки в общеобразовательных классах - решение типовых и тренировочных заданий, тестов КИМ. Для эффективной подготовки к ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди четырех предложенных.
Такая форма позволяет ребятам привыкать к работе с КИМами, самостоятельно мониторить свои успехи, учиться работать над темпом своей работы, учит уметь выбирать нужное и знакомое из кимов.
И если в начале года на работу с одним вариантом КИМ только первой части тратится 2 урока совместной работы, то к концу года примерно 80-90% учащихся справлялись на 3 за 1 урок. Так как уже точно знали, что они могут решить и начинали именно с этих заданий.
Мониторинг подготовки к ГИА по математике.
Примерно раз в четверть в первом полугодии и ежемесячно во втором полугодии провожу тренировочные репетиционные работы. С обязательным дальнейшим разбором. Результаты всех тестов регулярно вношу в в таблицу, тем самым отслеживая динамику роста у отдельных учеников, выявляю темы, требующие повторения и корректировки. Кроме того, мне нужно это для работы с родителями.
Дополнительные занятия по подготовке к ГИА
Регулярно проводим дополнительные занятия по подготовке к ГИА.
В некоторых школах выделяются дополнительные часы для подготовки к экзамену, если же таких часов нет, то необходимо предусмотреть время для подготовки на каждом уроке.
Если есть возможность проводить отдельно консультации по уровню подготовленности детей, то это просто замечательно.
Обучение технике сдачи экзамена
Педагогу необходимо научить учащегося так называемой технике сдачи государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Следует заострить внимание выпускника на следующих важных моментах:
- Внимательно читать инструкцию к работе. При выполнении заданий и записи ответов помнить об инструкции.
- Следить за временем. Помнить, что время экзамена ограничено. Если не получается решить задание, не надо тратить на него время, следует перейти к решению следующего задания. После завершения всей работы в оставшееся время можно вернуться к пропущенным заданиям и постараться их решить.
- А иногда даже научить пользоваться обычными часами со стрелкой!
- Прочитать полностью всю работу, оценить её сложность. Выбрать те задания, которые являются самыми простыми, не требующими больших усилий. Выполнение работы начинать с этих заданий.
- При решении заданий внимательно читать условие, анализировать, спрашивая себя: «Что нужно найти?»; «Что требуется записать в ответ?». Это порою главное правило (привести пример с квадратным уравнением или задачей на теорию вероятности)
- Выполнять задание только на черновике. Прежде чем перенести ответ в бланк, проверить своё решение. Обратиться к инструкции, к условию задания, если все в порядке, аккуратно перенеси ответ в бланк.
- Не спешить.
Со слабыми ребятами важны любые мелочи при работе с тестами. (пример выбор ответа из 4). + или зачеркнуть.
Учим включать интуицию
Выбираем минимум для слабоуспевающих
Это особенно актуально сейчас, когда остался всего месяц до экзамена. Выбрать порядка 12 заданий и работать в первую очередь с ними. Только после этого ребята выбирают ещё задания, решение которых возможно тоже под силу.
Заполнение бланков.
В течение года систематически проводилась работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает масса проблем, поэтому чем раньше учащиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. Обращала внимание на то, что если получена обыкновенная дробь, необходимо обратить ее в десятичную, каждый символ (цифра, знак минус, запятая или точка с запятой) пишутся в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами, единицы измерений указывать не нужно и т.д. Ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.
Мотивация к успешной сдаче (создание положительного настроя)
Учитель должен быть ещё и тонким психологом. Одних, чтобы подстегнуть и придать уверенности, нужно чаще хвалить. Других детей, чаще всего с высоким уровнем подготовки, необходимо регулярно пускать в ситуацию «неуспеха», чтобы вызвать в них азарт. Постоянно подчеркивать в классе – вот это мы умеем отлично, а это сейчас начинаем повторять.
Кроме того, дети и сами должны чувствовать и видеть, что и учитель готовится к экзамену. Что он заинтересован в поиске информации для них, что учитель не отмахнется от ребенка на переменке, а обязательно подскажет ответ на вопрос. У меня были ребята, которые не посещали дополнительные занятия, готовились сами, и я с удовольствием отвечала на вопросы, с которыми они столкнулись. Наоборот, для таких детей ещё и дополнительно подскажешь, чем можно воспользоваться.
Подготовка к ГИА – это всегда трудоемкий и ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.
Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий, подборка заданий, подготовка самостоятельных и контрольных работы в соответствии с КИМами, занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт результат. Надеюсь, что мой опыт будет полезен вам, и, возможно, пригодится в дальнейшей работе.
ГИА глазами оптимиста
Ну что, девятый, справишься с ГИА?
Ведь всё получится, ты тесты порешай,
Засядь за книги, не играй в ПК.
Примчится лето быстро, так и знай.
А что учитель? Он всегда с тобой:
Поможет подготовиться, поверь.
А «результатец» будет неплохой,
Откроет пред тобой 10-й дверь.
/просторы интернета/
Желаю Вам удачи на экзамене!