МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ | Дружинина Ксения Александровна . Работа №321352
В статье рассказывается о методах работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые применяются в работе специалистами муниципального казенного учреждения Центр социальной помощи семье и детям (г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс).
В 2022 году в МКУ Центр социальной помощи семье и детям для повышения уровня компетентности родителей по вопросам комплексной реабилитации и ранней помощи было принято решение об открытии мини реабилитационного клуба для семей, воспитывающих детей с ОВЗ «Капли дождя».
Основное направление работы клуба – оказание педагогических и психологических услуг детям с ОВЗ и их родителям. С этой целью была разработана программа, рассчитанная на 1,5 месяца (24 занятия). Работа клуба включает индивидуальные и групповые консультации, вебинары, мастер-классы, лекции, занятия логопеда и психолога.
Содержание программы заключается в том, что на занятиях проводится психологический тренинг, рассчитанный на групповой и индивидуальный вид работы, направленный на коррекцию и приобретение знаний, необходимых для успешного общения со сверстниками.
Одной из успешно примененных методик стала сказкотерапия, которая тепло была принята родителями и с большим интересом – детьми.
Еще одним успешным методом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются занятия декоративно-прикладным творчеством.
К.А. Дружинина
Муниципальное казенное учреждение Центр социальной помощи семье и детям
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В России одной из основных тревожных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.
Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития.
Одним из таких нетрадиционных подходов является применение сказкотерапии. Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Он позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения и знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству.
Основными задачами сказкотерапии являются:
снятие эмоционального напряжения;
создание игровой доверительной атмосферы;
установление межличностных контактов между детьми;
формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
В 2022 году в МКУ Центр социальной помощи семье и детям для повышения уровня компетентности родителей по вопросам комплексной реабилитации и ранней помощи было принято решение об открытии мини реабилитационного клуба для семей, воспитывающих детей с ОВЗ «Капли дождя».
Основное направление работы клуба – оказание педагогических и психологических услуг детям с ОВЗ и их родителям. С этой целью была разработана программа, рассчитанная на 1,5 месяца (24 занятия). Работа клуба включает индивидуальные и групповые консультации, вебинары, мастер-классы, лекции, занятия логопеда и психолога.
Были сформированы группы по 5 семей (мама и ребенок) с учетом возраста и диагноза детей.
В 2022 году предпочтительный для занятий в клубе возраст детей с ОВЗ составил от 4-х до 7-ми лет. Всего в течение года было сформировано 6 групп (30 человек), частота проведения – 2 занятия в неделю.
Содержание программы заключается в том, что на занятиях проводится психологический тренинг, рассчитанный на групповой и индивидуальный вид работы, направленный на коррекцию и приобретение знаний, необходимых для успешного общения со сверстниками.
Одной из успешно примененных методик стала сказкотерапия, которая тепло была принята родителями и с большим интересом – детьми.
К работе родительского клуба также привлекался логопед, так как часто дети с ОВЗ, посещающие занятия родительского клуба, это дети с дизартрией. Задача логопеда – не просто устранить нарушения звукопроизношения, но и оказывать психологическое развивающее воздействие.
В совместной работе психолога и логопеда на занятиях клуба были использованы сюжетно-ролевые игры с применением лепки.
На занятиях с детьми с ОВЗ можно выделить следующие направления работы со сказкой: чтение сказок и беседа о прочитанном, игры, сказкотерапевтические занятия, а также в работу по сказкотерапии могут быть включены элементы проективного рисования и арт-терапии.
Игры по сказкам используются для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. В работе клуба предусмотрены следующие игры:
«Что сначала – что потом»
.
Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
«Собери картинку»
.
Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение,
упражняет
способность к высказываниям.
«Сказочное лото»
.
Детям раздаются иллюстрации к сказкам, которые разделены на поля. Все поля заполнены, кроме некоторых. Маленькие карточки-части иллюстраций раздаются детям в случайном порядке. Участники игры должны определить, откуда каждая карточка и найти ей нужное место на иллюстрациях.
«Сказочная викторина»
.
Дети отвечают на вопросы по сказкам и получают баллы.
Викторина
может
быть организована как индивидуальное занятие, так и как командное соревнование
.
Назовите сказочного героя или название сказки на каждую букву
алфавита
.
Сказкотерапевтические занятия учат различать и называть существенные признаки предметов, группировать их по функциональным признакам, уметь выделять главные и второстепенные функции предметов. А также с помощью таких занятий дети учатся сравнивать, классифицировать, характеризовать предметы и явления. В ходе таких занятий целесообразным является обращение к опыту самого ребенка, прослеживание в сюжете сказки собственных проблемных ситуаций и поиск путей решения с помощью изменения сказочного сюжета психологом совместно с ребенком.
Сказкотерапия в коррекционной работе максимально приближает ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для полноценного и последовательного освоения школьной программы.
Сказкотерапия для детей с личностными особенностями (агрессией, повышенной утомляемостью, гиперактивностью) – отличный способ научить их распределять внутренние ресурсы, помочь им быстрее освоиться в коллективе сверстников. Участвуя в инсценировках сказок, дети раскрываются, получают много положительных эмоций.
Еще одним успешным методом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются занятия декоративно-прикладным творчеством
Творчество – это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.
Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с особыми потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета творческая деятельность позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Роль творческой деятельности трудно переоценить. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто непонятны. Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.
Целью занятий декоративно-прикладного творчества – не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах.
Ведущая идея проведения таких занятий – создание комфортной среды общения, а потом уже развитие способностей, творческого потенциала, творческой индивидуальности каждого ребенка и его самореализации.
Основной задачей занятий декоративно – прикладным творчеством является воспитание эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.
В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память, развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи.
Достижение единства представлений и трудовых навыков необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.
На занятиях используются различные виды техник декоративно-прикладного творчества: аппликация, бумажный туннель, вытынанка, модульное оригами, торцевание, скрапбукинг.
Занятия разрабатываются с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Бумага, картон – доступный для ребенка универсальный материал – нашел широкое применение в работе на наших занятиях в таких техниках как аппликация, бумажный туннель, вытынанка, модульное оригами, торцевание, скрапбукинг. Особенно привлекает воспитанников возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, в оформлении тематических уголков, в качестве подарков на день рождения, к праздникам. Детские работы представляются на выставках.
Через различные действия с бумагой, картоном с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
На первый взгляд освоение данных техник с детьми ОВЗ кажется невозможным, но огромное желание прикоснуться к прекрасному помогает им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются творческие способности, прививается интерес к труду, создаются необходимые условия для успешной адаптации детей в социуме.