Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы работы с агрессией и тревожностью у детей и подростков | Клепикова Алеся Владимировна. Работа №345284

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена проблемам агрессии и тревожности у детей и подростков, их причинам, проявлениям и методам психолого-педагогической работы для снижения негативных эмоциональных состояний. Рассматриваются основные подходы к работе с этими нарушениями, включая когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию, игровую терапию и тренинги по развитию навыков эмоциональной регуляции. В статье освещается роль педагога-психолога в создании благоприятной среды для развития детей, формировании их эмоциональной устойчивости и предотвращении негативных последствий агрессии и тревожности.

Ключевые слова: агрессия, тревожность, педагог-психолог, дети, подростки, методы работы, эмоциональная регуляция, профилактика.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ И ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Клепикова Алеся Владимировна, педагог-психолог Бурнакский филиал МБОУ"Жердевская средняя общеобразовательная школа N2"

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам агрессии и тревожности у детей и подростков, их причинам, проявлениям и методам психолого-педагогической работы для снижения негативных эмоциональных состояний. Рассматриваются основные подходы к работе с этими нарушениями, включая когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию, игровую терапию и тренинги по развитию навыков эмоциональной регуляции. В статье освещается роль педагога-психолога в создании благоприятной среды для развития детей, формировании их эмоциональной устойчивости и предотвращении негативных последствий агрессии и тревожности.

Ключевые слова: агрессия, тревожность, педагог-психолог, дети, подростки, методы работы, эмоциональная регуляция, профилактика.

 

Агрессия и тревожность являются одними из наиболее распространенных эмоциональных и поведенческих проблем у детей и подростков. Эти состояния могут значительно ухудшать качество жизни ребенка, осложнять его взаимодействие с окружающими, а также негативно влиять на процесс обучения и личностного развития. Важно понимать, что агрессия и тревожность не всегда проявляются как отдельные явления, а зачастую связаны между собой и могут быть реакцией на стресс, неопределенность или неадекватное восприятие окружающей среды.

Работа педагога-психолога в данной области требует комплексного подхода, включающего как диагностику, так и профилактику и коррекцию поведенческих и эмоциональных нарушений. Основной задачей психолога является создание условий, при которых дети и подростки могут эффективно справляться с агрессией и тревожностью, учиться управлять своими эмоциями и адаптироваться к трудностям.

Причины агрессии и тревожности у детей и подростков

1. Агрессия: причины и проявления

Агрессия у детей и подростков может возникать по различным причинам, среди которых выделяют:

- Семейные проблемы. Неблагоприятная семейная обстановка, конфликты между родителями, отсутствие эмоциональной поддержки могут вызывать у детей агрессивное поведение как способ защиты или привлечения внимания.

- Школьные трудности. Проблемы в обучении, конфликтные ситуации с учителями или одноклассниками, буллинг могут стать триггером для агрессивного поведения.

- Личностные особенности. Некоторые дети имеют склонность к более импульсивным и агрессивным реакциям из-за особенностей нервной системы или характера. Это может быть связано с низким уровнем самоконтроля, повышенной возбудимостью или недостатком навыков эмоциональной регуляции.

Агрессия может проявляться как в физической (удары, толчки, драки), так и в вербальной форме (оскорбления, угрозы). Нередко агрессивные дети испытывают трудности в построении отношений с окружающими, чувствуют себя изолированными и непонятыми.

2. Тревожность: причины и проявления

Тревожность — это состояние постоянного беспокойства и ожидания негативных событий. Она может быть вызвана следующими факторами:

- Учебные и социальные нагрузки. Высокие требования к учебной деятельности, страх неудач, ожидания родителей или учителей могут провоцировать у детей тревожные состояния.

- Неуверенность в себе. Низкая самооценка, страх перед оцениванием со стороны окружающих, неуверенность в собственных силах усиливают чувство тревоги.

- Проблемы в отношениях с родителями и сверстниками. Конфликты, одиночество или трудности в социальной адаптации часто приводят к развитию тревожных расстройств у подростков.

Тревожные дети и подростки могут проявлять чрезмерную застенчивость, замкнутость, избегать общения, демонстрировать страх перед новыми ситуациями или испытаниями. Тревожность негативно влияет на обучение, снижает концентрацию внимания и мотивацию к учебной деятельности.

Методы работы с агрессией у детей и подростков

Работа с агрессивными детьми требует системного подхода, который включает как индивидуальные занятия с ребенком, так и взаимодействие с его окружением — родителями, учителями и сверстниками.

1. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Когнитивно-поведенческая терапия — это один из наиболее эффективных методов работы с агрессивными детьми и подростками. Основная идея этого подхода заключается в том, что поведение ребенка можно изменить через работу с его мыслями и установками. КПТ помогает детям осознавать свои мысли, которые вызывают агрессивное поведение, и заменять их на более позитивные и конструктивные.

- Работа с когнитивными искажениями. Агрессивные дети часто интерпретируют поведение окружающих как враждебное, даже если это не так. Задача психолога — помочь ребенку осознать эти искажения и изменить свои восприятия.

- Обучение самоконтролю. В процессе терапии дети учатся распознавать сигналы своего тела, указывающие на приближающееся агрессивное поведение (напряжение, учащенное сердцебиение и т.д.), и использовать стратегии для успокоения, такие как глубокое дыхание или визуализация.

2. Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой метод, при котором дети могут выражать свои эмоции через творчество — рисование, лепку, музыку. Это особенно полезно для агрессивных детей, которые не всегда могут вербализировать свои чувства и эмоции. Арт-терапия позволяет:

- Снижать уровень напряжения и агрессии. Творческий процесс помогает ребенку избавиться от накопленных негативных эмоций, а также снижает уровень внутреннего напряжения.

- Выражать эмоции в безопасной форме. В процессе арт-терапии дети могут свободно выражать свои чувства, не боясь осуждения или наказания.

3. Игровая терапия

Игровая терапия особенно эффективна для младших школьников. В игре ребенок может проигрывать конфликтные ситуации, учиться конструктивным способам решения проблем и находить новые модели поведения. Психолог может использовать ролевые игры для:

- Отработки навыков самоконтроля. В процессе игры дети учатся управлять своими эмоциями и реагировать на конфликтные ситуации не агрессивно, а сдержанно.

- Развития коммуникативных навыков. Игры помогают детям лучше взаимодействовать со сверстниками, находить компромиссы и решать конфликты мирным путем.

4. Тренинги по управлению гневом

Для подростков, испытывающих сложности с контролем агрессии, могут быть полезны тренинги по управлению гневом. На таких занятиях подростки учатся:

- Распознавать триггеры агрессии. Понимание того, какие ситуации вызывают гнев, помогает подросткам заранее подготовиться к ним и использовать стратегии саморегуляции.

- Использовать техники релаксации. Глубокое дыхание, медитации, упражнения на расслабление мышц помогают снизить напряжение и предотвратить вспышки агрессии.

- Конструктивно выражать эмоции. Подростки учатся выражать свои чувства словами, а не агрессивными действиями, а также находить приемлемые способы разрешения конфликтов.

Тревожность требует деликатного и продуманного подхода, включающего как когнитивные, так и эмоциональные методы работы. Основная цель — помочь ребенку справляться с тревогой, снизить уровень стресса и развить навыки эмоциональной саморегуляции.

1. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Как и в случае с агрессией, когнитивно-поведенческая терапия является одним из ведущих методов работы с тревожными детьми и подростками. КПТ помогает детям осознать свои тревожные мысли, которые часто носят катастрофический или иррациональный характер, и научиться заменять их на более реалистичные и позитивные установки.

- Работа с иррациональными мыслями. Тревожные дети склонны к чрезмерному драматизму и предвосхищению негативных событий. Психолог помогает ребенку осознать эти мысли и рассматривать их более объективно.

- Обучение методам саморегуляции. В процессе КПТ дети осваивают методы расслабления и управления стрессом, такие как глубокое дыхание, мышечная релаксация, техники визуализации.

2. Арт-терапия

Арт-терапия является эффективным способом работы с тревожными детьми, так как позволяет им выразить свои страхи и тревоги в творческом процессе. Этот метод помогает:

- Снизить уровень тревожности. Творческая деятельность успокаивает и отвлекает ребенка от тревожных мыслей, помогая ему расслабиться.

- Проработать внутренние конфликты. Арт-терапия позволяет детям визуализировать свои страхи и тревоги, что помогает им осознать и справиться с этими чувствами.

3. Игровая терапия

Игровая терапия также может быть полезна для тревожных детей, так как позволяет им прорабатывать свои страхи в игровой форме. В игре ребенок может проигрывать пугающие его ситуации, находя новые стратегии поведения и эмоциональной реакции.

- Развитие уверенности. Через игру дети учатся справляться с тревогой и развивать уверенность в себе и своих силах.

4. Тренинги по управлению стрессом

Психолог может организовать тренинги, направленные на обучение детей и подростков методам управления стрессом. В процессе таких тренингов дети осваивают:

- Техники релаксации. Глубокое дыхание, прогрессивная мышечная релаксация, медитации помогают ребенку справляться с тревогой и стрессом.

- Позитивное мышление. Дети учатся заменять негативные и тревожные мысли на более позитивные и конструктивные.

Одним из ключевых аспектов работы педагога-психолога является взаимодействие с родителями и педагогами, так как именно они играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Важно обучать родителей и педагогов:

- Развитию навыков конструктивного общения. Психолог помогает взрослым осознать, как их поведение может влиять на эмоциональное состояние ребенка и научиться поддерживающему и конструктивному взаимодействию с ним.

- Созданию благоприятной среды. Родители и педагоги должны понимать важность создания эмоционально безопасной среды, которая будет способствовать развитию у ребенка уверенности в себе и снижению уровня тревожности.

- Поддержке эмоциональной устойчивости ребенка. Психолог может рекомендовать стратегии поддержки ребенка в трудные моменты, помогая ему справляться с эмоциями и избегать чрезмерного стресса.

В заключение можно отметить, что работа с агрессией и тревожностью у детей и подростков требует комплексного и индивидуального подхода. Педагог-психолог играет ключевую роль в диагностике, профилактике и коррекции этих эмоциональных и поведенческих нарушений. Использование таких методов, как когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, игровая терапия и тренинги по управлению эмоциями, позволяет не только снизить уровень агрессии и тревожности, но и помочь детям развить навыки эмоциональной саморегуляции и успешной адаптации. Эффективная работа педагога-психолога должна также включать взаимодействие с родителями и педагогами, направленное на создание поддерживающей среды, которая будет способствовать гармоничному развитию и эмоциональной устойчивости детей и подростков.

 

Список литературы

1.Можгинский Ю. Агрессия у подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. – М.: Изд-во «Лань», 2008г., 28-241с.

2.Корнилова, Т. В. Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Овчарова, Р. В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков : учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×