Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы развития креативного мышления у дошкольников | Глебова Галина Анатольевна. Работа №345231

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена методам развития креативного мышления у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные подходы, способствующие формированию творческого мышления через игровые, художественные и экспериментальные виды деятельности. Описаны эффективные приемы, позволяющие воспитателю создавать условия для развития воображения, нестандартного мышления и умения находить оригинальные решения. Представлены практические рекомендации по внедрению этих методов в повседневную образовательную работу с дошкольниками.

Ключевые слова: дошкольное образование, креативное мышление, творчество, воображение, методы обучения, игра, развитие.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Глебова Галина Анатольевна, воспитатель

Структурное подразделение МАОУ "Беркутская СОШ"

Зиновский детский сад "Колосок"

 

Аннотация: Статья посвящена методам развития креативного мышления у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные подходы, способствующие формированию творческого мышления через игровые, художественные и экспериментальные виды деятельности. Описаны эффективные приемы, позволяющие воспитателю создавать условия для развития воображения, нестандартного мышления и умения находить оригинальные решения. Представлены практические рекомендации по внедрению этих методов в повседневную образовательную работу с дошкольниками.

Ключевые слова: дошкольное образование, креативное мышление, творчество, воображение, методы обучения, игра, развитие.

 

Развитие креативного мышления у дошкольников — одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Именно в этом возрасте формируются базовые способности к творческому подходу, воображению и поиску нестандартных решений. Креативное мышление помогает ребенку не только развиваться интеллектуально, но и эффективно адаптироваться к окружающему миру, находить новые способы взаимодействия с ним. Воспитатель играет ключевую роль в создании условий для развития креативности, используя различные методы и приемы, способствующие раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Одним из главных методов развития креативного мышления является игра. Игра для ребенка — это естественная форма познания окружающего мира, в которой он может свободно экспериментировать, фантазировать и находить необычные решения. Особенно полезны ролевые и сюжетные игры, где дети представляют себя в различных ролях, придумывают новые ситуации и активно взаимодействуют со сверстниками. Например, игра в «космическое путешествие» или «сказочную страну» позволяет ребенку проявить фантазию, придумывая новые миры и правила, что стимулирует развитие креативного мышления. Важно, чтобы воспитатель поощрял инициативу детей в придумывании сюжетов и активно поддерживал их творческие идеи.

Еще одним эффективным методом является использование художественных и творческих заданий. Изобразительная деятельность, лепка, конструирование — это формы работы, которые непосредственно способствуют развитию креативности. Однако важно не просто предлагать детям стандартные задания (например, нарисовать дерево или слепить домик), а давать им свободу для самовыражения. Например, можно предложить детям изобразить «воображаемое существо», придумать и нарисовать необычный транспорт или создать свою собственную сказку. Такие задания стимулируют у детей поиск новых решений, развитие воображения и способность выходить за рамки привычных представлений.

Особую роль в развитии креативного мышления играет создание проблемных ситуаций, которые требуют от ребенка нестандартного подхода к решению. Это может быть задача, для которой нет очевидного решения, и которая позволяет ребенку самостоятельно искать различные варианты выхода. Например, можно предложить детям решить, как спасти игрушку из «ловушки», не используя привычные методы. Такие задачи побуждают детей размышлять, экспериментировать и комбинировать различные знания и навыки, что является важным элементом креативного мышления.

Применение метода «мозгового штурма» также эффективно для развития креативности у дошкольников. В процессе мозгового штурма детям предлагается высказать как можно больше идей на заданную тему, не оценивая их правильность или целесообразность. Важно, чтобы дети чувствовали свободу выражать любые мысли и предложения, даже если они кажутся необычными или невозможными. Например, воспитатель может задать вопрос: «Как бы мы могли сделать так, чтобы игрушки сами убирались на место?» — и предложить детям придумать самые разные идеи. Это развивает у детей способность генерировать новые мысли, не бояться ошибок и критики.

Музыкальное и театральное творчество также вносят значительный вклад в развитие креативного мышления. Пение, танцы, игра на музыкальных инструментах помогают детям раскрыть свой внутренний мир и развивать фантазию. Театрализованные постановки, где дети играют придуманные роли, создают сценарии и придумывают костюмы, стимулируют у них воображение и учат находить новые способы выражения себя. Важно, чтобы воспитатель не ограничивал детей жесткими рамками и позволял им вносить свои идеи в процесс создания спектаклей или музыкальных номеров.

Еще одним важным методом является экспериментальная деятельность. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, и важно поддерживать их стремление к экспериментам. Предложение детям провести простые опыты, такие как смешивание красок для получения новых цветов или постройка башни из нестандартных материалов, помогает развивать у них способность мыслить нестандартно и искать оригинальные решения. Эксперименты стимулируют интерес к окружающему миру и учат детей, что результат не всегда предсказуем, но это часть творческого процесса.

Не менее важно для развития креативного мышления создание благоприятной психологической атмосферы. Воспитателю необходимо создавать среду, в которой ребенок чувствует себя свободным в выражении своих мыслей и идей. Поддержка со стороны взрослых, поощрение любых творческих проявлений и уважение к мнению ребенка — это важные условия для формирования уверенности в своих силах и развития творческого потенциала. Важно избегать критики и оценочных суждений на этапе творческой работы, чтобы не сдерживать инициативу и не ограничивать воображение детей.

Коммуникативные навыки также играют важную роль в развитии креативного мышления. Совместная работа над творческими проектами, коллективное обсуждение идей и задач учат детей делиться своими мыслями, слушать других и комбинировать различные идеи для создания нового. Например, можно предложить группе детей вместе придумать историю или нарисовать общий рисунок, где каждый ребенок вносит свой вклад. Такие задания учат детей не только творчески мыслить, но и работать в команде, уважать мнение других и развивать коммуникативные навыки.

Таким образом, развитие креативного мышления у дошкольников требует комплексного подхода, основанного на использовании различных методов и приемов. Важно, чтобы воспитатель активно включал детей в творческую деятельность, поощрял их инициативу и создавал условия для свободного самовыражения. Игра, художественная и экспериментальная деятельность, совместные проекты и проблемные ситуации — все это способствует развитию у детей способности мыслить нестандартно, находить оригинальные решения и раскрывать свой творческий потенциал. Креативное мышление, сформированное в дошкольном возрасте, станет основой для успешного личностного и интеллектуального развития в будущем.

 

Список литературы

 

Зайцева О.Ю., Карих В.В. Креативность воспитателя как условие развития креативности детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2017. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-vospitatelya-kak-uslovie-

razvitiya-kreativnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09.2024).

Сомова У.А. Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста // Вестник магистратуры. 2014. №12-4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 26.09.2024).

Щупак А.Г.,

Везетиу

Е.В. Формы и методы развития креативности в творческой деятельности дошкольников // Педагогический вестник. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-razvitiya-kreativnosti-v-tvorcheskoy-deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 26.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×