Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы работы с детьми с ОВЗ для формирования речевых навыков и общения | Долгаева Елена Васильевна. Работа №350482

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для формирования речевых навыков и коммуникативных. Описаны основные подходы, техники и упражнения, направленные на улучшение навыков общения, развитие понимания и выразительности речи у детей дошкольного возраста. Представлены практические примеры, которые помогут воспитателям наладить эффективное взаимодействие и создать условия для адаптации детей с ОВЗ в социуме.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, речевые навыки, общение, реабилитационный центр, коммуникативные способности, дошкольное образование, адаптация.

Методы работы с детьми с ОВЗ для формирования речевых навыков и общения

 

Долгаева Елена Васильевна, воспитатель

МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья» г. Магнитогорска

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для формирования речевых навыков и коммуникативных. Описаны основные подходы, техники и упражнения, направленные на улучшение навыков общения, развитие понимания и выразительности речи у детей дошкольного возраста. Представлены практические примеры, которые помогут воспитателям наладить эффективное взаимодействие и создать условия для адаптации детей с ОВЗ в социуме.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, речевые навыки, общение, реабилитационный центр, коммуникативные способности, дошкольное образование, адаптация.

 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от воспитателя не только особых педагогических знаний, но и чуткости, терпения и индивидуального подхода. В формировании речевых навыков и способности к общению у детей с ОВЗ ключевую роль играет создание благоприятной, поддерживающей среды, которая позволяет ребёнку ощущать себя безопасно и уверенно. На этапе дошкольного образования основой является развитие речевых и коммуникативных навыков, которые помогут детям в дальнейшем взаимодействовать с окружающими. Важно понимать, что развитие речи тесно связано с когнитивными процессами, сенсорным восприятием и эмоциональным состоянием ребёнка. Поэтому для воспитателей важно использовать различные методики и подходы, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Первым шагом в формировании речевых навыков является создание условий для развития у детей мотивации к общению. Очень важно, чтобы каждый ребёнок почувствовал необходимость и интерес к коммуникации. Здесь могут помочь так называемые «ситуативные беседы», которые организуются воспитателем в форме игры или через совместные занятия. Например, в процессе рассматривания ярких картинок или игрушек воспитатель может задавать вопросы, подталкивая детей к выражению своих мыслей: «Кто изображен на картинке? Что делает мальчик? Как ты думаешь, куда он идет?» Эти вопросы не только побуждают детей говорить, но и помогают им расширить кругозор и обогащать словарный запас.

При работе с детьми с ОВЗ особое внимание стоит уделять невербальной коммуникации. Для многих детей с речевыми нарушениями общение с помощью жестов, мимики или картинок может быть основным способом выражения мыслей и эмоций. Использование пиктограмм или карточек с изображениями помогает ребенку выразить свои желания и потребности, что особенно полезно для детей с аутизмом или задержкой речевого развития. Например, для обозначения действий или эмоций можно использовать карточки с изображением еды, сна, радости или грусти. Это помогает детям понимать свои чувства и учиться выражать их, что является важным элементом в формировании навыков общения.

Эффективным методом, помогающим развивать речевые навыки, является работа над звукопроизношением и артикуляцией. С помощью артикуляционной гимнастики и логопедических упражнений можно улучшить контроль за движениями губ и языка, что необходимо для четкого произнесения звуков. Например, можно предложить детям выполнять упражнения с такими заданиями, как «подуй на перышко» или «покажи зубки». Эти игровые задания делают процесс обучения интересным и вовлекающим для детей, а также способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Важно, чтобы воспитатель сам показывал правильные движения, чтобы ребёнок мог повторить за ним. Постепенно дети начинают овладевать навыками, которые позволяют им увереннее выражать свои мысли.

Работа с детьми с ОВЗ также должна включать развитие навыков слушания и понимания речи. Здесь полезны игры, направленные на восприятие и различение звуков, что помогает детям развивать слуховую память и внимание. Например, воспитатель может предложить детям закрыть глаза и угадать, что за звук они слышат: «пение птиц», «звук дождя», «шум машин». Такое задание развивает концентрацию и помогает детям лучше различать различные типы звуков, что необходимо для формирования навыков речи. Важно, чтобы воспитатель поощрял детей, задавал наводящие вопросы, помогая им уверенно отвечать и делиться своими ощущениями.

Кроме того, для формирования у детей с ОВЗ навыков общения и взаимодействия полезно использовать групповые упражнения и парные игры, которые побуждают детей взаимодействовать друг с другом. Например, игра «передай мяч» помогает детям учиться взаимодействовать в группе, развивает координацию движений и умение проявлять внимание к другим. Можно также организовать игры, где дети должны вместе выполнять определенное задание, например, построить башню из кубиков или собрать пазл. Это развивает у детей способность кооперироваться, учитывать действия других и следовать инструкциям, что важно для развития коммуникативных навыков.

Не менее важно использовать сказкотерапию и чтение в качестве метода для улучшения речевых навыков. Чтение простых и ярких сказок помогает детям лучше понимать структуру языка, расширять словарный запас и учиться понимать чувства и переживания персонажей. В процессе чтения воспитатель может задавать детям вопросы о героях сказки, их поступках и мотивах. Например, можно спросить: «Почему Колобок убежал?» или «Как ты думаешь, что чувствовала лиса?». Такие вопросы стимулируют детей размышлять, делиться своими мыслями и эмоциями, а также помогают детям лучше понимать чувства и действия других.

Кроме того, для детей с ОВЗ важно организовать регулярное взаимодействие с родителями, которые являются первыми помощниками в работе над развитием речевых навыков. Воспитатель может рекомендовать родителям игры и упражнения, которые можно выполнять дома: рассматривать иллюстрации в книгах, разыгрывать простые ролевые игры, выполнять задания на звукопроизношение. Это позволит ребёнку больше времени уделять практике речи и улучшать навыки общения в комфортной домашней обстановке.

Наконец, одним из самых важных факторов является создание в группе атмосферы поддержки и доброжелательности, где каждый ребенок чувствует себя принятым. Важно, чтобы воспитатель всегда поощрял любые попытки ребёнка общаться, даже если они пока далеки от совершенства. Поддержка и положительная обратная связь повышают уверенность ребёнка в себе, помогают ему открываться и проявлять интерес к общению.

Таким образом, работа с детьми с ОВЗ по формированию речевых навыков и развитию общения — это комплексный процесс, требующий разнообразных подходов и индивидуального внимания к каждому ребенку. Использование ситуационных бесед, невербальных средств коммуникации, артикуляционной гимнастики, сказкотерапии и групповых упражнений позволяет детям более уверенно выражать свои мысли и постепенно развивать навыки общения. Задача воспитателя — создать такую среду, где каждый ребенок, независимо от своих особенностей, будет чувствовать поддержку и интерес к процессу обучения, что способствует успешной социальной адаптации и развитию коммуникативных способностей.

 

 

 

 

Список литературы

Волобуева

М. В. Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ / М. В. Волобуева, А. И. Фролова. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 381-383. — URL:

https://moluch.ru/archive/315/71838/

Ильина

Г. М.

,

Гудина

Т. В.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами театрализовано-игровой деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета.

2019. №4 (91).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sredstvami

Тишина Л. А.

Д

ифференцированный подход к оценке коммуникативных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

// Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий».

2022. №.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-k-otsenke-kommunikativnyh-navykov-u-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×